
Ваша оценкаЖанры
Рейтинг LiveLib
- 541%
- 428%
- 316%
- 26%
- 19%
Ваша оценкаРецензии
Аноним16 мая 2022 г.Противостояние
Читать далееИван Михайлович Шевцов (1920 – 2013) – известный советский писатель, а его роман-памфлет «Тля» стал наиболее известным его произведением.
Книга впервые увидела свет в 1964 году, когда её автору не было ещё 44-х лет. Роман вызвал большой общественный резонанс. А в наши дни поднятые в книге темы вновь стали актуальны - не переиздававшийся с 1964 года роман вновь был взят на вооружение патриотами России и переиздан в 2000-м и 2014-м годах.
Автор не зря уточнил, что его роман является памфлетом. Действительно, произведению этому свойственна резкость тона, недвусмысленно выраженная политическая и эстетическая позиция, отсутствие любого компромисса, громко и ясно заявленное автором мнение, которое он считает единственно правильным.
Книга рассказывает о принципах творчества и мировоззренческой борьбе советских художников и искусствоведов после смерти Сталина и после осуждения «культа личности» вождя на ХХ съезде партии в 1956 году. Шевцов разворачивает перед нами картину жизни и борьбы художников-реалистов (так называемых «сталинистов») и художников-модернистов (так называемых «новаторов»), которых автор изображает в виде двух непримиримых групп, имеющих противоположные эстетические и политические взгляды. Борьба идёт жестокая, а со стороны модернистов ещё и подлая. События романа разворачиваются на протяжении нескольких лет.
Реалисты считают, что «переносить на холст» следует, во-первых, то, что действительно существует, что можно увидеть, потрогать, а, во-вторых, то, что будет говорить зрителю пусть о трудной, иногда жестокой, но всё же великой, честной и прекрасной жизни. Нет, художники-реалисты не являются «лакировщиками» действительности, - они честно изображают и гибель Зои Космодемьянской и парализованного Николая Островского. Но гибнущая Зоя всё же не побеждена, - наоборот, она торжествует над своими врагами, а изувеченный Островский совсем не подавлен, - одолевая свою немощь, он становится образцом воли и мужества для нескольких поколений коммунистов в разных странах мира. Словом, позиция реалистов – это позиция людей, которые собираются жить честно и счастливо, жить трудом и борьбой, не давая спуску ни собственной слабости, ни агрессии врага. Своими учителями в искусстве живописи эти люди считают Репина, Шишкина, Ярошенко, Айвазовского, Левитана, Перова, Куинджи, Тропинина, Венецианова и Крамского. (Понять роман можно будет гораздо лучше, если по ходу чтения знакомиться с творчеством тех художников, об искусстве которых идёт речь в книге).
Модернисты же считают себя в первую очередь гражданами мира. Искусство представляется им чем-то вненациональным, общим, космополитическим. Реализм они не очень-то ценят. Шишкина считают не художником, а рисовальщиком, о Репине пишут, что ему не хватает воображения, а передвижников в целом считают «каменным веком». Их идеалами являются Малевич и Кандинский, Фальк и Штернберг (конечно, не тот, что творил в первой половине XIX века), Марк Шагал и Сезанн, а место передвижников у них занимают импрессионисты. Разумеется, модернисты против «культа личности» и за «свободу». Разумеется, они стоят за элитарное и непонятное «простому» зрителю искусство. Разумеется, они ориентируются на «прогрессивный» запад, а не на русское национальное искусство.
Мы имеем, таким образом, во-первых, противопоставление большевиков-сталинцев буржуазным космополитам. Во-вторых, мы видим противостояние искусства национального и интернационального искусству вненациональному, космополитическому. В-третьих, мы видим противостояние России (пусть и советской) Западу (который и в наши дни остался тем же). В-четвёртых, мы видим борьбу реализма вообще и социалистического реализма в частности со всеми видами модернизма и декадентства.
Слабым местом авторской позиции, на мой взгляд, является то, что всех модернистов Шевцов рисует чёрными красками, а всех реалистов белыми. Разумеется, это соответствует жанру памфлета, в котором автор пишет. Но, увы, это не соответствует правде жизни. Даже если в целом реализм правдивее и нужнее народу, чем модернизм (с этим вряд ли можно спорить), то всё же не все модернисты являются отпетыми негодяями и не все реалисты талантливы и честны.
Книга задиристая и полемическая, поэтому, на мой взгляд, прочесть её стоит. Я перечёл её снова и не жалею.201,1K
Аноним31 октября 2010 г.Читать далееВеликолепное, самое первое и лучшее, что есть у Шевцова.
