Логотип LiveLibbetaК основной версии
Обложка
User AvatarВаша оценка
3,7
(245)

Три смерти

44
763
  • Аватар пользователя
    Аноним23 сентября 2025 г.

    После повести "Смерть Ивана Ильича" этот рассказ кажется более слабым. Возможно, если бы я прочитала их в другом порядке, впечатление было бы иным. Но избежать сравнения невозможно.
    В "Трёх смертях" мы видим лишь факты ухода, без глубокого анализа внутреннего перелома человека в момент смерти. Богатая барыня, ещё молодая, обвиняющая в своей болезни всех вокруг, до последнего остаётся недовольной, и, вероятно, так живёт всю жизнь. Крестьянин, как плыл по течению, так и закончил. А дерево, которое срубили без особой нужды и сожаления, становится символом третьей, самой немой и беззащитной смерти.
    На фоне "Смерти Ивана Ильича" этот рассказ действительно воспринимается сухим и скорее проходным.

    Читать далее
    27
    75
  • Аватар пользователя
    Аноним21 февраля 2013 г.

    Больше похоже на поиск: поиск художественный, поиск миросозерцательный. Поиск себя, если хотите.

    И не поиск даже, а только намёк его, смутное угадывание впереди. Сюда уже прокралась будущая толстовская ненависть, отрезвляющая, обличающая. И смерть: как неуслышанная трагедия − и одновременно как освобождение для тех, кто этой трагедии не слышит, но чует её болезненные звоночки.

    Л.Н. ещё не исследует смерть, как это будет в поздних работах вроде Смерти Ивана Ильича или в отдельных эпизодах Карениной . Но интерес к ней проклёвывается. И та ложь пожизненная, в которой люди утонули настолько, что жизнь стала хуже смерти (привет, Иван Ильич!), − это тоже слышно в толстовском описании туберкулёзной дворянки.

    И она (как и после Иван Ильич) пытается скрыться, бежать от смерти, а значит − от той правды, которую смерть неизбежно выставит перед больной. А правда проста: героиня никому не нужна. Ни детям своим, ни мужу (если только в смысле избавления от того самого звоночка). И это сближает её с больным ямщиком, единственный атрибут которого − сапоги. Жалкий атрибут жалкой жизни. Но его уход тих и лёгок: он не болен ложью себе, как эта дворянка; нет этой лжи и в отношениях с другими.

    Дерево? Здесь всё прозрачно. Поверхностное противопоставление гордого, спокойного дерева суетному, лживому человеку.

    И примечательно в этом рассказе два момента.

    Здесь различается первый (или один из) тревожный отблеск на пути Толстого. Зарубка, оставленная на дереве перед опасной и страшной тропой, которой Л.Н. отправится десятилетиями после − и больше оттуда не возвратится. Там он встретит Ивана Ильича , Позднышева , Нехлюдова и сотоварищей.

    Примечателен ещё ход, которым Толстой показывает взаимосвязь всего со всеми − и всеобщее взаимоперетекание. Без этого хода повесть, пожалуй, рассыпалась бы вовсе.

    Диалектики хвалёной пока нет, все развития и перемены в героях − мгновенны и неубедительны. А вот способность Толстого создавать выпуклую картинку, ухватив реальность в перо, − на месте. Только погружения недостаёт. Не удаётся пока углубиться в героев и познать их, как это будет через каких-то несколько лет − уж близится Война и мир

    Читать далее
    11
    955
  • Аватар пользователя
    Аноним9 августа 2016 г.

    Для меня никто лучше ничего не скажет о жизни и смерти, чем Л.Н. Толстой. Классика есть классика – вечная и всегда актуальная. Сам писатель говорил о том, что «Человек закован в свое одиночество и приговорен к смерти». В какой-то степени эта мысль прослеживается в рассказе «Три смерти». Но он не об этом. «Три смерти» – не просто ушедшие жизни. Нет, это жизни разные, со своими судьбами. И смерть никого не жалеет. Наверное, это единственное, что уравнивает всех людей. Будь то зажиточная барыня или бедный ямщик, а то и вовсе молодое дерево. Для меня это больше притча, чем рассказ.
    Вообще не люблю я произведений, повествующих о смерти. Это страшно и больно отзывается во мне. Особенно, когда произведение реалистично. Но иногда такое чтение оказывается полезным. Оно помогает не забывать о том, что жизнь – это чудо, данное нам однажды; и что она в любой момент может оборваться. После этого начинаешь по-другому смотреть на многие вещи, ценить каждое мгновение и не уступать реальности во всех её проявлениях.
    На таких произведениях растут поколения. И такие произведения никогда не умрут.

    Читать далее
    6
    1,4K
  • Аватар пользователя
    Аноним1 апреля 2016 г.

    «Человек закован в свое одиночество и приговорен к смерти» - сказал тот же Лев Толстой. В рассказе «Три смерти» как нельзя более четко проступает это одиночество, пропасть между людьми, живущими рядом, но не могущими понять чувства другого как свои.
    Роль дерева в рассказе, это всё равно что роль самой судьбы. Дерево не ждет смерти. Ни о чем не спрашивает. Дерево никогда не умирает, лишь преобразуется в тепло печи, на которой грелся доживающей свой век старик.
    Вроде всё понятно и ёмко, но мне как раз не хватает объёма. Не хватает истории и углубления в неё же.

    Читать далее
    6
    1K
  • Аватар пользователя
    Аноним10 апреля 2024 г.

