
Ваша оценкаРецензии
Аноним1 декабря 2014 г.Читать далееКак же я благодарна Стефану Цвейгу за знакомство с удивительным человеком.
Якоб Мендель определенно не стандартен. Не-от-мира-сего – это, наверное, самое правильное название для такого явления, как Мендель-букинист.
Он должен быть близок большинству завсегдатых LiveLibа. Якоб немного сумасшедший, слишком в себе, живет в мире книг, не замечая ничего вокруг.
Рядом происходят, круто меняющие людям жизнь, мировые события. Мимо проходят сотни людей, переживая и пережёвывая, волнуясь и советуясь, опасаясь за свою судьбу, наживаясь или банкротясь, а он, оторвавшись от реальности, погружен с мир шуршащих страницы.
Со стороны он весьма одинокий с ограниченными интересами человек.
Но главное, ему комфортно, интересно, у него свое маленькое счастья, Мендель достиг в своем увлечении высшей степени профессионализма, и даже выше того (коль это возможно).
Живет он в Австрии. Приехал из России.
Так кто же этот Якоб и где его место на этой земле?
Это человек мира, вне времени и пространства, вне человеческих интриг и деления на своих и чужих.
Он с людьми, но где-то в параллельном мире литературы – где уютно и спокойно.
Но какой же хрупкий оказался этот мир.
И всегда найдутся желающие разбить и растоптать.51815
Аноним4 декабря 2014 г.Читать далееЕще одна новелла о страсти! О страсти к чтению, к книгам, к знаниям. Знакомо? Конечно. Но все же в меньшей степени, чем Менделю- букинисту...
Мендель жил книгами, он их читал, запоминал наизусть, обменивал, продавал, причем не особо- то для заработка, больше с целью распространить знание да подержать в руках очередную книгу. Он был одержим. Его мир интересен, прекрасен, глубок, но узок, ограничен, замкнут. Из этого мира он уж больше ничего и никого не видит, не замечает.
Этот мир снесет его, люди в своей страсти всегда кажутся чудаками для других. Они, и правда, чудаки. Но ведь они прекрасные чудаки, они несут тепло, они заражают прекрасной болезнью, но в то же время эта зависимость их губит, ограничивает, обессиливает перед лицом жизни и мира. Хорошо все в меру! Прекрасный человек Мендель, но ведь не от мира сего, как же ему было тяжело вдруг столкнуться с тем, что мир это не только Он и Книги, что существует политика, войны, экономика, другие люди, что его, такого отрешенного, не поймут.
Одна единственная любовь на всю жизнь - Книги! Чудный человек, нам еще бы научиться оберегать таких.... как та уборщица в кафе, она совсем другая, не такая, как Мендель, ничего не читала, но зато видела свет в глазах Менделя и видела, когда он потух, и берегла в сердце своем этот огонек, запомнила его на всю жизнь....
Трогательно, мудро, люблю Цвейга...45669
Аноним13 мая 2018 г.Читать далееПревосходная новелла содержит в себе все: интригующий сюжет, драматизм событий, прекрасное владение Цвейгом искусством слова. Писатель, как всегда, на высоте, и любовь к его творчеству тотко увеличивается. В небольшом произведении он говорит о том, что близко ему: о книгах и о еврее-букинисте. Образ Менделя получился необычайно отрешенным от мира, он живёт в своём собственном книжном космосе. Увы, за это он и пострадал в этой жизни. Автор относится к нему очень сочувственно и с любовью, что передаётся читателю.
Цвейг, естественно, на страницах новеллы поднимает многие проблемы. Думаю, ему уже в 20-х гг.прошлого столетия было тяжело смириться со всем известным отношением к еврейскому народу, к уничтожению одним народом других. Но больше пишет осамом Менделе как величайший художественный психолог, чем не может не тронуть ценителей подобной прозы.291,1K
Аноним19 сентября 2013 г.Читать далееЕще чуть-чуть и я завязываю читать Цвейга. На немецком так точно, потому что мой уровень языка еще не так высок, чтобы влет тянуть все цветастые эпитеты и прочие литературные вставки, которые тут и там мелькают в его новеллах. На русском скорее всего тоже, потому что ну нельзя же так, почти каждый раз настолько до дрожи пробирает, что я по дому хожу как привидение или истерично кричу, что мир несправедлив. Словно консервным ножом криво вскрывают меня как банку, потом броню восстанавливать приходится пару часов.