Сильный удар по формалистам и косомополитам в искусстве, сорваны маски с абстракционистов, ревизионистов и их разного рода подпевал. Заметим, это не литература "охранителей" (кочетов, софронов и пр, ошибочно причисляемые к "почвенникам"), это настоящее, искристое. Шевцов кстати о Кочетове говорил, что у того, мол, жена еврейка - что с него взять.
Очень круто, жаль такого мало.
Хотя и не столь мало как может показаться людям несведущим, знаменитые Оленьи пруды Михаила Кочнева о космополитах тридцатых годов явно написаны по тем же шевцовским лекалам - там критик (бывший троцкист) Мыловарский тут формалист-художник (бывший эсер) Барселонский. Одинаков ицентральный тезис - подлинно интернациональное искусство должно быть для начала искусством национальным, а также партийным.
Очень круто, супер.12991
Аноним16 марта 2021 г.Про художников-реалистов и модернистскую всепожирающую «тлю»
Читать далееРоман замечательного советского писателя Ивана Михайловича Шевцова был впервые издан 57 лет назад, а написан ещё раньше. Но как и десятки лет назад, книга эта остаётся очень актуальной. Может, поэтому она была переиздана в 2014 году в серии «Русское сопротивление».
Роман Шевцова посвящён борьбе двух направлений в советской художественной школе – борьбе социалистического реализма с модернизмом. Казалось бы, если ты не художник, то какое тебе дело до этой борьбы? Но всё совсем не так просто! Соцреализм всегда отстаивал убеждение, что главное в картине, в книге, в фильме – это правда, идея, мысль. Правдиво изображать действительность, давая в то же время зрителю, читателю надежду на лучшее и уча умению СОЗДАВАТЬ это лучшее, - вот цель НАСТОЯЩЕГО искусства, советского искусства.
Модернисты же всех сортов отстаивают мысль, что «искусство никому ничего не должно», что искусство может быть элитарным, что главное – это новаторство и эстетика, или, вернее, то, что под эстетикой понимают модернисты. Автор романа называет таких «художников» и «эстетов» просто тлёй и показывает, как эта тля пожирает всё, что нам дорого.
С распадом СССР тля заняла господствующие позиции в искусстве. Умение шокировать зрителя, «впечатлять» его стало цениться выше правды, выше стремления сделать читателя и зрителя умнее и лучше. Но такое «искусство», конечно, не может ничего дать человеку, который живёт не только инстинктами, но прежде всего разумом, волей и чувством прекрасного.
Роман показывает принципиальную разницу позиций реалистов и модернистов, различие их мировоззрений, их жизненного выбора.
Это книга, которая будет очень нужна ещё долгие годы.9804
Цитаты
Аноним16 мая 2022 г.«Отец помер. Совсем и не болел, а просто от старости. Умирал тихо, очень спокойно. Меня позвал: ну, говорит, Лёша, я своё отжил. Пора прощаться. Даю, говорит, тебе три завета: люби землю свою русскую – она нам всё даёт, она и нас к себе берёт. Все мы из неё выходим и в неё возвращаемся. Она одна вечная. Это первый завет. Второй – люби, говорит, жену свою и детей, воспитывай их так, чтобы они людьми были, настоящими людьми. А третий завет, говорит, - люби правду народную ,бейся за неё».
7273
Аноним15 мая 2022 г.Читать далее«Его излюбленный лозунг: «Искусство не знает границ». Лозунг верный, только Барселонский понимает его неправильно. Не знает границ только национальное искусство. Интернациональным оно становится благодаря национальным достоинствам. А Барселонский и его единомышленники думают, что интернациональное – значит вненациональное. Они убеждены, что английскую действительность, например, могут с равным успехом изображать китайцы, китайскую – немцы или англичане, индийскую – французы, русскую – турки… Ералаш, чепуха! Это уже не искусство, а то, что немцы называют – эрзац».
669
Аноним16 мая 2022 г.«У каждого народа, большого или малого, есть своя душа, свой национальный характер, как и у каждого человека. Искусству каждого народа присущи свои национальные черты, в которых и кроется его интернациональная сущность. <…> Разговоры космополитов об «общечеловеческом» едином искусстве – не просто чепуха, это попытка унифицировать, убить искусство».
4255
Подборки с этой книгой

Лучшее русскоязычное произведение советского периода
Shishkodryomov
- 32 книги
Книги, "увидевшие свет" в 1950 году
serp996
- 309 книг
Книжное №2. Все дело в названии.
LaraAwgust
- 266 книг
Советская литература: лучшее!
2077
- 24 книги
Список Андрея Фурсова (отечественная литература)
joyhope
- 88 книг
Другие издания
































