
Ваша оценкаРецензии
Аноним14 октября 2020 г.Основа жанра "меч и магия" и всего "воровского" фэнтези.
Ничего лишнего. Потасовка со смертельным исходом в притоне воров; проникновение в башню; неожиданный союзник; стража, львы и пауки; палеоконтакт, экскурс в историю Хайбории; вивисекция, месть колдуну за слоника.
Атмосферно и вполне себе лавкрафтиански.
7(ХОРОШО)
631,3K
Аноним2 августа 2022 г.Конан – «профессиональный» вор, или Начало карьеры Великого короля
Читать далее
«Ни выродившиеся пикты, ни обезьяноподобные атланты не вступают в контакты с другими народами.»
(Роберт Ирвин Говард. «Хайборийская эра». 1932)ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Ну, вот. Первое знакомство с юношей Конаном лучше начать с «Башни Слона». Последовательности в серии повестей и рассказов о Конане-варваре нет. По крайней мере, автор – Роберт Ирвин Говард не признавал никакой очерёдности в «байках» о Конане. История Конана должна быть сродни рассказам путников у костра: сегодня один вспомнил и рассказал, назавтра – другой…И всё же, помятуя о том, что когда-то он станет могущественным королём, хотелось бы какую-то приемлемую последовательность историй соблюсти. Такую последовательность я для себя обнаружила. Буду ей следовать. Вот поэтому «Башня Слона» – первая из историй о Конане.
Всё начиналось в лучших традициях жанра фэнтези. Внешность легендарного героя – умопомрачительная и сногсшибательная. Так положено. Атлет с могучей грудью унаследовал стать и массу от отца – кузнеца. Голубые глаза в сочетании с прекрасными чёрными волосами производят яркое впечатление. А бронзовая от загара кожа с играющими стальными мускулами юного Конана должны повергнуть в томный трепет милых дам. Да ещё это сравнение с котом … ммм … Это что-то.
«Он двигался бесшумно, словно огромный кот, и под его бронзовой от загара кожей играли стальные мускулы.»
Говард мастерски описывает и портреты героев, и в мельчайших подробностях антураж тех мест, где разворачивается действие: смотри, то есть читай, и изучай, как было всё в средневековье. Именно атмосфера Средних веков наиболее подходящим образом просвечивает в историях о Конане.
Но на этом от «чистой фэнтези» всё.
***
Ценность этого рассказа в том, что, когда Говард создавал его, фэнтези, как жанр со всеми его канонами и обязательными атрибутами ещё не сформировался. Но высший балл он заслуживает даже не поэтому. На мой взгляд, история получилась захватывающая с оригинальным сюжетом. Хотя поучительной её не назовёшь. От слова «совсем».
Говард смешал несколько жанров. Почти сказочное повествование (волшебная сказка), элементы фэнтези, космической фантастики – «детской», ненаучной. А получилось мило и чуть-чуть наивно. Эта чистота и подкупает. Так и хочется сказать: «Ты – молодец! Всё получилось! Дальше будет лучше».
«Башня Слона» – одна из ранних историй о Конане. Сын кузнеца не знает, кем он хочет быть и кем станет. Почему бы не попробовать «профессию» вора, уж коль попал в «Аренжун – известный Город Воров»? Ну, и как говорится, «любить, так королеву; украсть, так миллион». А больше никаких принципов у варвара не было, когда он замахнулся аж на «святое»: огромный драгоценный камень, – его еще называют Сердцем Слона, и в этом колдовском камне были заключены магия и могущество страшного мага-чародея Яра.
Если бы юноша Конан знал хоть что-нибудь о драгоценности и если бы хоть немного готовился к афере с похищением драгоценности, то можно было бы подумать, что он, действительно, готовит себя к карьере самого знаменитого вора в мире.
