
Ваша оценкаРецензии
Аноним19 сентября 2020 г.Вольному - воля!
Читать далееОдно из самых романтических произведений Пушкина, которое, как это ни парадоксально, предрекает закат романтизма. Конечно, до окончательного заката направления еще далеко, идет только 1824 год, но приговор уже вынесен. И под луч пушкинского анализа попадает главный носитель романтического импульса - байронический герой.
Необычайно популярный в начале XIX века герой Байрона - Чайльд-Гарольд породил целую гирлянду подражательных образов. Вот, даже термин специальный в литературоведении имеется - байронический герой. Этот герой вместе с течением, которое он представляет, станет важнейшей вехой мировой и русской литературы. Как раз в русской именно от байронического типа произойдет классический русский тип позднего романтизма - "лишний человек" Пройдя через некоторые пертурбации, он проникнет и в реализм, колоритно засветившись в произведениях Достоевского и Чехова.
Но уже Пушкин в своей поэме выявил все те болевые точки байроновского героя, которые определяют его сущность. В образе Алеко он показывает поверхностность романтической составляющей его личности, и те качества, которые находятся в глубине, но кардинально влияющие на своего носителя.
Алеко, как классический представитель этого типа, необычайно высокомерен, в какой-то степени даже циничен. Во всех его словах присутствует ярко выраженное пренебрежение к людям и правилам общежития, потому он и бежит от своего социума, в поисках некой абстрактной свободы. Являясь идейным изгоем, добровольным скитальцем, он идеально вписывается в формулу Набокова: "не в ладах и с раем, и с адом, и с богами, и с людьми".
Он находит вожделенную свободу в цыганском таборе, она воспринимается еще острее потому, что сопровождается страстной влюбленностью в молодую своенравную цыганку Земфиру, которая тем привлекательнее для Алеко, чем меньше она похожа на оставленных в столичном свете барышень.
Но убегая от "неволи душных городов", он убегает только от внешнего, внутри него самого находится та самая неволя, от которой он бежит. Она сильнее своего носителя, потому что он не видит её и даже не догадывается о ней, а она корежит своего хозяина, превращая его из романтичного революционера в разочарованного мстителя. А мстит он не потому, что его свобода, которой он так жаждал, была ущемлена, нет, он мстит той, которая его "предала". Хорошо, в рамках того социума, от которого ты сбежал, такой подход был оправдан, но здесь же - абсолютная свобода, о которой ты мечтал. Всё так, но есть один подвох, Алеко мечтал о свободе для себя, а не о свободе для всех.
Он не готов к тому, что свобода может распространяться на того, кто ему принадлежит. Он считает, что раз Земфира его любит, значит, она должна быть ему верна, то есть, отказаться от своей свободы. Её выбор повергает его в приступ мстительного негодования, заканчивающегося трагически. Главный конфликт находится в самом байроническом герое, в Алеко, он как тот Ахиллес, который никогда не догонит черепаху, он стремится к свободе, и сам же её отвергает.
Всё вышесказанное не оправдывает Земфиру, но и не делает её виноватой. Просто она другая, она живет в ином измерении, где нет тех морально-правовых обязательств, которые гирями висят на "освобожденном" Алеко. И, если её оценивать по критериям того общества, из которого он сбежал, она выглядит много свободнее, но это мнимая и иллюзорная свобода, потому что цыганский социум просто имеет несколько иные параметры, и в нем полно свое специфической несвободы. Просто столкнулись два мира - две цивилизации, каждая из которых по своему решает вопросы чувственности и собственности. И байронический Алеко расписался своим кинжалом в неспособности принять иное измерение, обрести истинную волю, которая так и остается для него недостижимой вожделенной мечтой, преградой к которой является он сам.
Нельзя не сказать пару слов о Старике, отце Земфиры, который представляет собой высшую мудрость, олицетворяет способность принимать жизнь такой, какая она есть, а, значит, прощать. Но его философия, приобретающая патетическое звучание, выглядит несколько оторванной от жизни, так судить, как он, легко, когда страсти уже отцвели и отгудели. А мне вот вспоминается другое "цыганское" произведение - "Макар Чудра" Горького, в котором не кризис свободы, а её переизбыток приводит к тем же печальным результатам.
