
Коты, кошки и котята
readinggirl
- 640 книг

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Легко было бы обвинить Геймана в злоупотреблении читательским сочувствием к братьям нашим меньшим - мол, сложно найти человека, который бы не симпатизировал Black Cat, ночь за ночью защищающего людей от не кого-нибудь, а самого дьявола (по крайней мере, по оценке рассказчика это был именно Devil), в буквальном смысле не щадящего живота своего и ужасненько страдающего от полученных ран днем. Однако все это имеет смысл только если мы рассматриваем в качестве главного персонажа именно кота, а не человека. Но именно рассказчик является центральной фигурой - именно в его дом приходит дьявол во множестве обличий, именно на его переживаниях и эмоциях базируется рассказ, потому как про кота он ничего не знает - откуда пришел, почему защищает их. Важно именно то положение, которое занимает рассказчик - место за окном, место наблюдателя, но ни в коем случае не участника событий. Герой боится выйти и помочь коту и не скрывает этого. Рассказ можно воспринимать как метафору или даже притчу (хотя меня терзают смутные сомнения в том, что Гейман вкладывал подобный смысл) о филистерском отношении обывателя к долженствующим его защищать от внешней опасности структурам - всяким там правоохранителям, медикам, пожарным, спасателям: вы, конечно, герои, все такое, но из дома я не выйду, чтоб помочь; эти люди работают за зарплату, ну так и коты рассказчика получают еду и жилье - название рассказа в этом случае приобретает дополнительный смысл.

Нил Гейман «Цена»
Поначалу мне этот рассказ понравился: в нем была реалистичность, он был интересным. Потом это ушло. Просто исчезло.
Персонажи никакие. Это скорее наброски, а не персонажи произведения.
Сама идея рассказа достаточна интересна. Но как это преподносится, какими словами об этом говорит главный герой… Это портит сюжет, мотивацию персонажей, финал — всё.
Финал меня разочаровал. О нем в спойлере.
Эгоизм, страх и "человек выше всех" — коротко о том, что я увидела в финале.
Дьявол показался больше похожим на набросок, а не на ужасающего и пугающего ДЬЯВОЛА.
Мне несколько понравилось, что осталось множество вопросов, начиная от "кем был кот?" и заканчивая "что случилось, что Дьявол начал ходить в гости к главному герою?". Такая недосказанность идет на пользу коротким жанрам, в том числе рассказам. Но этой недосказанности было слишком много, она повредила моё впечатление от рассказа.
Для меня этот рассказ не поднимается выше нейтральной оценки.

Мало кто из любителей кошек и книг остается равнодушным, когда встречает усатых-полосатых на станицах читаемых произведений. Вот и я не смогла без трепета и сочувствия отнестись к главному действующему лицу очередного рассказа Нила Геймана - Черному Коту. Думаю, многие владельцы кошек и котов видят в своих любимцах защитников дома от темных сил. Я так точно в это верю. А Гейман решил пойти дальше простых представлений и воплотил в своем Черном Коте настоящую грозную силу против самого Дьявола. Вот только защитнику серьезно достается, и вопрос, звучащий в конце рассказа: "...надолго ли его еще хватит?", заставляет сердце болезненно сжаться.

Это не просто кот, сказала моя жена, когда увидела его в первый раз - это личность. И действительно, даже его огромную львиную морду хотелось назвать лицом: широкий черный нос, желто-зеленые глаза, полный острых зубов и все же дружелюбный рот (нижняя губа справа все еще гноилась).














Другие издания


