
Ваша оценкаРецензии
Аноним4 мая 2022 г.Одомашненная катастрофа.
Читать далееЭта пьеса чрезвычайно любима режиссерами вот уже более восьмидесяти лет. Причина, наверное, в удивительно глубоком психологизме, созданных Кокто образов. "Les Monstres sacrés" - "Священные чудовища" - так в старину называли служителей Мельпомены Сам автор пьесы призывал опасаться театральных подмостков... Когда читаешь пьесу, то понимаешь почему.
Актерские маски прилипают к лицу так прочно, что снять их практически невозможно. Люди сцены и вдалеке от кулис носят на себе призрак театрального занавеса. В этой пьесе все чувства ложь. И в тоже время правда. На самом деле здесь никто никого не любит, разве что служанка Люлю, служащая при своей хозяйке чем-то вроде комнатной собачки и телохранителя.
Собственно, эта пьеса для троих. Остальные служат здесь в лучшем случае статистами и особой роли в действии не играют. Да, на сцене - любовь втроем. Уточню не просто любовь, а любовь-ненависть. Кто кого любит, а кто ненавидит так до конца и не поймешь, ибо границы чувств едва заметны, и одно моментально перерастает в другое.
Мне показалось, что кое-какие моменты действия, точнее его канву, Кокто позаимствовал из романа Сомерсета Моэма "Театр": стареющая актриса, неверный (или все-таки верный?) муж и его молоденькая любовница, восходящая звезда сцены. Имена более, чем говорящие: Эстер -- звезда, сияющая далеким холодным светом, манящая и недоступная, Флоран - красивый, но слишком декоративный цветок, тепличное растение, способное жить только вблизи кого-то, и Лиан, лиана, обвившая этот цветок, чтоб расцвести за счет его жизненных сил и достигнуть той самой Звезды. Но все не так просто, как кажется.
И в результате все заканчивается очень и очень по-домашнему. Или все-таки спектакль продолжается? Вечный, как сама жизнь.37290
Аноним27 октября 2024 г.Les Monstres sacrés 1940
Флоран. Это все театр! Во всем виноват театр… Он уродует нас, искажает, обманывает нас всех. Все и всех!Читать далееВроде бы диалоги хороши, но мне кажется, что сюжет мелодраматичен.. Три персонажа - три театральных актера пожилая пара Эстер и Флоран, и начинающая актриса Лиан, любовный треугольник. Они неспособны быть собой в реальном мире и напрасно стараются избавиться от театральности, чтобы найти подлинность в своих собственных межличностных отношениях. Как не вспомнить шекспировскую фразу. Хотя, поведение Эстер оказывается нетривиальным, когда разбито ее сердце..
Про эту пьесу я узнал из мемуаров Веры Васильевой, она играла Эстер, вот что она восторженно пишет про пьесу:
В это время В.Н. Плучек решил подарить ряду актеров бенефисы, то есть мы сами могли выбрать пьесу, роль и режиссера. Я стала снова и снова перечитывать пьесы, чтобы, с одной стороны, найти роль, где могла бы выразить себя, и, с другой, чтобы эта пьеса не была противопоказана нашему театру. Так я случайно прочитала «Священные чудовища» Жана Кокто. Какое безумие – хотеть сыграть роль Эстер! Но это безумие охватило меня. Эстер – актриса на вершине славы, но возраст и мысли, связанные с ним, где-то внутри подтачивают ее. Играя на сцене, она неожиданно обратила внимание на старуху, которая, сидя на спектакле, пожимала плечами и вызывала смех зрителей. Такое произошло впервые – и от этого страшно. Затем одна девушка, влюбленная в талант Эстер, по молодости безжалостно говорит, что любимый муж актрисы изменяет ей. Это унижение надо скрыть, эту боль нельзя показать. Моя героиня испивает чашу горя до дна и сама ставит себя в невыносимые обстоятельства, при которых ты словно летишь в пропасть. И лишь раз прорывается ее отчаянье, когда она уходит из дома от любимого, но предавшего ее человека. Но все равно в итоге Эстер побеждает, и публика счастлива ее победе. Роль удивительно прекрасна, в ней всё: женственность и ум, мужество и затаенное горе, гордость и сила духа.Пожалуй надо посмотреть спектакль театра Сатиры, он, кстати, был весьма успешен. Может я чего-то не уловил.
14125
Аноним16 июля 2025 г.Что наша жизнь? Игра!
Читать далееЖан Кокто, "Священные чудовища" (пьеса)
Как и в "Театре" Моэма, здесь жизнь и игра на сцене сплетаются в странный клубок.
Однажды в уборную к известной актрисе приходит незнакомая девушка и заявляет, что она любовница ее мужа. С этого начинается история странного любовного треугольника (прямо в духе твиттерских тредов про полиаморные коммуны в Тбилиси) и притворства. Почти каждая сцена выворачивает наизнанку предыдущую, обнажая ложь и в то же время путая ее с правдой. И вроде бы счастливый финал не кажется таким уж безоблачным, когда вспоминаешь, сколько герои тут наговорили и наиграли.
551
Аноним12 января 2024 г.Читать далееПосле спектакля к известной актрисе Эстер приходит молоденькая старлетка Лиан и заявляет, что она – любовница её мужа, знаменитого актёра Флорана. Что они давно её обманывают, собираются пожениться, но теперь Лиан осознала, какой великой женщине причинила боль, и благородно отказывается от её мужа. Разговор с никогда не врущим жене Флораном расставил всё по местам. Большие актёры играют на сцене, не позволяя себе играть в жизни, маленькие – наоборот. Эстер не позволила Лиан разыграть собственную вульгарную драму и сделала шаг на опережение.
Цитата:
«Эстер. Я знала, что эта девочка тебя любит. Это моя вина! Не твоя. Ты мужчина, мужчина определенного возраста. Я уже немолода… Это было неизбежно!
Флоран. Ты заставляешь меня стыдиться самого себя.»
Ситуация странная, жена своими руками подталкивает мужа к другой женщине. Эстер почувствовала, что кризис семейной жизни неизбежен, что самый верный мужчина способен заболеть, «как собака чумкой», и решила, что чем быстрее это произойдет, тем лучше. Даже если измена причинит ей боль. Флоран говорит, что их с Эстер любовь такая безоблачная и вечная, что вдруг стала привычной, а девушка – это несчастный случай, из которого надо скорее выпутываться. Актёр вечно окружён поклонницами, но сердцем, телом и душой принадлежит только Эстер. Тут можно засомневаться, но драматург знал, о чём писал.
Лиан не жертва «священных чудовищ». Она была влюблена не в Флорана, а в его любовь к жене. Просто позавидовала чужому счастью.
Пьеса была написана в первую военную зиму («Главная цель спектакля – вывести зрителя из гипноза войны, заставить его поверить, что он находится в нормальном театре в нормальное время») для Ивонны де Бре. Интересно, что актриса была свидетельницей подобной ситуации в жизни самого Кокто. Произведение очень личное, поэт многое из своих отношений и переживаний откровенно перенес на сцену. Кто здесь кто - понятно.
Кстати, герой «Священных чудовищ» уже играет Нерона (с волосами, обсыпанными золотой пудрой) в «Британике» на подмостках «Комеди Франсэз». Премьера этого спектакля по Расину произойдет в 1941, а в легендарном театре – в 1952 г.260