Рецензия на книгу
Башня Слона
Роберт Говард
Аноним20 октября 2025 г.Везунчик Конан
«Башня Слона» — рассказ о молодом Конане-варваре. Он вспыльчив, не очень-то образован (всё-таки, варвар же), простодушен, прямолинеен и невероятно удачлив. Когда за двадцать страниц рассказа можно столь многое сказать о персонаже, это означает, что со своей задачей автор справился — обрисовал портрет протагониста, сделал его живым.
Сама история довольно простенькая. Конан прибывает в город воров Замору и в таверне случайно слышит обсуждение сокровищ Башни Слона. Башня принадлежит невероятно могущественному чародею, который живёт уже несколько веков благодаря гигантскому алмазу — Сердцу Слона. Алмаз не то чтобы очень уж нужен Конану, но из чувства противоречия и из принципа (в таверне никто не верит в то, что Сердце можно украсть) решает влезть в башню.
Повествование довольно сумбурное. Всё происходит очень быстро, сюжет летит по рельсам везения. Автор даже сам проговаривает, насколько герою повезло. Разумеется, нужно делать скидку на год написания — 1932. Жанр героического фэнтези только зарождается (и не без помощи самого автора).
Образ Арни из фильмов идеально ложится на этого Конана, у меня в голове не случилось рассинхрона.
Но вот чего я совершенно не ожидала, так это внезапного космофэнтези! Оказывается, в мире Конана есть другие планеты и пришельцы. Я знала, что Роберт Говард довольно тесно дружил по переписке с Говардом Лавкрафтом, но мне и в голову не могло прийти то, что автор сплетёт воедино свою и чужую космологию, пусть даже лишь набросками. Чужеродно это не выглядит, я люблю смешение жанров. Повеяло Энротом и вселенной «Героев меча и магии», в которых в фэнтезийном мире есть кригане — демоны-пришельцы с других планет.
Что меня раздражает в приключенческой литературе прошлых десятилетий, так это какая-то повальная тенденция авторов оставлять в конце своего героя без награды. Герой старался, преодолевал — и не получил в конце даже пары изумрудов, которые мимоходом мог бы сунуть в рот (карманов у Конана нет, он бегает босиком и в набедренной повязке, как полагается уважающему себя варвару). У меня такие сюжетные выверты вызывают фрустрацию.
Пришелец получился трогательным, мне стало очень его жаль. Ну и то, что Конан ни на секунду не задумался о предательстве, не поддался жадности, не задался вопросом «вдруг меня обманывают», а попёр, как танк, очень хорошо его характеризует как человека.
Десятку поставить не могу, всё-таки это отнюдь не шедевр. Но написано очень добротно, я получила удовольствие при прочтении. Фантазия у автора богатейшая, он столько всего впихнул в один-единственный рассказ! (Вот у кого учился Ник Перумов). Восемь изумрудов из десяти. Отличное лёгкое чтиво для отдыха после невыносимо громоздкой «Малазанской книги павших».
1177