
Ваша оценкаЖанры
Рейтинг LiveLib
- 561%
- 433%
- 34%
- 22%
- 10%
Ваша оценкаРецензии
Аноним26 мая 2025 г.Читать далееУх, какие страсти скрываются под столь непритязательной обложкой! Элиза Ожешко - новый автор в моем сундучке прочитанного и я прочитала эту повесть с большим удовольствием.
Хам. Именно так польские дворяне презрительно называли белорусских крестьян. Однажды возле небольшой деревушки на берегу Немана повстречались Павел и Франка. Она горничная,
благородная из благородных, дед мой имел два дома, отец работал при канцелярии, мать играла на фортепиано, а двоюродный брат - адвокат в городе, богатый, богатый.А он - тот самый хам, обыкновенный мужик, рыбак. Она - дрянная, изворотливая, с презрением относится не только к своим хозяевам, но и ко всем, кто ее окружает, ведь она - паночка, просто жизнь сложилась неудачно. Красива, стройна, но это снаружи. А внутри - гнилющая натура. Он же, хоть и мужик, но добрый, благородный, многократно прощающий ей все. Даже чужого дитя. Что может изменить дрянную натуру? Ласка? Бранные слова? Всепрощение? Побои?
Ничего, если тебе не люб твой муж. Сколько волка не корми... так и тут - хоть как он не извернись, чтоб спасти ее погубленную душу - не поможет ничего, бродяжья душа хочет только праздника и свободы.
Франку не жаль совсем. Беспутная дурная кровь. А вот Павла было очень жалко. Что тут стало стеной меж ними? Классовое неравенство, отсутствие любви или просто девка такая попалась, что от добра бежала сломя голову, бежала в страну веселья, а конечным пунктом всегда была нищета. Ответ, наверно, будет у каждого свой. Для меня это все же дурость бабья.
Если вы еще не знакомы с автором, то сделайте это обязательно.144596
Аноним22 ноября 2023 г.Не ищет своего
Читать далееНачну с конца. Я точно знала, чем закончится повесть и не потому, что заглянула на последнюю страницу или спойлер поймала случайно. То, что происходит хорошего и плохого в книге, слишком предсказуемо по законам жанра и видно, что автор не собирается от этого отступать. И несмотря на это (или смотря), меня так пронзила финальная сцена, таким бывает последний кадр в хорошем фильме, что я поняла, эти герои, Павел и Франка и Октавиан, теперь навсегда в моём сердце.
Франка, неповзрослевший ребёнок, и при этом рано познавшая взрослую жизнь, искренняя в проявлении всех своих чувств, в своей искренности не понимающая, что делает другому больно. Или понимающая, но не имеющая сил и не желающая себя менять. Она повторяла часто, что она не мужичка, не хамка, в этом была какая-то защита от всех, она не хотела быть порабощенной ни кем. Но сама не понимала, что она в рабстве у своих страстей. Не даром Павел, сравнивал её с алкоголиком, пусть она не пьёт, но она в такой же зависимости. Вся её сиротская жизнь в прислугах, раннее понимание, что она нравится мужчинам, это её привлекало и отталкивало одновременно. Это как-то слишком просто и приглажено звучит, но она именно так к этому относилась, она, девочкой, узнавшая приставания и насилие. Франка смогла не озлобиться, остаться непосредственной и искренней, но обида у неё осталась и страх поселился в сердце. Думаю, что этот страх её и погубил. От страха, ища защиты, она пришла к Павлу, от страха, что рассталась со своей прежней жизнью навсегда, она мучается в сомнениях и совершает всё то, что совершает.
Павел. Он цельный. Он знает всегда, что он делает и зачем. В нём сильная вера.
И он ни разу не изменяет себе. Любили ли они друг друга? Думаю, что любили. Но каждый по-своему. Думаю, что их любовь была предопределена, такая судьба, хоть я не очень верю в судьбу.
Месяца через два после того, как ему в день Петра и Павла исполнилось сорок два года, он однажды утром плыл к тому месту, где накануне оставил под водой веревку с приманкой для рыбы. Вдруг с берега донесся пронзительный женский крик:- Иисусе, Мария! Помогите!
Именно так и понял Павел эту встречу, что он нужен Франке, что он должен её спасти.
Этими словами Элиза Ожешко подчеркнула, что герой носит имя апостола Павла. Павел рыбак, как большинство апостолов. И любовь Павла не совсем земная, он словно призван показать, как можно на земле исполнить апостольские слова о любви.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.80728- Иисусе, Мария! Помогите!
Аноним1 декабря 2016 г.Свой род мы ведем от Хама...
Читать далееХоць пачаліся людзі ўсе з Адама, сяляне, чуў, свой род вядуць ад Хама...
Адам Мицкевич "Пан Тадэвуш"
