
Ваша оценкаРецензии
Аноним1 июля 2024 г.Читать далееВо взрослом возрасте заново открываю для себя творчество Константина Паустовского и осознаю, что его творчество глубоко трогает мою душу. "Телеграмма" — рассказ, который читаешь на одном дыхании. На его чтение у меня ушло около 15 минут, но сколько же мыслей и эмоций после прочтения! Великое произведение о самом важном, что есть в нашей жизни, о семье. Вот только иногда получается так, что как раз самым важным человек и пренебрегает.
Главная героиня рассказа — пожилая женщина Катерина Петровна, совсем одинокая, хотя и есть у неё дочь Настя, живущая в Ленинграде. Доживает старушка последние дни, а от дочери и вестей-то нет, только деньги она иногда присылает. Занятая Настя не может найти свободное время, чтобы написать матери письмо, а та всё ждёт и надеется. Каждый раз Настя откладывает на потом поездку в родное Заборье. Не хочется ей возвращаться в сельскую глушь, она уже привыкла к живому, красивому, многогранному большому городу. Вот только однажды может стать слишком поздно.
Невозможно без слёз читать историю женщины, умирающей в одиночестве. Никто не был с ней рядом на закате жизни, кроме соседской Манюшки и старого Тихона. А Настя опоздала. Всего на 2 дня, но уже не застала Катерину Петровну в живых. Невозможно представить всей боли, которая обрушивается на человека в тот момент, когда он понимает, что не успел даже попрощаться с тем, кто был самым близким.
И всё же, несмотря на поступок Насти, автор пишет так, что ты не осуждаешь её, а задумываешься о том, чтобы не оказаться в подобной ситуации. Этот рассказ не только про Настю, но и про всех нас. Иногда стоит просто остановиться, поставить на паузу всю суету вокруг и подумать о тех, кто нам дорог: позвонить, написать, сказать, как сильно мы их любим.
1081,3K
Аноним16 января 2015 г.Болит
Читать далееНаши близкие, самые родные, самые замечательные люди на свете, наши родители, не ждут от нас чуда, не требуют богатств и поклонений. По сути, они вообще ничего от нас не хотят, кроме того, чтобы мы были живыми, счастливыми и здоровыми.
Этот рассказ Паустовского - укол в сердце. Укор. Даже для тех, у кого нет угрызений совести. Это словно ангел, нежной, утонченной, но карающей рукой, указывает мне моё место. Это напоминание о том, что вот сейчас, сию минуту, мне надо позвонить маме, услышать её голос, сказать ей, что я её люблю. Пока не поздно. Пока есть время.
Пронзительно. До глубины души.
Телеграмма ранит, но я не жалуюсь.
Телеграмма возвращает в реальность.
Болит.917,9K
Аноним8 февраля 2020 г.Напишите родителям!
Читать далееДо этого рассказа не читал произведений Паустовского, только мультфильм "Тёплый хлеб" смотрел.
И когда в "Дайте две" выпал данный рассказ, первой мыслью было "Вот и настал момент познакомиться с произведениями этого писателя".
Недаром Марлен Дитрих встала перед ним на колени и назвала этот рассказ своим любимым.
Мне больше понравился другой рассказ писателя, но и этот очень хорош. Заметил, что Паустовский противопоставляет в своих текстах старость и молодость, между его главными героями обычно большая разница в возрасте. Так и в этом рассказе, речь идёт о старой женщине Екатерине Петровне, которая живёт в деревне Заборье и три года не видела свою дочь Настю. А Настя живёт в Ленинграде и помогает пробиться молодым художникам и скульпторам, организуя им выставки и выводя в свет. Кстати, тема искусства, особенно музыки, тоже распространена в произведениях автора. И вот, соскучившись по дочери, Екатерина Петровна посылает ей телеграмму...
