
Книги для психологов
_Muse_
- 4 468 книг

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Перефразировав классика, я скажу так: "Вопросы соприкосновения теории и практики в психологии-самые сложные вопросы в мире"
Для меня книга Федора Ефимовича очень теоретичная, несмотря на то, что он ее представлял, как практик-ориентированную. Разумеется, нужно делать скидку на время издания и все обстоятельства, в которых развивалась наука в нашей стране, поэтому пишу сейчас очень осторожно, подбирая слова, чтобы никак не задеть людей, которые, возможно, любят автора (а таких, оказывается, очень много).
В книге разобраны типы "жизненных миров" людей, проживающих различные критические моменты, точнее не "проживающих", а "переживающих", ведь переживание здесь-особая категория деятельности (в рамках нашей деятельностной теории личности)
Если говорить про мои впечатления, то пользы от чтения было мало, а удовольствия достаточно, и еще было приятно познакомиться с культовой фигурой психологической тусовки)

После таких книг я все больше понимаю, почему в школе за сочинение ставили 2 оценки.
Сама тема очень интересная. Про "Жизненные миры" я слышал из видеозаписей лекций Валерия Викторовича Петухова. Но мне показалось слишком заумным текст лекции.
Увидев, что есть книга, где данная концепция разбирается подробнее, я с радостью взял эту книгу в библиотеке.
Но за 4 месяца не могу осилить и 80 страниц.
Написано совершенно нечитаемо. То в каждом предложении по 10 ссылок в скобках на другие источники - вообще невозможно читать. То потом вроде как пошел какой-то авторский текст, а не компиляция каких-то ссылок. Но там тоже. Простые слова написаны слишком заумно. Длинные предложение. Все в каким-то канцелярским стилем. Я понимаю, что это типа научный стиль, но не так же, чтобы каждый абзац перечитывать по 8 раз! Как на иностранном языке читаешь. Ну можно же проще расписывать!
пример. наугад раскрыл и взял абзац.
"Что касается соотнесения понятия переживания с понятием деятельности, то утверждение, что необходимость в переживании возникает в ситуациях, не разрешимых непосредственно предметно-практической деятельностью, каким бы совершенным отражением она ни была обеспечена, как уже говорилось, нельзя понять так, что к переживанию вообще неприложима категория деятельности и что оно, следовательно, либо является вспомогательным функциональным механизмом внутри деятельности и отражения, либо по своей "природе" выпадает из теоретико-деятельностной картины психологической реальности. В действительности переживание дополняет эту картину, представляя собой наряду с внешней практической и познавательной деятельностями особый тип деятельностных процессов, специфицируемых в первую очередь своим продуктом – смыслом (осмысленностью)".
Это оформлено в двух предложениях.
попросил ИИ "разбить текст на более короткие предложения, сохранив научность".
результат:
"Переживание возникает в ситуациях, которые нельзя разрешить предметно-практической деятельностью — даже если она идеально отражает реальность. Однако это не значит, что переживание вообще не относится к деятельности.
Неверно считать его лишь вспомогательным механизмом в рамках деятельности и отражения. Также ошибочно полагать, что оно выпадает из деятельностной теории психологической реальности.
Напротив, переживание дополняет эту теорию. Оно представляет собой особый тип деятельности, наряду с внешней практической и познавательной. Его ключевая особенность — порождение смысла (осмысленности)."
не берусь высказываться, что смысл сохранился, но по крайней мере, его здесь стало легче обнаружить, чем в нагроможденном тексте.
И там вся книга такая.... Хоть бы редактора какого попросил бы когда книгу писал....

Роль Другого в пере-
живании особенно наглядно видна в исторической
перспективе. Если человек, принадлежащий совре-
менной городской культуре, переживая, например,
смерть близкого, часто стремится к уединен юи [155;
217] и воспринимает порой коллективные акты похо-
рон и поминовения покойного просто как дань тради-
ции, обычаю, не имеющим ровно никакого отношения
к его интимному переживанию утраты, то в к льтурах у ,
существенным моментом воспроизводства которых
является постоянное ф нкционирование у и трансля-
ция ритуально-мифологической практики, исполне-
ние погре ального б обряда [80; 134] и, стало быть,
подключение к соответствующим символизмам и яв-
ляется, собственно говоря, самим актом осуществле-
ния переживания [ср.: 101, с. 135]. Все важные, по-
воротные, переломные моменты человеческой жизни
всегда тяготели к коллективному их принятию и пе-
реживанию. С этой точки зрения перед исследовате-
лем психологии переживания открывается широкое
поле деятельности в психологическом изучении об-
рядов, связанных с рождением, смертью, инициаци-
ей, свадьбой и пр. [38; 127; 134; 143 и др.].

Та же задача — освобождения от «тирании настоящего» —
возникает и во время так называемой психалгии, острой душев-
ной боли, потому что «при психалгии нарушается равновесие в
соотношении временных периодов — настоящего, прошедшего и
будущего. Представление о единстве времени распадается: вос-
принимается главным образом период настоящего, отвлекая че-
ловека от воспоминаний о прошлом, т. е. дезактивируя таким
образом его прошлый жизненный опыт, лишая его возможности
воспользоваться имеющимися у него социальными и адаптацион-
ными навыками, критериями, установками. Это обусловлено ин-
тенсивностью отрицательного переживания, переключающего...
психическую деятельность на эмоциональный регистр» [10,
с. 79]. Приведенные наблюдения А. Г. Амбрумовой интересны
для нас тем, что показывают, что «отдаление» болезненного на-
стоящего необходимо не только для обретения осмысленного бу-
дущего, но и для свободного использования прошлого опыта.

И в этом смысле воля —
это б рьба о с борьбой моти ов в .
Разумеется, это не значит, что воля, взяв под свое
покровительство определе ную н деятельность, пере-
стает видеть все время меняющуюся психологиче-
скую ситуацию, без обсуждения отметает все появля-
ющиеся возможности и намерения и независимо ни
от чего постоянно подстегивает осуществляющуюся
деятельность, одним словом, что воля — это слепая
сила. В воле, на наш взгляд, вообще меньше силы,
чем обычно считается, а больше «хитрости». «Силой
против чувственности ничего нельзя добиться, —
говорил И. Кант, — ее надо перехитрить...» [74,
с. 385].














Другие издания