Камень варвару был нужен потому, что его было невозможно украсть. Башня Слона, в которой он находился, охранялась не только стражниками и дикими львами, но и могущественными чарами злобного колдуна. Но наш герой ничего этого не знает. Он отправляется в пасть к самому дьяволу лишь с мечом в руках и отвагой в сердце.
Что из этого приключения вышло, надо читать …
… Интересен фантастический персонаж – существо из иной Галактики. Он внешне представлен Говардом в виде химеры: человекоподобное тело с головой слона. Забавно, что на планету Земля попадает не на космическом корабле, а с помощью крыльев, словно эльф. Вот такая фантастическая наивность. Разве не мило?
А самое существенное, что Конан, никогда не испытывающий сострадания к кому бы то ни было, проникается глубокой жалостью к пленнику коварного Яра – слоноподобному существу с другой планеты – Яггаху или Яггкоше.
И уж совершенно в стиле фэнтези происходит сражение Конана с гигантским пауком, охраняющим Яггаха и его загадочный и могущественный драгоценный камень. А история с этим камнем придумана просто великолепно. Тут же вспоминаются и другие сказочные истории, когда больших превращают в маленьких. Ах, как же мы такое любили в детстве! Как же много таких мальчик-с-пальчиковых сказочных историй напридумывали!
Что же в итоге? Карьера вора как-то не состоялась, ибо камень, хоть и был в руках варвара, но вынести его не удалось. И вообще-то Конан – счастливчик! Только, благодаря счастливому стечению неожиданных обстоятельств, ему удалось добраться до камня. Отвага есть, а расчёта нет. Если бы не удача в лице другого вора – Тауруса из Немедии всё могло закончиться не так.
Ну, и приятный бонус: автор касается Хайборийской эры и гибели предшествующей ей цивилизаций, что вносит ясность в формирование мира Конана-варвара. Особенно, если читатель не знаком со статьёй «Хайборийская эра».
P.S.
Вот только не понятно, зачем магу Яру вздумалось так рисковать и испытывать судьбу: возводить волшебным образом Башню Слона с его драгоценным камнем не где-то в другом месте, а именно в Городе Воров – Аренжуне? Ведь известно же, что береженого бог бережет … Кстати, Богом у них считается Бори – некий великий вождь …32345
Аноним30 октября 2025 г.Читать далееРассказ Роберта Говарда «Башня Слона» – это классическое произведение цикла о Конане-варваре, образец мелодичного повествования и захватывающего сюжета.
Действие разворачивается в молодости героя, когда он, будучи вором, решает ограбить жреца Яру, живущего в неприступной Башне Слона в Заморе, ради драгоценного камня «Сердце Слона». Конан, услышав в кабаке Аренджуна о сокровищах в Башне Слона, отправляется на ограбление, несмотря на суеверные страхи местных воров. В ходе проникновения в башню он сталкивается с королём воров, с которым временно объединяется. Внутри башни героя поджидают магия, чудовища и неожиданные встречи, определяющие его судьбу. Интересно, что артефакт, ради которого совершается ограбление, оказывается не просто драгоценностью, а объектом с иной, неожиданной природой, что подрывает ожидания самого героя и читателя.
Произведение считается одной из лучших работ Говарда в цикле о Конане, сочетающей элементы приключения, хоррора и фэнтези. Автор мастерски создаёт атмосферу, используя живой язык и динамичные диалоги, погружая читателя в мир Хайбореи. Рассказ стал основой для комиксов, включая адаптацию 1971 года, где сценарист Рой Томас почти дословно следовал оригиналу, подчеркнув его литературную значимость.
Конан предстаёт как типичный варвар – вспыльчивый, прямолинейный и удачливый, но при этом лишённый глубокого стратегического мышления. Его поступки часто движимы импульсом, что и приводит к попаданию в смертельно опасные ситуации. Однако именно его смелость и физическая сила позволяют выжить там, где погибли бы более осторожные. Этот образ стал архетипом для множества последующих героев жанра.
