Рецензия на книгу
Священные чудовища
Жан Кокто
Аноним12 января 2024 г.После спектакля к известной актрисе Эстер приходит молоденькая старлетка Лиан и заявляет, что она – любовница её мужа, знаменитого актёра Флорана. Что они давно её обманывают, собираются пожениться, но теперь Лиан осознала, какой великой женщине причинила боль, и благородно отказывается от её мужа. Разговор с никогда не врущим жене Флораном расставил всё по местам. Большие актёры играют на сцене, не позволяя себе играть в жизни, маленькие – наоборот. Эстер не позволила Лиан разыграть собственную вульгарную драму и сделала шаг на опережение.
Цитата:
«Эстер. Я знала, что эта девочка тебя любит. Это моя вина! Не твоя. Ты мужчина, мужчина определенного возраста. Я уже немолода… Это было неизбежно!
Флоран. Ты заставляешь меня стыдиться самого себя.»
Ситуация странная, жена своими руками подталкивает мужа к другой женщине. Эстер почувствовала, что кризис семейной жизни неизбежен, что самый верный мужчина способен заболеть, «как собака чумкой», и решила, что чем быстрее это произойдет, тем лучше. Даже если измена причинит ей боль. Флоран говорит, что их с Эстер любовь такая безоблачная и вечная, что вдруг стала привычной, а девушка – это несчастный случай, из которого надо скорее выпутываться. Актёр вечно окружён поклонницами, но сердцем, телом и душой принадлежит только Эстер. Тут можно засомневаться, но драматург знал, о чём писал.
Лиан не жертва «священных чудовищ». Она была влюблена не в Флорана, а в его любовь к жене. Просто позавидовала чужому счастью.
Пьеса была написана в первую военную зиму («Главная цель спектакля – вывести зрителя из гипноза войны, заставить его поверить, что он находится в нормальном театре в нормальное время») для Ивонны де Бре. Интересно, что актриса была свидетельницей подобной ситуации в жизни самого Кокто. Произведение очень личное, поэт многое из своих отношений и переживаний откровенно перенес на сцену. Кто здесь кто - понятно.
Кстати, герой «Священных чудовищ» уже играет Нерона (с волосами, обсыпанными золотой пудрой) в «Британике» на подмостках «Комеди Франсэз». Премьера этого спектакля по Расину произойдет в 1941, а в легендарном театре – в 1952 г.260