
Ваша оценкаРецензии
Аноним21 апреля 2022 г."Проклятье амазонкам и войне"
Читать далееТриллер в древнегреческих декорациях от представителя немецкого романтизма – смесь, мягко говоря, внезапная, гремучая и ужасно любопытная. Клейст здесь переосмысливает одну из версий мифа о царице амазонок Пентесилее и богоравном Ахилле. И пусть без приписок к репликам Диомеда не отличишь от Одиссея, а Протою от Астерии, по большому счёту важны только голоса Ахилла и Пентесилеи.
Насыщенный событиями день, описываемый в пьесе, случился после событий "Илиады", но ещё до падения Трои, то есть Ахилл ещё жив, но уже и гневался, и горевал, и мстил, и вёл себя великодушно. Впрочем, весь этот бэкграунд "Илиады" в пьесе никак не проявляется, Клейст по большей части заимствует только самые яркие черты героев: Ахилл – лучший воин греков, Одиссей – хитрец и т.д. Ну и Ахилл вновь индивидуалист и ставит собственные "хотелки" превыше славного общего дела, тем самым выводя из себя других греческих царей.
Так вот, к пьесе. Бились дарданцы с данайцами, то бишь троянцы с греками, и тут налетел на них вихрь – полчища неистовых амазонок, "как с облаков сошедшая Афина." Грозные дочери Ареса во главе со своей царицей сражаются с обеими сторонами, да так безудержно, что
Троянец от ударов амазонки
Спасается под греческим щитом,
А грек его от девы прикрывает,
И общему смертельному врагу
Дают отпор и тевкр и грек совместно,
Как будто не похищена Елена.В особенности буйствует Пентесилея, положившая глаз и копьё на красавца Ахилла. А он своим "стоит, не дрогнув" разрушает весь воинственный образ царицы, столь эффективно устрашающий окружающих. Девушка становится буквально одержима и желанием убить Ахилла, и слиться с ним в экстазе. И не сказать, что порывы другой стороны так уж различаются. Прямо брачные игры помешанных, не умеющих иначе выражать свои чувства.
тот, кто один достоин
Быть мной сраженным, не сражен еще.Амазонки предостерегают свою царицу и открыто выступают против её навязчивой идеи. Не то чтобы они какие-то добрые, но здраво понимают, что одержимость Пентесилеи и затмевает в ней разум воина, и вредит всему войску. И пусть странное поведение амазонки получит своё объяснение:
свято чтит она обычай,
Который запрещает ей любить
Того, кто ею в битве не повержендаже для дочери своего народа она выходит за все рамки допустимого, повергая в злость и отчаяние и своих подруг, и жриц Дианы.
В последних же явлениях развернулось такое безумие, что я невольно начала сочувствовать впутавшемуся во всё это Ахиллу. Впрочем, ему с самого начала не стоило потакать чужому бреду, ещё и понадеявшись, что сам он от этого бреда избавлен. А ведь не Одиссей он, совсем не Одиссей, ибо тот бы точно придумал, как выкрутиться.
41577
Аноним23 мая 2017 г.Читать далееВообще, античным героям, а участникам троянской войны, в особенности, давно пора присвоить звания заслуженных. За выслугу в веках. За универсальность и ненавязчивость. Драматургам пора отчислять им проценты в их олимповский фонд. Тягают их без конца по драмам, а они и рады подыгрывать. Если их всех собрать - шекспировских, мердоковских, то никаких стен Трои не хватит все эти осадные драмы вместить. Но они, слава богу, не одновременно. Может, поэтому и не стареют герои, наоборот, с каждым явлением омолаживаются.
Вот и представитель немецкого романтизма без них не обошелся, позвал эту труппу к себе. Если честно, то я сейчас в затруднении, мне бы очень хотелось написать ЧТО я думаю по этому поводу, но я отдаю себе отчет в том, что вещь эту мало кто читал. А зря. Поэтому позволю себе, пожалуй, рассказать о нетипичной расстановке сил под Троей.