Прочитал этот рассказ, потом второй и, когда оторвался от книги, было прочитано пять рассказов и сказка, на очереди повести писателя, произведения которого советую почитать всем и каждому, независимо от пола и возраста.744,9K
Аноним17 апреля 2025 г.Читать далееНу да, грустная история.
Все мы смертны... (но) и нередко сопереживательны... "и милосердие иногда стучится в их сердца", как говаривал другой классик ("милосердие" в данном случае можно заменить на "жалость")...
Настя, хорошая, в сущности девушка проплакала всю ночь в комнате матери, может даже упрекая себя, что вот, мол, о чужих людях заботу (по работе) проявляю, а про маму как-то забыла... Хотя это не так конечно.
Про маму она помнила (и деньги периодически высылала), просто помнила она о маме гораздо меньше, чем мама про неё... И такая ситуация, видимо, нередка в нашей жизни.
Вот, собственно об этом и весь рассказ.
Ну и мерцающие описания фоновых событийностей.
Природа и пейзажи -обычные для Паустовского.
"Психологический" Гоголь и мышка, "обманутая тишиной" -уже нечто новое.
Хорошая вещь, одним словом, что есть, то есть.
Что здесь ещё сказать.69437
Аноним28 ноября 2019 г.Цените тех, кому вы по-настоящему дороги
Читать далееТрогательный короткий рассказ о последних днях старушки, одиноко живущей в деревне. У пожилой женщины есть единственная дочь Настя, которая работает в Ленинграде секретарём в Союзе художников. Настя очень, ну просто очень занятой человек, у которого совершенно нет времени не только на то, чтобы навестить мать, но даже написать ей полноценное письмо.
«Телеграмма» берёт за душу, создавая сильный эмоциональный накал и напоминая о бренности всего сущего и бесценности дней, часов, которых порой отчаянно не хватает. Но для достижения большего эффекта автор, на мой взгляд, несколько жертвует реалистичностью.
Трудно представить, как можно ни разу не навестить мать в течение трёх лет, если ты не живёшь на другом континенте во времена отсутствия авиасообщения и тебе нужно просто сесть на поезд. Для этого, как правило, нужен весомый повод, какая-то незарастающая рана, глубинная обида, сидящая как заноза. Ни о чём таком в рассказе не говорится, просто дочери постоянно не хватает времени. Даже записка от матери, где та сообщает ей о своём состоянии, не может заставить молодую женщину выделить пару дней, чтобы навестить маму (единственного в её жизни родного человека). Она, понимаете ли, должна организовать выставку безвестного талантливого скульптора, а в деревне так скучно...
На фоне описываемых событий издёвкой звучит фраза работающего с Настей деятеля искусства:
– В наши дни, – говорил он, покачиваясь и придерживая очки, – забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать.В рассказе встречаются поэтичные описания природы. К примеру, «над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи, из них назойливо сыпался дождь» или «за широким окном косо летел снег, заносил туманом Неву, таял в её тёмной воде».
«Телеграммой», кстати, восхищалась Марлен Дитрих, которой удалось увидеться с Константином Паустовским во время её выступления в Москве.
674,4K
Аноним6 января 2015 г.Читать далееПрактически с первых строк вспомнила, что очень давно читала этот рассказ. Имена откликнулись в душе, как родные, и накрыла волна пережитых эмоций.
Я вспомнила, что в прошлый раз шмыгала носом на последних строках рассказа и знала - будет так же.
Не ошиблась - я плакала.
Телеграмма может ассоциироваться с праздником. Но чаще это слово вызывает чувство тревоги за родных и близких.
Случается, что телеграмма - единственный помощник наверстать упущенное…успеть. Страшно, когда от маленького клочка бумаги зависит многое.
Думаю у всех (мне хочется думать именно так) после этого рассказа возникнет желание поехать к родителям, обнять или хотя бы позвонить и сказать пару простых, но таких важных слов.
