
Ваша оценкаРецензии
Аноним22 октября 2018 г.Очень хорошая детская повесть о крепостном праве, о первом русском общественном театре и его основателе Федоре Волкове.
Кому-то покажется слишком просто и примитивно, но не забывайте, что писала Могилевская для детей.
Как по мне, так познавательно, интересно и очень грустно, если вспомнить судьбу бедной Насти.
Если ваши дети увлекаются театром, то это книга точно для них. А если вы живете или хотите посетить Ярославль — так прочитайте её вслух.
Уверяю, вам это тоже понравится!52909
Аноним21 мая 2019 г.Бывают же такие дни, когда солнце светит только для тебя!
Читать далееСложно собрать в кучку мысли, сложно выразить то, что на душе творится после этой повести. Четыре раза я переписывала начало своего отзыва. И только теперь могу сказать что-то толковое.
Давайте начнем издалека. Стиль. Эта сказочность, эта простота... Как будто сидишь в девичьей или в людской и слушаешь, как сама Настя рассказывает свою историю на разные голоса. Сложно оторваться, не замечаешь, как страница сменяет страницу.
Повесть чистая, светлая, но без прикрас. Не выхолощенная сказка, где все у всех хорошо, а зло всегда терпит поражение. Не калька с бесконечными happy end'ами, не слезовыжимательная плохонькая драма. В развязку не веришь до самого конца, надеешься на иной исход, но когда прочитываешь последнюю строчку, понимаешь, что по-другому было бы нереалистично. И понимаешь, что не всегда хорошие люди получают то, чего заслуживают.
Прочитать - и не забывать.
47888
Аноним16 июля 2025 г.Читать далееЯ убеждена: один из признаков настоящего таланта детского писателя — это когда его книги одинаково интересно читать и детям, и взрослым. Когда не возникает ощущения, что вот в детстве мне бы, может, понравилось, а теперь — скучновато. Софья Могилевская точно относится к числу таких авторов.
«Повесть о кружевнице Насте» — первая книга из её трилогии о русском театре — переносит нас в Ярославль XVIII века, в эпоху зарождения первого настоящего русского театра. Да, театры в России были и до Волкова, но это были либо дворцовые постановки для знати, либо гастролирующие труппы, игравшие на иностранных языках. Волков же стал первым, кто создал театр для народа — с пьесами русских авторов (особенно он любил Сумарокова) и переводными произведениями, поставленными на русском языке.
Второе важное отличие его театра — доступность. Билеты были недорогими, и практически любой желающий мог попасть на спектакль. Ярославцы этой возможностью активно пользовались.
Что же касается самой Насти — главной героини повести, — то, скорее всего, она персонаж вымышленный. Я не поленилась и поискала информацию о труппе Фёдора Волкова: женщин в первых составах не было. Да и представить, что купеческий сын, пусть и без ума от театра, стал бы тогда всерьёз замечать крепостную девушку — сложно.
Тем не менее, образ Насти получился живой, убедительный и очень трогательный. Она органично вплетается в ткань повествования, придавая ему особый свет и человеческое тепло. Через её судьбу мы не только наблюдаем рождение русского театра, но и вспоминаем о тёмной и тяжёлой части нашей истории — крепостном праве, которое так долго было нормой.
"Повесть о кружевнице Насте" - это не просто история о театре. Это история о свободе, мечте и силе таланта, который может пробиться даже сквозь границы сословий и условностей. Книга оставляет после себя ощущение света, тихой грусти, уважения и благодарности к тем, кто веками создавал русскую культуру.
30142
Аноним11 мая 2019 г.Читать далееФёдор Волков – реальное лицо, просветитель, основатель первого постоянного русского театра. Крепостная кружевница Настя – собирательный образ того народа, который от просвещения оторван искусственно. Да, она прекрасно поёт и наделена актёрским талантом. Но где ей всё это применить? Разве что скрасить унылую жизнь в девичьей. И вот она слышит про удивительную вещь – театр. Мало того – однажды туда попадает. И там её – ценят! Дают главные роли. И даже – о, счастье! – учат читать.
Но Настя – собственность. Следовательно, самостоятельно распоряжаться своей судьбой не имеет права. Владелица же её, религиозная фанатичка, смотрит на театр, как на прямую дорогу в ад. И свою крепостную девку туда не отпустит. Даже когда будет нуждаться в деньгах - за хорошую цену. Вот так. Из принципа. Будучи свято уверенной, что делает благое дело, ибо отвечает за своих крепостных перед Богом.
В свою очередь Фёдор Волков – идеалист. Который готов сделать всё, лишь бы вступиться за Настю, но не представляет, с какой стеной предстоит столкнуться. И дело тут не в бюрократии. При желании препятствия можно было бы обойти. Но ссориться с могущественной покровительницей? Подчиниться какому-то юному выскочке, у которого всего-то силы – указ императрицы? Обострять отношения с каким-никаким, но дворянством? И из-за чего? Из-за господского имущества?