Осада. Греки. Сражения. Устоявшиеся противовесы в силах противника. Ситуация становится утомительной. Но не тут-то было! Откуда ни возьмись, налетают на героев-греков орды амазонок и без объявления мотивов начинают толи драться, толи красоваться. С греками драться! Греки - воины матерые, пытаются их склонить на свою сторону, что бы одолеть троянцев, но тщетно. У амазонок свой интерес, им нужен репродуктивный ресурс, с хорошим набором генов. Греки - самое то.
Но не все так озорно и задорно. Хотя, могло бы тем и кончиться. Амазонки с приплодом, Троя выкрутилась бы, пока греки отвлеклись на важное дело. А может и нет. Но это все предположения. Дальше начался просто психологический триллер. Эпицентром которого явилось странное поведение главной амазонки Пентесилеи. Ей богами велено любить лишь обратив избранника в рабство. Она воительница и научена бить на поражение. Вкус у нее при этом хороший и нравится ей, конечно, Ахилл. Так нравится, что теряет она способность разумно мыслить... И на поражение, на поражение бьет она своего Ахилла. Ахиллу, конечно, это не могло не понравиться. Намерения у него самые благие, мозгов все таки побольше, но не настолько что бы не связываться со странной девицей. Проявляет он чудо уступчивости и делает вид, что поражен. В самом прямом смысле. Готов стать рабом Пентесилеи, идти с ней в храм роз, а затем воспроизводить потомство. Даже вышел к ней на бой безоружным. Но не тут то было! Не такова наша красавица, ей важно было выиграть без поддавков и наверняка. Ну, и загрызла Ахилла... С особым цинизмом и жестокостью. Со всей силой своей любви и вожделения. Даже другим амазонкам было не по себе.
Хороший такой немецкий романтизм. Крахмальные воротнички. Страсти полуголых тел, кровища в троянской пыли. Любовь в ненавистном выражении. Какому выражению чувств научен человек, на то и способен в проявлении своих инстниктов. Чем сильнее любовь, тем сильнее выражение. Злой силы? Во имя любви? Пентесилея - название трагедии. Пентесилея - женщина-воин, царица. Пентесилея - женщина-насильник.
Мне эту вещь посоветовал прочесть один почтенный джентельмен. Ему за 90 лет, он преподавал немецкую литературу в университете. Я пришла в его дом по делу, к его дочери. Но когда увидела его библиотеку, обо всем до неприличия забыла...
- Молодым дамам необходимо прочесть про амазонку, уверяю вас, милая. Прочесть и помнить. Пентесилея тоже была милой. - старательно выговаривал слова пожилой профессор - Немецкий романтизм, он с жестокостью...
Вот теперь хожу и думаю. Хожу и думаю. Милая?
28650- Молодым дамам необходимо прочесть про амазонку, уверяю вас, милая. Прочесть и помнить. Пентесилея тоже была милой. - старательно выговаривал слова пожилой профессор - Немецкий романтизм, он с жестокостью...
Аноним21 марта 2013 г.Читать далееВот это страсти!
Женщина, примеряя на себя мужской образ жизни, мыслей, женщина, носящая кольчугу, держащая в руках меч и убивающая людей, неизбежно утратит исконно женские черты: мягкость, нежность, способность уступать, способность искренне любить, в конце концов.
Что станет с такой женщиной, когда в ее сердце поселится то самое чувство?
Раздираемая противоречиями, влюбленная в Ахилла царица амазонок Пентесилея в итоге сошла с ума. Мужское, впитанное с молоком матери, через страдания предков, на какой-то момент взяло верх. Женщина, осознав, что произошло, не смогла больше существовать.
Очень напряженно. Очень трагично.