Конкретно после прочтения новеллы "Buchmendel" я долго не могла отойти от ощущения, что меня приложили головой о стену. Потому что речь шла практически о святом для меня, о человеке, который жил книгами и не видел вокруг ничего кроме книг. Для него они были лучше прочих родственников, друзей и возлюбленных.
А жизнь его растоптала. Даже не жизнь, а люди. Люди, которые не видят вокруг ничего кроме того, что хотят видеть. Бедный Мендель, бедный торговец книгами, ты не знал и не хотел знать, что вокруг война, и подозрительность в людях зреет как баклажаны в теплые ночи. А в итоге - лагерь, пустота, одиночество и потерянность. Без книг, без своей оболочки, без своей привычной жизни.
Черт, нельзя так резать по живому, Стефан, я же из плоти и крови, а ты не щадишь.26344
Аноним31 октября 2015 г.Тридцать три года тому назад, с еще мягкой черной бородкой и кудрявыми пейсами, он, невзрачный еврейский паренек, прибыл с Востока в Вену, чтобы подготовиться к сану раввина, но вскоре покинул единого сурового бога Иегову и отдался сверкающему и тысячеликому многобожию книг.Читать далееМал золотник, да дорог.
Двоякое чувство - принятия и отторжения жизни Менделя. Принятия - потому что сам склонен к эскапизму. Отторжения - потому что понимаю опасность такой жизни.
Трагизм конца Менделя созвучен концу любого человека.
36 лет он был счастливым человеком. Как много. Как мало..
Когда-то перестанут гореть и наши глаза. (Никогда!)
Новелла сначала опьянила, потом отрезвила.
Рекомендую, как редкий коллекционный напиток.
...
Иллюстрация С.БродскогоЭСКАПИЗМ (ескейпизм) (от английского escape - бежать, спастись), стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазии в ситуации кризиса, бессилия, отчуждения.
Эскапизм - это своего рода 'выгораживание' себе в жизни определенного участка (может быть - очень значительного, он может занять все жизненное пространство), - участка, где, может быть, не требуется делать выбор, мир непротиворечив и понятен, где ценности и цели человека получают поддержку и соответствуют тому окружению, в котором он находится. 'Выгораживание' участка упрощенного мира можно назвать эскапизмом в широком смысле слова, тогда как эскапизмом в узком смысле слова можно назвать ситуацию, когда выгораживание сопровождается сокращением продуктивной деятельности. Человек становится менее активным (или совсем перестает быть активным) в окружающем его мире, круг его общения сужается, и дело даже может доходить до различных физиологических нарушений. Эти определения достаточно широки, чтобы включать не только людей и занятия из тех основных четырех групп, на которых феномен эскапизма был нами выделен, но и любую другую деятельность, которая поглощает время, не является результативной, приносит определенный суррогат удовольствия, 'упрощает мир', не соотносится с основными жизненными ценностями человека - вплоть до разгадывания кроссвордов. Я говорю здесь о суррогате удовольствия, так как эскапистское времяпрепровождение, каким бы приятным оно ни было, всегда оставляет после себя привкус смутной неудовлетворенности ('пока я тут (читаю, играю на компьютере и т.п.), жизнь проходит мимо'). Отсутствие какого-либо продукта - характерная черта занятий, которые можно отнести к эскапистским. Везде, где появляется хотя бы толика творчества, созидания, - эскапизм отступает. Поэтому ролевые игры, погружение в мир фэнтэзи и т.п. являются эскапизмом не всегда и не для всех; хотя, конечно, в любой сфере соотношение творцов и потребителей всегда не в пользу первых. Потребительское отношение к продукции, поступающей извне (книгам, играм, психотропным веществам и пр.), и в итоге - зависимость от неё, в противовес активному преобразованию действительности - также характерно для эскапизма.18478
Аноним11 мая 2024 г.История человека, которого все забыли
Читать далееТак уж вышло, что даже рассказчик не сразу вспомнил еврея Менделя, которого много лет назад буквально боготворили студенты и все любители литературы. Только он мог достать любую, даже самую редкую книгу. При этом он помнил каждый выпущенный экземпляр, его выходные данные, автора, тему написанного. У Менделя была прекрасная память, он обожал книги и при этом не прочёл ни одной из них. Он мог бы обогатиться, но деньги Менделя не интересовали. Он довольствовался стаканом молока и парой кусков хлеба.