1664,2K
Аноним13 ноября 2023 г.Про веселый цыганский народ, свободу и прочие плюшки
Читать далееВсем привет!
Сегодня мне хочется рассказать Вам о уже достаточно давно прочитанной поэме А.С. Пушкина «Цыганы». Все лето я знакомилась, а точнее вспоминала творчество, наверное, самого известного русского писателя. Поэма «Цыганы» выделяется для меня из общего потока его сознания и осмысления реальности. Но обо всем по порядку.
Поэма «Цыганы» писалась Пушкиным одновременно с Евгением Онегиным в 1824 году. Наверное, поэтому Онегин создавался 8,5 лет. Мораль сей басни такова: не берись за два дела сразу, ни одно нормально не закончишь)
Что у нас по сюжету? (СПОЙЛЕР!!!) Молодой герой Алеко бежит из города (вероятно, совершив какое-то преступление) и оказывается в кочующем цыганском таборе. Он становится мужем молодой цыганки Земфиры, которая вскоре ему изменяет. Алеко не выдерживает испытания цыганской свободой, убивает неверную жену и её любовника, после чего его изгоняют из табора. (Без спойлеров здесь не обойтись, т.к. произведение не шибко то большое). Мораль сей басни такова: делая выбор, постарайся сделать его осознанно).
Ну а если серьезно, то «Цыганы» - это поэма о самой природе человека и его судьбе, о том, возможно ли счастье на земле. Это поэма не только об Алеко, но и об индивиде как таковом: сможет ли он спокойно и беззаботно жить в прекрасном мире – или же живущие в нём страсти способны разрушить любую идиллию? Но больше всего, по моему мнению, это поэма о человеческом выборе и погоней за «призрачным» счастьем. Из разряда: везде хорошо, где нас нет.
Мне, как и многим городским людям знакома тема «духоты» мегаполиса и мечта о свободных просторах и нравах. Но, еще раз повторюсь, хорошо там, где нас нет. И люди, которые родились и проживают в частности в регионах нашей «необъятной», не так уж в большинстве своем и счастливы, находясь на своих «просторах».
Но разберем частный случай. Почему Алеко не удается стать цыганом? Это центральный вопрос пушкинской поэмы. Формально Алеко цыганом поначалу становится – два года он живёт и кочует с табором на лоне природы, он волен и любим. Однако, этому быстро приходит конец. И прежде всего конец приходит из-за самого главного героя, из-за его внутреннего метания, между жизнью цивилизованной и жизнью «свободной» или кочевой. Он, как и многие «собственники» не понимает глубинного слова «свобода», он знает, как житель большого города слово «потребление» и слово «собственность». И, как я думаю, Вы понимаете этот набор слов не выстраивается никак в общую цепочку. И кстати, что очень занимательно, в конце главного героя не казнят, как казнили бы преступника в цивилизации (большом городе/поселении), его изгоняют. Это еще одна стрелка в сторону слова «свобода».
По информации, взятой из открытых источников я выяснила об очень интересном моменте: при написании своей поэмы Пушкин был под впечатлением от философских рассуждений такого писателя, как Жан-Жак Руссо. Речь идет о соотношении между миром природы и миром цивилизации, между простым, первобытным человеком и индивидом, чьё восприятие реальности обусловлено законами гражданского общества, между свободой кочевой жизни и «неволей» душных городов». Руссо предпочитал мир природы и порицал прогресс и цивилизацию, искажающие человеческую натуру. Во второй половине 18 столетия «цивилизацию» (которую у Пушкина символизирует город) воспринимали по-разному. С одной стороны, цивилизация трактовалась в положительном ключе: как средство утонченного общения, социальной коммуникации, позволяющей разрешать конфликты уже не с помощью оружия, а словом, не в поединке, а в салонной беседе. У цивилизации были и чисто экономические свойства: она связывалась с оседлостью- если речь шла о городе, то с торговлей и распространением коммерческих отношений. Обладание собственностью и богатством считалось здесь не пороками, но позитивными факторами: комфорт и удобство внешней жизни сочетались с умением договариваться, уважением к закону и развитием форм общественной жизни. С другой стороны, эта концепция встретила яростный отпор, например в лице того же Руссо, творения которого Пушкин штудировал в 1823 году. С точки зрения философа, собственность приводит к порабощению: человек , ища экономические выгоды, связывает себя различными обязательствами и приносит в жертву обществу свою свободу. Социальная жизнь полна условностей, которым необходимо платить дань. Индивид больше не принадлежит сам себе и теряет качества, заложенные в нем природой,- первоначально он свободен, беспечен, счастлив, добр, не склонен к насилию, здоров, миролюбив, им руководит сердце, а не разум. В итоге «варвар» оказывается куда добродетельнее «цивилизованного» человека.