Итог: Всё это соединяется в динамичном, насыщенном событиями рассказе с характерной для Говарда атмосферой героического фэнтези и яркой стилистикой.
1876
Аноним20 октября 2025 г.Везунчик Конан
Читать далее«Башня Слона» — рассказ о молодом Конане-варваре. Он вспыльчив, не очень-то образован (всё-таки, варвар же), простодушен, прямолинеен и невероятно удачлив. Когда за двадцать страниц рассказа можно столь многое сказать о персонаже, это означает, что со своей задачей автор справился — обрисовал портрет протагониста, сделал его живым.
Сама история довольно простенькая. Конан прибывает в город воров Замору и в таверне случайно слышит обсуждение сокровищ Башни Слона. Башня принадлежит невероятно могущественному чародею, который живёт уже несколько веков благодаря гигантскому алмазу — Сердцу Слона. Алмаз не то чтобы очень уж нужен Конану, но из чувства противоречия и из принципа (в таверне никто не верит в то, что Сердце можно украсть) решает влезть в башню.
Повествование довольно сумбурное. Всё происходит очень быстро, сюжет летит по рельсам везения. Автор даже сам проговаривает, насколько герою повезло. Разумеется, нужно делать скидку на год написания — 1932. Жанр героического фэнтези только зарождается (и не без помощи самого автора).
Образ Арни из фильмов идеально ложится на этого Конана, у меня в голове не случилось рассинхрона.
Но вот чего я совершенно не ожидала, так это внезапного космофэнтези! Оказывается, в мире Конана есть другие планеты и пришельцы. Я знала, что Роберт Говард довольно тесно дружил по переписке с Говардом Лавкрафтом, но мне и в голову не могло прийти то, что автор сплетёт воедино свою и чужую космологию, пусть даже лишь набросками. Чужеродно это не выглядит, я люблю смешение жанров. Повеяло Энротом и вселенной «Героев меча и магии», в которых в фэнтезийном мире есть кригане — демоны-пришельцы с других планет.
Что меня раздражает в приключенческой литературе прошлых десятилетий, так это какая-то повальная тенденция авторов оставлять в конце своего героя без награды. Герой старался, преодолевал — и не получил в конце даже пары изумрудов, которые мимоходом мог бы сунуть в рот (карманов у Конана нет, он бегает босиком и в набедренной повязке, как полагается уважающему себя варвару). У меня такие сюжетные выверты вызывают фрустрацию.
Пришелец получился трогательным, мне стало очень его жаль. Ну и то, что Конан ни на секунду не задумался о предательстве, не поддался жадности, не задался вопросом «вдруг меня обманывают», а попёр, как танк, очень хорошо его характеризует как человека.
Десятку поставить не могу, всё-таки это отнюдь не шедевр. Но написано очень добротно, я получила удовольствие при прочтении. Фантазия у автора богатейшая, он столько всего впихнул в один-единственный рассказ! (Вот у кого учился Ник Перумов). Восемь изумрудов из десяти. Отличное лёгкое чтиво для отдыха после невыносимо громоздкой «Малазанской книги павших».
1177
Аноним24 апреля 2020 г.Читать далееХронологически, это одно из первых приключений Конана. Тут он еще совсем молодой, но уже дерзкий и резкий как несварение желудка. Рассказ крайне незатейлив: Конан, будучи в злачном трактире, прослышал из разговоров местного ворья и отребья про полную сокровищ башню, в которой живет зловещий бессмертный чародей. Ну и, недолго думая, пошел экспроприировать богатенького буржуя. Успешно. При всей простоте истории, читается она с интересом, а развязка может даже немного удивить.
Примечательно, что в рассказе фигурируют...
космические пришельцы, а Хайбория по ряду мнений косвенно вписана в мир «мифов Ктулху» (учитывая обширную переписку Говарда и Лавкрафта, это вполне возможно)3484