Праздник кончился. Он и должен был кончиться – тревожные звоночки звучали в повести постоянно. Судьба развела двух талантливых (и любящих друг друга?) людей. И никакой надежды не остаётся…
Вновь к судьбам Фёдора Волкова и Насти Могилевская обращается в повести «Театр на Арбатской площади». И финал там ещё печальней: Фёдор Волков, готовя коронацию Екатерины 2, сильно простудился и умер (что соответствует действительности). Ну а жизнь Насти после расставания её с театром фактически была кончена навсегда.
П.С. Впрочем, даже если талантливому крепостному везло, и он становился актёром в принадлежащем барину театре (мода на которые развилась при Екатерине 2), его судьба была незавидной. Ведь что такое крепостной актёр? По сути, живая игрушка – со всеми вытекающими из этого последствиями. Об этом повесть Могилевской «Крепостные королевны».25790
Аноним18 декабря 2023 г.Читать далееСамая середина 18 века. Крепостничество, подневолье в расцвете. Человек - сам себе не хозяин. Хорошо, если детство будет более-менее счастливым при любящих и хороших родителях, при покладистом хозяине-помещике. А подросший ребенок уже представлял для себя ценность для хозяев-барьев. Вот и распоряжались как хотели. И думаю, реже попадались среди хозяев люди умные, образованные, мудрые и просто человечные. Чаще спесивые, жадные и самолюбивые самодуры. Как и хозяева крепостной Насти, очень талантливой девушки. Девочки даже. Легкая на подъем, веселая, добрая. И такая талантливая! Она завоевала дружбу и расположение многих. И какой у нее был талант. Настоящий. Не повезло этой девочке родиться в такое время, в таком месте и у таких хозяев.
Но даже уважаемый основатель театра Федор Волков, который заметил и оценил талант Насти, ничего не смог сделать. Как унизительно и как грустно, что жизнь талантливых и прекрасных людей зависит от глупых и жестоких законов, которые приняли недалекие, жестокие и жадные люди. Приняли для себя, чтобы своей жадности потакать, чтобы свою лень обрабатывать.
Слушала аудиокнигу в исполнении Валентины Савенко. Впервые слушала книгу в исполнении этой чтицы. Очень понравилось чтение. Очень профессиональное, выразительное и артистичное. Ощущаешь себя в том времени среди вольных и подневольных людей 18 века. Видишь и слышишь всех героев повести.18250
Аноним5 октября 2018 г.Читать далееЗдорово, что книги Софьи Могилевской из серии "Трилогия о русском театре" написаны в совершенно одинаковом стиле. Тем более, что этот стиль помогает влиться в историю. Язык повествования переносит нас в ту эпоху, о которой рассказывает автор.
Главная героиня этой книги - крепостная девушка Настя. Из села её забирают в барский дом, обучают пелсти кружева. Девушка очень живая и веселая, развлекает всех мастериц сказками и песнями. Но вот невзлюбила её старшая над девушками, и попадает Настя в помощницы по кухне. Но девушке это только на руку. Потому что теперь у нее есть возможность изредка сбегать в театр, который устроил в Ярославле Федор Волков. В то время женщин не допускали к игре в театре, но Федор решается дать Насте роль.
Судьба к девушке оказывается не благосклонна. Ничего хорошего из этой затеи не выходит.
Очень интересно описывается жизнь того времени. Привычки хозяев, поведение подневольных крестьян. У автора, на мой взгляд, просто талант. Она пишет очень просто, но при этом повествование берёт за душу.7515
Аноним17 августа 2021 г.Читать далееХорошая книга, интересная, историческая. О первом театре в России ( в Ярославле), о Фёдоре Волкове, основателе театра, и о крепостном праве. К сожалению, и у нас в стране было рабство, но только не по цвету кожи, а по рождению... Отменённое всего то 160 лет назад! Подумать только... Книга написана увлекательно, живо. Оторваться было сложно. Оказывается, она входит в трилогию повестей о театре Софьи Могилёвской! Причём, одну книгу я уже читала «Театр на Арбатской». И от обеих в восторге )) Осталось прочесть последнюю.
4399
Аноним27 января 2016 г.Как "популяризация" Фёдора Волкова, его театра и древнего Ярославля - это познавательно, интересно и здорово. Но что здесь делает Настя? На протяжении всего произведения ждала какой-то развязки, связанной с ней, но прочитав финал отчасти даже разочаровалась в книге. Кружевница здесь просто как иллюстрация ужасных будней времен крепостного права? или для романтического антуражу? Непонятно...
3449