Что же в конце концов пытается донести до нас Пушкин? Чтобы обрести внутреннюю свободу, нужно научиться прощению, любви, умению забывать о себе во имя объекта своей любви. Пушкин в поэме «Цыганы» заставляет задуматься о том, что есть любовь и свобода. А вот поймем ли мы всю глубину, заложенную в данную поэму? Я думаю да, ведь то, о чем пишет автор находится на поверхности и по сей день.Содержит спойлеры75527
Аноним17 июля 2020 г.А мне бы в табор...
Читать далееНочь под винишко -
Как это мило...
Я пьяный слишком
И вот накрыло
Волной не слабой
Эмоций странных...
А мне бы в табор...
А мне б к цыганам...
А мне бы кудри
Чернее смоли..
А мне бы будни
Встречать на воле,
Где встречный ветер
Целует в губы...
Где про соцсети
Не знают люди...
Где жизни правда
Бьёт сапогами...
Где важны даты
Для встреч с друзьями...
Где нож по горлу
За ложь с изменой...
С душою голой
По жизни бренной
Шагать не стрёмно,
В себя коль верить...
Где много комнат,
Найдутся двери...
Надежды прапор
Взметнулся в небо...
Уходит табор,
Где был и не был...Пушкин - это вечность... Пушкин - это мой код юного читателя с раннего детства... Пушкин - это постоянное возвращение к истокам настоящей литературы, даже если я прочитал целую гору других книг... Пушкин - это моя параллельная вселенная, моя завоеванная галактика, мой рай и мой ад... Мне с Пушкиным по пути... Это один из тех авторов, которых не нужно любить или ненавидеть... Это как воздух... Дышать или сдохнуть... Не в физическом плане, а как человек, как личность, как книголюб...
После 35 лет я внезапно осознал, что меня тянет к классике... То, что читалось ранее, как школьное задание, внезапно приобрело статус зависимости - хочу читать и никаких гвоздей!!! Ну, хотя бы хочу знать про классические произведения!!! Если не книга, то кино, сериалы, аудиовоплощение!!! Не всех классиков я потяну в плане чтения!!! ))
Поэму "Цыганы" читал ещё в школе, (пионер всегда готов), прочёл, пересказал на уроке, получил оценку и забыл...
Но примерно год назад в интернете нашел и скачал радиоспектакль 1957 года под режиссурой Бруно Фрейндлиха и влюбился в эту постановку!!! Я практически не слушаю аудиокниги (все хочу начать, но пока тщетно...), но старые радиоспектакли и постановки обожаю так, как это чувственный отзвук моего детства и юности...
Так вот этот радиоспектакль я слушаю, минимум несколько раз в неделю с тех пор... На работе, с транспорте, перед сном... И хочу всем посоветовать именно эту постановку - отличная подача поэмы, образность музыки, голоса актёров на высшем уровне... Закрываю глаза и вот я там в Бессарабии, в таборе, дым костра щекочет ноздри, а рёв медведя будоражит слух...
Перечитывал поэму тоже несколько раз и теперь при чтении в голове звучат голоса персонажей именно, как в этой постановке...
5 из 5 - поэма не для всех... Пушкин - это вечность... А вечность у каждого своя... Читая рецензии юных читателей иногда сталкиваешься с их непониманием текста и сюжета пушкинских строк... И вот тогда, как музыка, во мне звучит их возможные претензии ко мне: "Ну, это тока олды поймут!!!!") Да, тут я олд, причем древний и неисправимый...)
