
Ваша оценкаРецензии
Аноним16 февраля 2023 г.Немного больше, чем "продам гараж"
Читать далееСамое четкое было ощущение во время чтения "продам гараж". Серьезно, события и про это тоже фигурируют.
Если вы заходите в чужие сараи и гаражи, вы всегда сможете рассказать многое о хозяевах. Где-то есть верстак, где делаются ножи с рукоятками, где в эпоксидной смоле застыли вечным сном полевые цветы. Где-то на стене висят велосипеды многочисленных поколений. А где-то чеснок лежит меж колесами, и хозяин проявляет ювелирную точность, заезжая в гараж, что ни одна головка чеснока не оказывается раздавленной.
Представили? Ощутили атмосферу?
Тогда вы поймете ощущение от рассказа.
Сарай пропитывается духом того, что внутри - и стремится к возвышенному. Читателя ожидают и переживания, и мечты, и чаяния, и деградация. И во время чтения я очень четко поняла, что иногда мы - как тот самый сарай. И только в наших силах стремиться к высокому, или погрязнуть в бытовухе. А может быть еще что-то.
Все в наших руках.
38684
Аноним4 сентября 2022 г.Когда идеал сильнее смерти
Читать далееСамый любимый рассказ Пелевина, он с первого прочтения впечатался в мой мозг и остался там навсегда, своей иронией, элегантно встроенными культурными кодами и своего рода поэзией. Изумительный образец стиля раннего Пелевина.
«Жизнь и приключения сарая номер ХII» входит в разряд пелевинских произведений, где герои – не люди. Александр Генис в своей статье «Пелевин. Поле чудес» называет эту особенность пелевинского творчества «отстранение автора от человеческой позиции».
Главный герой рассказа – мыслящий сарай, и находится он (сказать «живет» язык не поворачивается) в социуме ему подобных, таких же сараев, пронумерованных и используемых хозяевами как им заблагорассудится. Представители сообщества сараев имеют свои ценности и конфликт ценностей также имеет место.
Сарай номер XII – маргинал, он считает себя особенным, хотя бы потому, что его номер, в отличие от остальных, написан латинскими цифрами, а еще потому, что он причастен недоступной ему, объекту недвижимости, идее движения – на стене его висели велосипеды, и время от времени он представлял себя одним из них – легким, мобильным и быстрым, с тонкими сверкающими спицами. «Когда он захотел поделиться некоторыми из своих переживаний с оккультно ориентированным гаражом, стоящим рядом, он услышал в ответ, что высшее счастье на самом деле только одно и заключается оно в экстатическом единении с архетипом гаража»…
Разумеется, сараи в рассказе только для отвода глаза, а на самом деле автор высмеивает современные ему (и не только) социальные модели, бытовые ценности, философию приспособленчества или, если сказать мягче – адаптации («если не можешь изменить что-то – полюби его»), иронизирует над попытками построить гармонию из «идеи квашения».
Эта самая идея квашения и убила сарай номер XII, вернее убила его попытка его сохранить свою уникальную идентификацию с трансцентальными идеями, не свойственными бытию в сообществе сараев. Финальный суицид с сопровождающим его убийством бочки – это катарсис и реинкарнация героя в образе неземного совершенства.
Или это я фантазирую? Конец рассказа открытый и дает читателю свободу для сотворчества. Он волен выбрать сам, был ли улетающий в небо странный велосипед галлюцинацией уставшей и расстроенной работницы продуктовой базы или же это все-таки призыв к бунту и перевоплощению.
291K
Аноним13 августа 2019 г.Даже сарай может стать велосипедом
Почему решил прочитать: да потому что всего Пелевина решил перечитать
В итоге: ещё одна изящная и пронзительная метафора человеческой жизни. С её мечтами, страхами, надеждами и разочарованиями. От юношеских устремлений до погружения в рутину взрослой жизни.
Спасибо раннему Пелевину за то, что он напоминает - выход есть. И даже сарай может стать велосипедом.
10(ШЕДЕВР)141,2K
Аноним31 августа 2015 г.Читать далееЗаинтриговался, обнаружив этот рассказ в одном списке с Желтой стрелой, Жизнью насекомых и Затворником и Шестилапым.
Какое-то сходство, несомненно, присутствует, но все же тут калибр поменьше. Образы по-тусклее, ассоциации попроще. И финал какой-то… натянутый. Да и нелогичный, если подумать. Не может быть души у сарая. То есть у обычного сарая – может, а вот у этого – пелевинского – никак. Потому что это разрушает аллегорию. Потому что сарай есть то, что у него внутри. Потому что велосипед – такое же привнесенное, как и бочка с огурцами, а собственное – только пустота.111,3K
Аноним11 мая 2023 г.Каждый из нас немножко сарай
Читать далееПелевин очень легко овладевает вниманием. Тут, наверное, каждый в этом сарае узнает себя - со всякой ерундой, наполняющей наше нутро и делающее нас теми, кто мы есть, с нашими детсвом, мечтами, детскими какими-то воспоминаниями. Каждого из нас, как и этот сарай, что-то переламывало, как та самая бочка. Кого-то депрессия, кого-то окружение и вот эта вот яростная борьба сарая с внешними мнениями и силой - она тем более захватывает, что о ней мечтает каждый из нас.