Впрочем, новелла не только о сверхспособностях главного героя, а о том, как мирный и чудаковатый человек по нелепой случайности попадает в колёса государственной машины. Выберется ли он оттуда живым? А если и выживёт, то сможет ли быть прежним?
После прочтения возникает много не самых весёлых мыслей: о бессилии обычного человека перед государственной системой. Если устройство государства зиждется на несправедливости и пренебрежении к простым людям, то сложно избежать трагедии.
Ещё есть мысль о том, кого следует считать библиофилом? Как можно любить книги, не любя их содержание? И быть может, запоминание выходных данных книг ничего не значили для Менделя?тС таким же успехом он мог бы выучить названия растений или устройство автомобиля? В любом случае у Цвейга получился очень колоритный, пусть и неоднозначный персонаж.
15217
Аноним23 сентября 2022 г.Читать далееВ третий, уже, наверное, раз перечитываю новеллу "Мендель-букинист". Это трагическая, но в то же время курьезная история о том, как даже не сама война, а военное время, и то, что везде и во все времена сопровождает любую войну, перемалывает сугубо мирных и бесконечно далеких от войны, но обладающих глубочайшим внутренним миром "маленьких людей". Но этот внутренний мир в условиях войны скорее мешает им адекватно оценивать грозящую опасность и осознавать рискованность своих действий, чем помогает уменьшить эти риски.
14268
Аноним29 ноября 2016 г.Не рассказ, а - жемчужина!
Какие найдены эпитеты, сравнения, метафоры!
Первый раз прочитала лет 30 назад. Сегодня перечитала.
Какое мастерство писателя!
Видимо, понимание красоты приходит с возрастом. :)Маленький примерчик:"два бильярда томились без дела, словно зеленые, заросшие тиной пруды"
иллюстрация Саввы Бродского
к новелле Стефана Цвейга "Мендель-букинист"10411
Аноним18 декабря 2024 г.Читать далееСовсем небольшая новелла, которая затрагивает красотой языка и глубиной эмоций. Автор, случайно заскочив в кафе укрыться от дождя, вспоминает Менделя, который сидел здесь больше 30 лет. Это был человек- каталог с уникальной памятью, знавший не только название и автора книги, но и год издания, типографию и цену. Он трепетно относился к книгам и мог достать все, что угодно, даже не сверяясь со списком. Можно сказать, что кафе "Глюк" процветало благодаря Менделю, потому что люди приходили в первую очередь к букинисту, а потом оставались на чашечку кофе. И вот, спустя совсем немного времени никто не помнит этого уникального человека. А Мендель, настолько увлеченный своим делом, веривший в то, что человечность выше бюрократизма, не замечает, что началась Первая Мировая война и попадает в жернова политики и национализма. Грустная, пронзительная история, к которой я обязательно вернусь.
7115
Аноним19 февраля 2018 г.Грустный рассказ. О том, что самыми уязвимыми остаются увлеченные интеллигенты, как Мендель-букинист. Он даже не заметил, что началась Первая мировая и вокруг стало опасно, так был погружен в свой книжный мир.
6574