И очень странный олд... Современные словечки я знаю, Гарри Поттера уважаю, Монеточку и Гречку слушаю иногда, книги читаю новые и популярные... Но при этом не делю свою душу на части ради хайпа или мейнстрима... Пушкин и классика - это мои вечные, всегда модные тренды не взирая на банку "Ягуара" в холодильнике...)))
И да, стих к рецензии написан именно после ночи под винишко: три бутылки, красное, полусладкое... Советую и его тоже, как отличное сочетание Пушкина и душевного, читательского восторга... Няня!!! Несите кружки!!!)552,7K
Аноним28 февраля 2024 г.Цыганы шумною толпой по Бессарабии кочуют
Читать далееВ принципе, это сказ больше не о цыганах, как таковых, они лишь инструмент, чтобы показать определенную ситуацию, а именно человека эгоистичного, не знающего, что такое держать ответ за свои проступки. Хотя, эгоист и притворяется героем романтичным, такой страстной натурой, но на деле это злой потребитель, который живет только для себя, наплевав на других.
В книге, юноша Алеко прибивается к цыганскому табору, спасаясь от преследования, ведь он нарушил закон. Знакомство с прекрасной цыганкой Земфирой, является для него шансом спастись, прежде всего. Табор не вникает в его прошлое, ведь он кажется вполне адекватным человеком, а проблемы с властями есть у каждого второго цыгана.
Но юноша показывает совершенно другую сторону своей души, когда Земфира решает его оставить. В какой-то момент, страсть Алеко превращается в ненависть. И вот, он уже не желает жалеть и понимать вероломную возлюбленную и её нового ухажера, но он также забывает все то доброе, что сделали ему цыгане, особенно отношение отца Земфиры. Ведь, он мог и прогнать его, с самого начала, дабы избежать проблем.
И самыми главными словами поэмы, являются не признания в любви, а вердикт старого цыгана:
«Оставь нас, гордый человек!
Мы дики; нет у нас законов,
Мы не терзаем, не казним —
Не нужно крови нам и стонов —
Но жить с убийцей не хотим…
Ты не рожден для дикой доли,
Ты для себя лишь хочешь воли;
Ужасен нам твой будет глас:
Мы робки и добры душою,
Ты зол и смел — оставь же нас,
Прости, да будет мир с тобою».Собственно, устами старика автор показывает, что на самом деле представляет собой романтический персонаж, типаж которого был популярен в то время. Страстный и горделивый - это да, но еще жестокий и эгоистичный, не способный на сострадание.
Отличная поэма, с прекрасным слогом, это стоит прочесть!
42402
Аноним28 мая 2024 г.Она ему навеки отдана, но, правда, оказалась неверна
Читать далееАлександр Сергеевич нарисовал нам картину совершенно отличного от нашего мира, где нет государств, нет договоров, есть простор и свобода. Человек из нашего мира будет себя в нем чувствовать чужаком. Это романтический образ цыганщины, который наверное только в литературе и остался. Хотя, самая соблазнительная для эротоманов часть такого мира, свободная любовь, в нашем мире вполне уживается и имеет своих сторонников в разных формах (хотел сказать позах, но гусары, как говорится, молчать!). И в нашем мире возможны такие же сцены ревности, как и в этой поэме. Можно ли назвать приверженность к свободной любви цыганщиной? Наверное нет. Сегодня цыганщина это скорее кочевой образ жизни. Да и пойди еще найди таких цыган, которые и правда нынче кочуют. Все осели давно. Но обособленность от остального мира у цыган присутствует конечно. Здесь поэтому Алеко, ревнивец из нашего мира, в цыганском мире еще и не полноценный, ведь он, хоть и очарован свободолюбием цыган, возлюбленную цыганку Земфиру сразу стал мерить по нашему. Любимая МОЯ, как говорится. И, конечно, реальные цыгане от этих поэтических сильно отличаются, они тоже очень ревнивы и мстительны, то есть я хотел сказать темпераментны. А темпераментный, значит способный и убить в порыве ревности. Как говорится, тут особой уникальности у современных цыган нет. Ну а уж не цыган Алеко, увидев, что называется, "что за опа на жене, там где быть должна моя", тут же включился в режим дестройера и убил обоих. В общем, как говаривает Нилетто, "эх, зеленые глаза погубили пацана, скатертью, скатертью стелется душа". Возможно Пушкину бы понравилось, но это не точно) В общем и целом, конечно, грустно.