У каждого из нас есть своя бочка с рассолом и каждый из нас борется с ней по-своему.
Или не борется.
8467
Аноним11 сентября 2025 г.Звонки на рулях велосипедов блестят загадочнее звёзд
Читать далееСарай номер XII, выкрашенный алой краской, проживает свою сложную и неповторимую жизнь.
Это жизнь существа иного порядка, но как и человеческая, она полна размышлений - о смысле бытия и о том, что же он есть на самом деле.
Однажды сарай осознал, что он существует - и будто он только на время стал сараем и только на время остановился в этом месте, где-то среди гаражей, будок и складов.
В ночь после окраски, получив черную римскую цифру – имя (на соседних сараях стояли обычные цифры), – он просыхал, подставив луне покрытую толем крышу.
«Где я, – думал он, – кто я?»
Сверху было темное небо, потом – он, а внизу стояли новенькие велосипеды, на них сквозь щель падал луч от лампы во дворе, и звонки на их рулях блестели загадочней звезд. Сверху на стене висел пластмассовый обруч, и Номер XII самыми тонкими из своих досок осознавал его как символ вечной загадки мироздания, представленной – это было так чудесно – и в его душе. На полках с правой стороны лежала всякая ерунда, придававшая разнообразие и неповторимость его внутреннему миру. На нитке, протянутой от стены к стене, сохли душица и укроп, напоминая о чем-то таком, чего с сараями просто не бывает, – тем не менее они именно напоминали, и ему иногда мерещилось, что когда-то он был не сараем, а дачей, или, по меньшей мере, гаражом.И хоть ни страна, ни эпоха не указаны, они легко угадываются - ведь в жизнь сарая номер XII вплетены черты советского обихода, будь то описание того, что в нем хранилось, или задворок продуктового магазина, или то, что на заведующей магазином - белый халат.
Его товарищи - подобные ему, собранные из досок существа - оккультно настроенный гараж и философический сарай по соседству - также заняты осознанием себя.
Конечно, в том, что они думают, много иронии - как это часто бывает у доброго, но язвительного Виктора Пелевина - например, будто смысл жизни каждого сарая в том, чтобы стать гаражом.
Однако, однажды становится ясно, что неповторимости их внутреннего мира противостоит некая страшная и угнетающая воля, разлитая в этом мире повсюду.
Она воплощена в чудовищной старой бочке - и нераздельно связана с идеей квашения и брожения, поднимающихся в рассоле пузырей и скрытых в его глубинах мертвых огурцов.
Соседей, сараи 13 и 14, бочка и отупение, которое она несет в себе, не подавляют - а напротив - сконцентрированное в ней кажется им правильным и практичным, однако сарай номер XII принять этого не может.
Бочка была страшной. Она была огромной и выпуклой, она была очень старой, и ее бока, пропитанные чем-то чудовищным, издавали вонь такого спектра, что даже привычные к изнанке жизни работяги, катившие ее на ребре, отворачивались и матерились. При этом Номер XII видел нечто незаметное рабочим: в бочке холодело внимание, и она мокрым подобием глаза воспринимала мир. Как ее вкатывали внутрь и крутили на полу, ставя в самый центр, потерявший сознание Номер XII не видел...
...В самом центре его души, там, где когда-то покоились омытые ветром рамы, теперь пульсировала живая смерть, сгущавшаяся в бочку, которая медленно существовала и думала, мысли эти теперь были и мыслями Номера XII. Он ощущал брожение гнилого рассола, и это в нем поднимались пузыри, чтобы лопнуть на поверхности, образовав лунку на слое плесени, это в нем перемещались под действием газа разбухшие трупные огурцы, и это в нем напрягались пропитанные слизью доски, стянутые ржавым железом. Все это было им.Объёмной и грузной бочке в противовес - забытый прежним хозяином обруч на стене - и то, и то круги, символизирующие вечность.
Когда-то сарай номер XII считал себя равноправным проплывающей в небе луне.
Теперь же, время от времени, он, подавленный чужой и страшной волей, останавливал свой взгляд на этом обруче - чтобы однажды вспомнить самое важное - то, что он итак всегда знал.
...
Рассказ Виктора Пелевина "Жизнь и приключения сарая номер XII" был написан в 1991 году.7155
Аноним23 апреля 2022 г.Никогда бы не подумал, что Пелевин может быть (точнее мог быть раньше) настолько пронзительным. Это не извечные его метафизические размышления о сути «всего» , а просто короткая достаточно романтическая история о чистоте и величии души
5596
Аноним12 августа 2015 г.Отличный рассказ!
Очень важно не терять бдительность и не позволять вот этакой гниющей бочке завладеть ТВОЕЙ жизнью без остатка.
И какая радостная концовка!41K
Аноним17 ноября 2024 г.Пелевин - мастер аллегории. Филигранно описывает простые, но такие близкие каждому из нас вещи.
Небольшой рассказ, заставляющий порефлексировать и подумать о своей жизни.051