И, кроме того, познавательно: в трагедии изложена одна из версий появления племени амазонок, их нравы и обычаи.9240
Аноним6 марта 2016 г.Читать далееНа поле перед Троей появляется третья независимая сила - Амазонки. Ахилл, Одиссей и Диомед хотят понять на чьей стороне они выступят, поэтому идут им навстречу. Но вместо переговоров их гонят прочь. Пентеселея, царица Амазонок, ощущает в душе странные порывы и не может найти себе места. Во время трехстороннего боя Пенни вроде как даже защищает Ахилла, во всяком случае, никто кроме неё не смеет его тронуть. Но в поединке он её ранит и женщины вместе с царицей скрываются в лагере. Пока Пенни в несознанке приходит Ахилл и говорит, что он влюблён и хочет стать ей мужем. Пенни просыпается, думает, что Ахилл пал от её руки и предлагает вернутся к ней домой, чтобы совершить акт любви. Ахилл не согласен. Он признаётся, что он победитель и в хочет забрать её с собой. В их любовные игрища в вмешивается война и расставившей по разным стороны баррикад. Буквально.
В лагере греков Ахилл признаётся соратникам в том, что влюблён и готов уйти с Пенни в храм Дианы, а там будь что будет. Для этого он вступит с ней в бой и сдастся.
В лагере Амазонок Пенни рвёт и мечет. Её разрывают противоречивые желания. И в этот скорбный час приходит вестник с вызовом на бой от Ахилла. Пенни выходит из себя, просит силу фурий и мчится в бой. Не видя ничего перед собой, она нападает на фактически безоружного Ахилла, пронзает его стрелой, потом набрасывается на его остывающий труп вместе с собаками и рвёт его плоть зубами. В забытьи она возвращается в лагерь и приносит труп Ахилла к ногам верховной жрицы. Все женщины в ужасе от её поступка. Отрекаются от неё, но она даже не замечает. И тогда они понимают, что это кульминация её безумия. Смывают с неё кровь и пытаются отвести в Храм, чтобы боги вернули ей разум. Но Пенни приходит в себя. Ужасается тому, как она поступила с любимым и умирает.
Я сама почти плакала, когда она спрашивала кто же сотворил это с милым Ахиллом. Но в этом и есть красота греческих трагедий. Хоть Клейст и жил в 19 веке, он, на мой взгляд, очень точно передал их дух. Вера, долг, традиции с одной стороны и пламенная любовь с другой. Вот основной конфликт. Причём и для Пенни и для Ахилла. И оба умирают, так и не познав высшей точки наслаждения. И вряд ли оно было бы возможно. Ведь Пенни предала традиции своего государства, тем что выбрала себе мужа и влюбилась в него. А Ахилл бросил армию и битву, чтобы пасть побеждённым женщиной. Моральные терзания героев все же заставляют по новому взглянуть на приоритеты в своей жизни. Как говорил дельфин: "прости меня за то, что я был глуп и променял любовь на мелочность открытий". Главные герои выбрали любовь и отдали за это жизнь. Был ли их выбор правильным? Исходя из контекста, да. Но боги его не одобрили. Боги вообще не желали делиться тем, что могло приблизить к ним людей. Хотя сына Фетиды и дочь Ареса могло ждать большое будущее.
Мне понравилась, во-первых, структура произведения. О большинстве событий мы узнаем со слов третьих лиц. Греки и амазонки видят происходящее и передают своё знание, оценки и контекст читателям. Во-вторых, даже в переводе сохраняется удивительная красота и грация построения текста. Мне, конечно, отдельным пунктом доставило то, что я понимала большинство имён.
В-третьих, только в античных трагедиях было такое безумие. Современная драматургия использует совсем другие символы и образы. И современное безумие вызывает жалость, а не ужас, как было тогда.
В-четвертых, мне понравилось то, что персонажей, их действия, лица и мысли мы додумываем сами, все глубже погружаясь в мир пьесы.4362