Но и Земфира, знаете ли, так уж ли его любила, если пожертвовать даже вот такой довольно условной и влекущей за собой разные болезни, частью своей свободы не захотела. Алеко, имя такое что навевает ассоциации с гоголевскими персонажами, также попадающими в крупные неприятности из-за буйства своего характера.
Мне, безусловно, как представителю нашего мира, поведение Земфиры категорически не нравится, но и Алеко, отыгравшего Отелло, оправдывать совершенно не хочется. Сам А.С. Пушкин, конечно, был дуэлянтом, основными причинами дуэлей у него, конечно, были женщины, но это московско-петербургский темперамент, не такой горячий как у цыган или у представителей более южных городов нашей Родины. Одно то, что дуэль это все-таки поединок, а не прямое убийство.37686
Аноним11 февраля 2025 г.Читать далееСледующая прочитанная мною поэма Пушкина и опять трагичная.
Автор писал этот цикл поэм, основываясь на свой жизненный опыт и видя в героях себя, поэтому этот цикл и считается автобиографическим. Раз автор так решил, это его право, я буду говорить только о том, что прочила, не сопоставляя с жизнью великого русского писателя.
С чего начинается поэма? С кочующих цыган, с кибиток, шума, гама, плясок, песен, ярких юбок и звон монет. Такими были цыгане раньше. Вольными, свободными не знающих закона. Они и сейчас не знают закона, только теперь они укоренились. Живут в домах, оформляют на себя собственность, облагораживают быт, водят детей в садик и школу, но наглеть не перестают. Тем, цыганам что неслись в кибитках по степи, это было простительно, а эти вызывают агрессию. Да, у меня такое отношение к этой малой нации, которой всё дозволено.
Молодая цыганка приводит в табор чужака и его там принимают. Проходит пару лет и ее вольная душа требует новых впечатлений, ярких красок в ее жизни. Муж не понимает ее. Ведь ты любила меня, куда все делось. А вот отец, наоборот, старается ему объяснить, что цыганская душа требует свободы, ей нужна вольность и сидеть на одном месте они не могут.
Отчасти слова цыгана понятны, да и его действия, скорее бездействия, к своей собственной жене, тоже оправданы. Вот только не верю я что все цыгане на такое согласны. Они очень темпераментный народ, и если один отпустил свою жену, то другой нагонит сбежавших. Может он и не вернет жену, но покажет, что за свое отомстит.
Пушкин же решил, через старика цыгана решил показать, цыганскую вольную натуру и принятие ее как должное.
А вот Земфира, наоборот, предстала настоящей цыганкой: смелой, дерзкой, темпераментной, отдавшей свою душу и тело свободе.
Чувства Алеко мне понятны, вот только не в том месте он искал правды. Найдя для себя свободу, он хотел лишить ее другого человека, да какого! Рожденного быть свободной!Содержит спойлеры35210
Аноним23 апреля 2017 г.Читать далееПушкин наверное единственный писатель чьей поэзией я могу наслаждаться. Причем не важно о чем он пишет. Меня просто завораживает его слог, умение передавать любую тему в стихах. Создается впечатление, что я практически впадаю в транс от рифмы.
"Цыганы" - трагическая история любви и предательства. Земфира влюбилась в обычного человека, который искал судьбу и место в обществе. Его приютили, но спустя время девушка разлюбила и стала изменять ему. И Алеко выследил и убил обоих. Вот только у цыган свои законы и не принято там мстить за подобное. За что и поплатился герой изгнанием, и опять он остался один.
Оценка 10 из 10
294,2K
Аноним10 апреля 2020 г.Но не всегда мила свобода Тому, кто к неге приучен
Читать далееСтихи Пушкина, как всегда, прекрасны.
И формой, и содержанием.
Нет у нас законов,
Мы не терзаем, не казним,
Не нужно крови нам и стонов...Люди, живущие без законов (государственных, религиозных) не могут совершить преступление по определению.
Но они и не хотят совершать того, что мы называем преступлением. Они не нуждаются в крови.