    дорога едина для всех

    Рассказ строится на трёх разных смертях, но при этом между собой они переплетены. Барыня, простой мужик и дерево. Каждый проживает свою жизнь, и верит в своё. Барыня, которая является лжехристианкой и винит во всём других, упрямствует в том, что заграницей она была бы здорова. Мужичок не имеет родственников и близких людей, лишь сапоги, которые он отдаёт парню перед смертью. Он прожил жизнь обычного ямщика, который верит во что-то своё, при этом не досаждает другим. В общем-то о нём и позаботиться некому, в отличии от барыни. Вокруг которой все суетились, на что она лишь отводила глаза. И третий образ - дерево, часть чистейшей природы. Оно погибает, чтобы стать крестом для могилы ямщика. Принимает свою смерть смиренно, на то оно и дерево. Но в конце истории переплетаются идеей того, что каждый из нас не вечный и уйдёт из этой жизни. Какую жизнь ты бы не вёл. Однако принятие смерти - важная составляющая нашего существования.
    Общее впечатление это неизбежность смерти, не могу сказать, что рассказ переворачивает мировоззрение, но текст однозначно стоит вашего внимания. Мне особенно нравится описание деталей быта того времени, атрибутики, как погребец или ямщик. Как и взаимодействие между людьми.

    Читать далее
    4
    157
  • Аватар пользователя
    Аноним29 августа 2025 г.

    Что происходит в момент умирания? Что испытывает человек в последние минуты своей жизни? Что собой представляет смерть? Для чего человеку нужна смерть? Толстой, видимо, очень много над этим размышлял и решил описать таинства смерти в произведении «Три смерти».
    Здесь нарисована не одна смерть, а целых три: смерть Марьи Дмитриевны, ямщика Фёдора и дерева, которое срубил Серёга (чтобы «вытесать крест» на могиле ямщика).
    Смерть Марьи Дмитриевны. Нам показывают раздраженную, не примирившуюся со смертью барыню: «Никому им до меня дела нет, — прибавила про себя, как только доктор, тихим шагом отойдя от нее, рысью взбежал на ступени станции. — Им хорошо, так и все равно» (говорит о ее раздраженности), «Только бы поскорей, поскорей заграницу, там я скоро поправлюсь», «Нет, сюда поцелуй, только мертвых целуют в руку. Боже мой! Боже мой!» (не может смериться со смертью). Она пытается себя убедить, что травы или поездка в Италию смогут ее вылечить: «Эти доктора ничего не знают, есть простые лекарки, они вылечивают… Вот батюшка говорил… мещанин… Пошли!»
    Смерть Фёдора. Более естественная. Он знает, что скоро умрет, поэтому не сопротивляется смерти: «Ты сапоги возьми, Серега, — сказал он, подавив кашель и отдохнув немного. — Только, слышь, камень купи, как помру», «Ты на меня не серчай, Настасья, — проговорил больной, — скоро опростаю угол-то твой».
    Смерть дерева. Естественна, она принесла для других деревьев простор: «Деревья еще радостнее красовались на новом просторе своими неподвижными ветвями».
    Интересный факт: когда Толстой принес свой рассказ для публикации, его попросили убрать сцену смерти дерева. Они не понимали, зачем он написал именно о дереве.
    Если углубиться в смысл произведения, то читатель поймет, что для автора смерть хороша тогда, когда она дает возможность жить другим: «…малиновка, сидевшая на одной из ветвей ее, со свистом перепорхнула два раза и, подергивая хвостиком, села на другое дерево» (птица даже не заметила), «птицы гомозились в чаще и, как потерянные, щебетали что-то счастливое; сочные листья радостно и спокойно шептались в вершинах, и ветви живых дерев медленно, величаво зашевелились над мертвым, поникшим деревом».
    Произведение «Три смерти» описывает такие смерти, которые сопоставляются по выгоде для других. Поэтому чья смерть выгоднее, та и лучше.

    Читать далее
    Содержит спойлеры
    3
    79
  • Аватар пользователя
    Аноним25 февраля 2019 г.

    Небольшая повесть, рассказывающая о смерти двух людей и одного дерева. Дама из высокого сословия медленно и болезненно умирает от чахотки. Для нее кажется спасением попасть за границу, где ее обязательно вылечат, вот только все понимают, что ей туда не доехать, да и она сама в принципе понимает. У женщины, некогда прекрасной теплится надежда, она не хочет умирать и не готова смирится с этой мыслью. Этот персонаж задумывался автором в противопоставление другому как неприятный, как само сословие богачей, которое было автору не приятно, и тем не менее к которому он сам принадлежал.
    Второй персонаж умирает тихо и спокойной, от непонятно какой болезни, он довольно апатичен, спокоен и философски относится к своей скорой смерти которую предчувствует. Даже не знаю, как относится к таким персонажам, с одной стороны можно уважать, а с другой есть что-то неприятное в неспособности держаться за жизнь.
    Третья смерть — это смерть дерева, которое было срублено для креста над могилой мужчины. ПО автору эта смерть наиболее благородна, и не то чтобы правильно, но принятая с так сказать стойкостью и достоинством, которое не хватает людям.

    Читать далее
    3
    853
  • Аватар пользователя
    Аноним12 декабря 2012 г.

    Как бы и символично, и емко. По идее. Но нет. От Льва Толстого ждешь чего-то большего. А еще его коронный стиль, его изящная насмешливая ирония совершенно не тронули этот текст. Он будто и сам мертвый...

    3
    665