Я пока не встречал аналога польской писательницы Элизы Ожешко, даже в современной польской литературе. Как утверждают критики, нет ни одной достойной писательницы, которая мы смогла так точно, честно, реалистично описывать жизненные трудности самых обычных рядовых людей. Да, это понятно, конец девятнадцатого века был ознаменован в польской литературе переходом от идеализма к реализму. Возьмем современников нашей писательницы - Генрик Сенкевич, Болеслав Прус, Йозеф Игнацы Крашевский, чуть позже появятся еще Владислав Реймонт, Стефан Жеромский. Всех их объединяет этот откровенный подход к описанию современного быта поляков и их психологического наполнения. Но именно Ожешко задала тот высокий уровень бытоописания, жизненного трагикомизма не только богатеев того времени, но и самого простого, рядового населения - ведь человеческая психология совершенно одинакова и не зависит от социального положения человека. Позже Реймонт возьмет на вооружение этот принцип и напишет свой знаменитый нобелевский роман "Мужики".
Моя вторая встреча с Элизой Ожешко (а первая случилась с романом "Над Неманом" - фактически прославившим писательницу) также получилось насыщенной, близкой мне по духу (ведь здесь мы снова видим быт западных белорусов конца девятнадцатого века - а я прожил в той местности более 20 лет), хоть и не близкой в психолого-философском аспекте. "Хам" написан двумя годами позже. И хорошо, что я уже был знаком с неторопливой стилистикой автора.
В романе прослеживается несколько слоев понимания и восприятия романа. Начнем с названия. Почему "Хам"? Как я уже выяснил у Адама Мицкевича, хамами называли мужчин с низким социальным положением, именно не "панами", а "быдлом", "хлопами", а также и "хамами". Именно таким "хамом" и был белорусский крестьянин Павел, который промышлял ловлей рыбы на реке с красивым названием Неман. На момент повествования он уже достиг сорокалетнего возраста, прожив доселе свою жизнь, полную семейного драматизма, от чего он заперся в себе, стал нелюдим, игнорирую всё и вся. Однако, его жизнь круто изменилась, когда он случайно встретил девушку Францишку - Франку - веселую и неунывающую горничную из города, живущую совсем другою, ему неведомою жизнью...
Теперь, по прочтению, я подспудно понимаю, что такие сюжеты никогда не умрут. Они были, есть и будут появляться всегда, как в нашей современной жизни, так и в далеком космо-гаджетном будущем. Наше окружение будет другим, а психолого-поведенческий уровень силы и слабости останется на том же уровне. Кто-то в паре становится ведущим, кто-то - ведомым. Казалось бы, это хорошо, когда в партнерстве нет разногласий, проблем и препятствий. Ну, а когда они есть - сможет ли ведущий бороться одновременно с двумя видами накрывающих партнеров волн-препятствий. Правильна ли выбираемая им политика защиты и выживания? Мне показалось, что именно об этом в первую очередь и написана книга. Павел здесь выступил в роле такого стратега, проникнувшись в душу Франки, которая к этому времени уже была изрядно исковеркана разгульной городской жизнью.
Калі чалавеку на гэтым свеце кепска, то і сам ён кепскі, а калі добра, то і ён добрыРоман Элизы Ожешко не стал столь глубоко романтичным, не стал и идеализированным, он не был романом о любви. Автор не осуждает поведение Павла, даже глубоко сочувствует, не в пику нашим ощущениям и мнениям, которые отличаются от предлагаемой. Но Ожешко очень проникновенно изобразила такие разные характеры героев, просто мастерски. А ведь Франка не такая простая - в ней видна этакая смесь испорченности и душевной чистоты. Как это можно так точно изобразить? Не знаю, не умею.
"Хама" нельзя рассматривать как продолжение романа "Над Неманом". Для этого романа будет свой читатель, который в своей жизни встречался с похожими персонажами, а, может, и переживал подобные чувства. Как написала критик Ольга Смирнова, "Хам" вещает нам о столкновении двух противоположных характеров, двух различных моралей, несовместимость которых приводит к трагической развязке. Соглашусь с ней. А вы, читатели, решайте сами, интересна ли вам такая извечная тема. В любом случае роман относится к золотой классике польской литературы, на мой взгляд чем-то похожей на более поздние семейные произведения Льва Толстого и Александра Куприна, потому и любителям классической литературы рекомендую ознакомиться.
662,1K
Цитаты
Аноним22 апреля 2012 г.Часам бывае так, што душа чалавека няспынна чуе нейкі шэпт, які не сціхае ні ў часе яды, ні ў часе працы, ні ў цішыні, ні ў шуме. Не, гэты шэпт не перашкаджае жыць чалавеку яго звычайным жыццём, не замінае ўсім органам цела выконваць уласцівыя ім дзеянні, але з'яўляецца нібы другім жыццём, яшчэ аднім патаемна дзейнічаючым органам існавання.
62,7K
Аноним6 августа 2025 г.Но даже если бы ничего не было на том свете, то все-таки в человеке есть что-то такое, что не хочет купаться в грехе так же, например, как тело не хочет купаться в луже.
560
Подборки с этой книгой

Экранизированные книги
youkka
- 1 811 книг

Осень. Меланхолия старой эпохи.
LANA_K
- 511 книг

Экранизации
AleksSar
- 7 500 книг

Пераклады
Wild_Iris
- 1 203 книги

Хотелки, 2я очередь
Znatok
- 4 681 книга
Другие издания