Почему же Алеко не смог последовать примеру старика и отпустить Земфиру на волю? Да потому, что воспитанный своим временем, культурой и законами, он воспринимает жену, как свою собственность (духовную и материальную). А собственность есть высшая ценность, чем воля. Западная цивилизация — это и есть наша неволя. Мы рабы законов, норм, правил, привычек, воспитания.
А как раб может отпустить кого-то на волю?
Нет, он скорее убьёт
Ты для себя лишь хочешь волиСколько людей, говоря о свободе, подразумевают "буду делать, что хочу", вместо "каждый имеет право на самоопределение"
Повсюду страсти роковые, и от судеб защиты нетМожет быть девизом творчества самого А.С.
281,9K
Аноним26 мая 2024 г.Поэма о границах свободы и губительных страстя́х.
«Цыганы шумною толпоюЧитать далее
По Бессарабии кочуют»Так ёмко и красиво начинается одно из самых лучших произведений Александра Сергеевича Пушкина. Никто не знает точно от куда они идут и куда направляются, но великому гению хватило ярких красок, чтобы показать очень непростую жизнь этого народа. В каждом штрихе создаётся ощущение неразрывной связи цыган с природой – приготовление еды на костре, «звон походной наковальни», лай и завывание собак, пасущиеся кони, «ручной медведь лежит на воле» и «мирный сон под небесами». Казалось бы, в этой идеалистической картине бытия цыган нет места для коварных интриг. Но Пушкину одним росчерком пера удаётся развеять этот миф:
«Но счастья нет и между вами,
Природы бедные сыны!..
И под издранными шатрами
Живут мучительные сны.
И ваши сени кочевые
В пустынях не спаслись от бед,
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет».Картина мирного существования кочующего народа рассеивается как дым, когда к ним приходит чужак со своим уставом. Знакомая картина? Вы знаете, я всегда отношусь с большим уважением к культурам разных народов, в том числе и цыган. Я с удовольствием читаю их сказки, слушаю их песни, танцую их танцы. Но я глубоко убеждена в том, что человек, сменив свои обычаи на другие, в полной мере никогда не сможет отказаться от своих законов и принять чужие. Может быть поэтому, разнокалиберный брак, счастливый в начале пути, зачастую заканчивается полным крахом? И хорошо, ели этот крах будет мирным, без кровопролития.
В творчестве Пушкина меня всегда восхищало умение создавать образы – сложные и несовершенные. Может быть, поэтому его произведения до сих пор не утратили своей актуальности? Человек не идеален и стремясь к совершенной свободе, он никогда не будет свободен. Главный герой поэмы, Алеко, покинув «неволю душных городов», стремится к свободолюбивому и праздному образу жизни цыган. Но свободы хотел он лишь только для себя. Разве Алеко, привыкший к моральным устоям цивилизованного общества, мог понять и принять женское цыганское сердце? Да никогда!
«Кто сердцу юной девы скажет:
Люби одно, не изменись?»Человеку свойственно меняться и чувства могут пройти, как прошли они и у Земфиры, привыкшей «к резвой воле». Да, к сожалению, человек может изменить. Как часто в нашей жизни это происходит? Но трагедия не в том, что кто-то кому-то изменил. Трагедия в том, что мы не можем или не желаем отпустить друг друга на волю. Всему виною человеческий эгоизм.
26333
Аноним22 октября 2012 г.Читать далееСвобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.
Место действия - цыганский табор, кочующий в бескрайних полях. У них - свои порядки, свои законы, они - свободный народ, и свобода эта заключается в первую очередь в том, чтобы не ограничивать ее другим.
Главный герой - Алеко - неоднозначен и сам не знает, чего ему надо. Он пришел в цыганский табор, уставший от зашоренности и рамок светского общества, и тут же посадил на поводок любимую женщину.
Можно сколько угодно осуждать цыганку, которая изменила Алеко, сколько угодно оправдывать его самого тем, что им руководила любовь... Но знаете, любовь не душит, а именно этим и занимался, кажется, Алеко.
Я по себе знаю, что когда сажают на поводок и ревнуют без повода, хочется немедленно вырваться и этот повод дать. И всякие самые сильные чувства дохнут в неволе.
Вывод: хочешь свободы - давай ее другим.231,2K