Книжная Одиссея
Nurcha
- 1 242 книги

Ваша оценка
Ваша оценка
И меня смущало, что в псалмах Бога нужно постоянно хвалить, петь ему «славу», играть в тимпанах . Да вроде и самому Богу это нравится. Некрасиво как-то, нескромно получается. И вот нашел ответ на свои притязания на истину у К.С.Льюиса…
-Мир только и делает, что хвалит и славит: влюбленные восхваляют возлюбленных, читатели — любимые книги, спортсмены — свой спорт; словом, все кому не лень расписывают погоду, пейзажи, вина, блюда, актеров, машины, лошадей, приятелей, детей, цветы, страны, колледжи, горы, марки, насекомых, даже политиков . ..Особенно часто и много хвалят самые смиренные, здоровые и умные люди, а ущербные хвалят редко и мало. Хороший критик найдет что похвалить в несовершенной книге; плохой вычеркивает из литературы одну книгу за другой. Здоровый и доброжелательный человек найдет, за что похвалить самую скромную еду, больной …найдет недостатки в любом угощении.
Можно сказать, что хвала — словесное выражение душевного здоровья.

В этой книге К. С. Льюиса есть интересные и потрясающие места, о которых и писали читатели LL.
Однако, мне хотелось бы сказать о другом. Льюис, как толкователь псалмов, следует все-таки западной традиции. Для него - многое из того, что происходит в Псалтири - исторично. Псалтирь в православной экзегетике (раздел богословия, в котором истолковываются библейские тексты; учение об истолковании текстов) наполнена символами. Например, у Льюиса стихи псалмов о нападении врагов - это нападение врагов. На самом деле - это может быть образ преследования Христа дьяволом, образ преследования человека духами злобы... Спасение человека от врага - это у Льюиса спасение человека от земного врага, в Псалтири же - спасение человека Богом. Да, у Льюиса - это не везде так, но во многих строках именно так. Так что в толковании псалмов философ Льюис - выступает не как философ, и богослов Льюис - не как богослов. Это, конечно, очень жаль, поскольку "виновата" именно традиция толкования священных Текстов.

Льюиса (впрочем, как и Честертона, и Достоевского) нужно читать в очень и очень ограниченных количествах, строго дозируя книги - иначе от счастья с ума можно сойти. Нравится не только то, как пишет автор, но и сам ход его мысли, очень напоминает "Исповедь" Августина Блаженного: Льюис также не боится размышлять, высказывает те или иные мысли с рассказом о том, как он к ним пришел, но в то же время не стесняется в каких-то ситуациях сказать "Я не знаю того, чего я не знаю". При этом, учитывая то, что долгое время автор был атеистом, он иногда восторгается и рассуждает о тех явлениях и темах, которые для человека изначально верующего являются чем-то самим собой разумеющимися - как если бы человек, долгое время находившийся без дыхания, начал восторгаться обилием воздуха вокруг и подробно описывать, что он чувствует, когда его легкие нормально работают. В общем, книга очень хорошая, растащил на цитаты - 9 баллов из 10.

О хвале:
Я не раз замечал, что особенно
часто и много хвалят самые смиренные, здоровые и умные люди, а ущербные и
глупые хвалят редко и мало.
....
Если вычесть чрезвычайные обстоятельства, можно
сказать, что хвала -- словесное выражение душевного здоровья

Опыт показал мне, что обижаются и оскорбляются не сильно верующие люди и даже не атеисты, а те, кто верит как бы наполовину.




















Другие издания