Одно вовремя сказанное «люблю и скучаю!» может сделать близкого нам человека счастливее.
«Ждите – еду!» – возможно, продлит жизнь.624,4K
Аноним20 октября 2025 г.Она дошла...
Читать далееНаконец-то она до меня дошла... Эта трагическая телеграмма. Из далёкого - недалёкого лета 2022 года, когда мне послали её в качестве совета - прочитать столь известный рассказ любимого автора, к тому же ознаменованный всем известной фотографией с Марлин Дитрих, стоящей на коленях перед Паустовским. Я была не дома, но с книгой рассказов автора и открыла содержание - что ж, вот она телеграмма, которая должна вызвать поток слёз. Но я решила не поддаваться чувствам, чтобы не развлекать окружающих своими мокрыми глазами. В общем, справилась... Однако, когда следом пошли остальные, можно сказать, детские истории Паустовского, то подловил таки он мои маленькие слёзки на обожжённых заячьих лапках, и даже хочется что-нибудь написать о них...
Так что да, настрой - дело великое, и поэтому я так же долго искала нужное состояние для написания отзыва на столь животрепещущую тему, так печально прозвучавшую в истории, подобных которой, я уверена, хватало и хватает в жизни всегда. Особенно раньше, когда не было сотовой связи и интернета, а люди ещё не до конца покинули далёкие от цивилизации деревни. Хотя и сейчас даже любящим и заботливым детям не всегда удаётся подловить смерть родителей. Что же тут поделать - такова несовершенная и негармоничная наша жизнь...
И всё же... Очень жалея бедную женщину, умирающую в одиноком доме, я не хочу осуждать эту девушку, которая опоздала и застала лишь могильный холмик вместо живой матери. Мне хочется как можно деликатнее и аккуратнее проанализировать эту тяжёлую тему, потому что она очень ранима для многих, не даром перед Паустовским знаменитая певица опустилась на колени - так потряс её рассказ, и видимо чувство благодарности вызвало такой сердечный порыв.
Девушка была хорошая. Это видно из описаний и подачи автора, когда он немного рассказал о её жизни. Таким противоречием и усложняется, на мой взгляд, восприятие этой грустной истории. Настя была ответственная, как мне кажется, добрая и очень не равнодушная к людям, потому что сама работа секретаря в Союзе художников, где приходилось уговаривать и примирять неуживчивых и амбициозных творческих личностей, говорит сама за себя... Почему же так получилось с родной мамой?
Я долго размышляла после прочтения. И мне не хотелось судить, а хотелось именно понять. А понять её и просто и сложно одновременно. Простота в том, что - расстояние. С глаз долой - из сердца вон. Эти довольно жестокие слова распространяются на многие отношения, к сожалению. А особенно на отношения с родителями. Большинство детей воспринимают их, как некую данность, которая была в детстве, потом периодически всплывает в тяжёлые минуты жизни и достаточно тяготит, когда за ними нужен уход и дополнительная забота. Почему?
Потому что, родителей не выбирают, и не у всех устанавливается, помимо перечисленных мною этапов, дополнительная тесная связь - потребность, которая и вызывает естественную тягу и притяжение, как просто между людьми. Если её нет, то остаётся просто сухой долг, который не всегда срабатывает, увы... Иногда мешает слишком заполненная собственная жизнь, иногда обиды или, скажем, плохое воспитание. Насте, я думаю, помешали - расстояние и её загруженная, к тому же одинокая жизнь в большом городе. А связи, о которой я упомянула, видимо, не было.
Кто в том виноват? Не знаю, какова была сама мама, какой выросла дочь, и что там вообще было в детстве. Автор не описал. Уместна поговорка : чего глаз не видит - то сердце не печалит. Видимо, естественной тяги к маме не было, а долг поглотили жизнь и километры, увы. Поэтому редкие приезды и думы о матери. Кто в том виновен? Наверное, все и всё понемногу. Поэтому не сужу, а стараюсь понять. И конечно мне жалко и ту, и другую. Одна умерла, не видя родного человека рядом, а другая никогда себе этого не простит...А вот такие рассказы действительно будят наши уснувшие чувства долга. Потому что, даже если нет любви, то он - то точно должен быть к тому, кто помог нам начать жить. И это очень страшно - болеть и умирать в одиночестве. Просто страшно...
