
Читаем пьесы
Julia_cherry
- 1 661 книга

Ваша оценка
Ваша оценка
Ранее я читала уже одну пьесу драматурга – Кто боится Вирджинии Вулф? И могу сказать, что эта, раньше написанная пьеса, показалась мне похожей по стилю. Тоже диалог с какой-то примесью сумасшествия предстает перед читателями-зрителями. Только здесь всего два героя, двое мужчин – Питер и Джерри, которые встретились в одно воскресенье в Центральном парке Нью-Йорка. И само действие пьесы уложилось в один акт и совсем небольшое количество минут. Всего один разговор, который начинает Джерри, подошедший к сидящему на скамейке Питеру, и доводит этот разговор до неожиданной кульминации. Цель, с которой один мужчина подошел к другому, оказывается выполнена, но читатель на пару с Питером остаётся в шоке от случившегося. Не могу сказать, что мне понравилась описанная история, скорее оказалась неприятна, хотя прочитала небольшую пьесу на одном дыхании, а когда Джерри ускорился в своей речи, я как будто тоже заторопилась с чтением.

Если заглянуть на страничку автора, то можно узнать, что Эдвард Олби писал "об одиночестве людей и их неспособности к взаимопониманию", о "бессмысленности современной жизни". Пьеса "Что случилось в зоопарке" очень ярко это демонстрирует. Двое случайно встретившихся мужчин ведут разговор. Ну, как ведут? Питер сидел себе спокойно на любимой скамейке в парке и читал книгу. Джерри навязчиво пристал к нему, сначала выспрашивая и выведывая семейные подробности, потом интригуя историей, случившейся в зоопарке, постепенно перейдя на собственную жизнь и невзгоды. Питеру только и оставалось, что отвечать и слушать, стараясь быть вежливым... После подобной сцены знакомства сразу же напрашивается очередная отличительная черта творчества Олби: "немотивированные столкновения персонажей и натуралистичные сценические эффекты". Осталось добавить, что драматург является ярким представителем "театра абсурда". Не стоит удивляться дальнейшему развитию событий, на то он и абсурд.
На сцене всего два героя, но при этом постоянно чувствуется, что один из них активный персонаж - он завязывает знакомство, вызывает на откровенность и откровенничает сам, толкает на действие второго персонажа - пассивного и безвольного, заставляя проявить активность и отстаивать позицию. Зачем это нужно Джерри?
Кроме явного посыла описанных действий, имеются и скрытные причины. Джерри - одинокий человек. С одной стороны, он не очень-то и хочет впускать кого-то в свою жизнь, у него нет желания вставить чьи-то фотографии в пустые рамки на столе. Но как тогда объяснить историю с собакой? Думаю, он не просто одинокий, но и разуверившийся человек.
Финальная сцена наполнена давлением, позволяющим почувствовать всю абсурдность ситуации.
Джерри толкает Питера на проявление действий, провоцирует его словами, толчками, вызывая на драку, заставляя взять в руки нож. И Питер ведется...

Все встречи в нашей жизни не случайны, а ведут к тому, что должны нас чему-то научить, получить опыт и осознать для чего это встреча была в нашей жизни. Вот так встречаются в парке два джентельмена : Питер пришел в парк почитать в тишине книгу, провести время наедине с природой, а вот Джерри побывав в зоопарке приходит в парк, наполненный эмоциями поделиться с кем-то о событиях в его жизни, а еще поделиться теми историями, которые очень важны для него и как он считает, надо донести до другого человека.
И эта фраза, которая в пьесе упоминается несколько раз, становится ключевой. Два социальных типа, которые строят диалог, умещающий всю их жизнь и те проблемы, которыми необходимо поделиться.
Раскрывая через диалог характеры и обстоятельства жизни героев мы погружаемся в их проблемы и жизненые обстоятельства и ведь за этим небольшим текстом в 7 страниц кроется драма, углубляемся в которую мы, читатели, постепенно и тут бах, финальный аккорд, занавес жизни закрывается.
За минимализмом обстановки кроется большой смысл: во-первых, всего два человека и именно это минимальное количество людей, которые нужны для построения диалога; во-вторых, две скамейки, и именно их разделение и приведет к непримиримой борьбе.
И все это показывает нам что истинно ценное в жизни человека, а может стоит задуматься не впустую ли мы проживаем свою жизнь?
Я очень рада литературной игре, которая сподвигла меня прочитать эту удивительную пьесу, после которой остается глубокий след впечатлений и эмоций.
Кадры из одноименной пьесы, поставленной в новсгородском театре "Малый".

Я понял, что доброта и жестокость, сами по себе и отдельно одно от другого, ни к чему не приводят; и я понял, что в сочетании, одновременно они учат чувствовать.

Но если нам не дано понять друг друга, так зачем мы вообще придумали слово «любовь»?

Если не получается общение с людьми, надо начинать с чего-то другого. С ЖИВОТНЫХ! (Говорит гораздо быстрее и словно заговорщик.) Понимаете? Человек обязательно должен как-то общаться хоть с кем-нибудь. Если не с людьми... если не с людьми... так с чем-то другим. С кроватью, с тараканом, с зеркалом... нет, с зеркалом не годится, это уж последнее дело... С тараканом... с... с ковриком, с рулоном туалетной бумаги... нет, это тоже не годится, как и зеркало. Видите, как трудно — очень мало что годится! С уличным перекрестком и разноцветными огнями, которые отражаются на мокрых тротуарах... со струйкой дыма... и... и с колодой порнографических карт, с сейфом... БЕЗ ЗАМКА... знаться с любовью, с блевотиной, с плачем, с яростью оттого, что хорошенькие дамочки вовсе не хорошенькие и не дамочки, с торговлей телом, которое есть сосуд любви, и я могу доказать это, с истошным воем, оттого что ты никак не умрешь... с богом. Как вы считаете?
















Другие издания