Удивительно, что дошла до меня эта телеграмма именно в октябре, хоть и через 3 года после отправления, но лучше поздно, чем никогда...
"Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.
Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.
Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.
По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо."61456
Аноним8 декабря 2024 г.Читать далееСуществует знаменитая фотография, где Марлен Дитрих стоит на коленях перед высоким худым стариком. Этот старик - Константин Паустовский. А Дитрих на коленях потому, что когда-то прочла рассказ "Телеграмма" и мечтала поцеловать руку человеку, который ее написал.
Это действительно великий рассказ. Константин Георгиевич взял незамысловатый сюжет, описанный в невероятном количестве произведений и сделал из него шедевр, причем уместив в форму короткого рассказа.
Казалось бы, мы знаем много случаев, когда дети пренебрегают своими престарелыми родителями, не приезжая, оставляя умирать в одиночестве. Или просто слишком редко навещая, потому что жизнь сложная, есть (как кажется), более важные дела, а с родителями еще успеем. И когда они уходят, потом себе места не найти от тоски и не сказанных вовремя слов, не услышанного от мамы или папы напутствия, без последнего поцелуя. И автор смог это подать не осуждая, без назидания и укора. Потому что зачастую опоздавший так себя уже наказал, что остается лишь сочувствие.
А Марлен Дитрих успела и увидеть автора и поцеловать ему руку. Несмотря на Железный Занавес, ее мечта исполнилась.
Все должно случатся вовремя.52544
Аноним6 февраля 2015 г.Читать далееВ малой прозе есть своя абсолютная прелесть. А уж в рассказах Паустовского — особенно.
Не надо ничего расписывать, рассказывать предисторию. Есть здесь и сейчас, а остальное неважно.
Кто здесь главная героиня? Пожилая немощная женщина, которая мечтает перед смертью увидеть свою единственную дочку? Или эта самая дочка: молодая, востребованная, посылающая матери весьма неплохие деньги, но не находящая времени для того, чтобы черкнуть ей пару слов?
Чья боль сильней: старухи, которая не дождалась или Насти, которая не поторопилась и боль потери и муки совести теперь будут терзать её постоянно?Пронзительно. Грустно. И так жалко родителей! Не молодеют ведь... А я их очень-очень люблю.
443,1K
Аноним4 октября 2018 г.Позвоните родителям!
Читать далееБывает так что твоя жизнь раскалывается на две части. С этого момента она чётко делится на ДО и ПОСЛЕ. Сколько бы времени не прошло, а ты все равно будешь помнить каждую мелочь, все что происходило и окружало тебя в тот самый момент, после которого ты не смог смотреть на происходящее теми же глазами, что и раньше.
И как дурак ты кусаешь локти и пытаешься в памяти, в мыслях, в мечтах отмотать назад, ну что бы хоть разочек, хоть на минуточку было как раньше и за эту минуточку можно было бы успеть хотя бы сказать...
Такие фразы как «нужно читать всем» я не произношу обычно, вкусы же у всех разные, правда, и убеждать кого то, что та или иная книга хороша, смысла не вижу. Но Паустовский написал вот просто душераздирающий рассказ. И вот его действительно нужно всем прочитать. И хоть ничего радикально нового мы не узнаем, глаза на мир он нам и открывает, но он находит правильные слова, чтобы размазать читателя и в очередной раз показать на то, что все таки в жизни важно. Не жалейте время, там чтения на 15 минут, но перед тем как читать бросьте все дела и просто позвоните родителям!433,1K