Рецензия на книгу
Цыганы
Александр Пушкин
Аноним26 мая 2024 г.Поэма о границах свободы и губительных страстя́х.
«Цыганы шумною толпою
По Бессарабии кочуют»Так ёмко и красиво начинается одно из самых лучших произведений Александра Сергеевича Пушкина. Никто не знает точно от куда они идут и куда направляются, но великому гению хватило ярких красок, чтобы показать очень непростую жизнь этого народа. В каждом штрихе создаётся ощущение неразрывной связи цыган с природой – приготовление еды на костре, «звон походной наковальни», лай и завывание собак, пасущиеся кони, «ручной медведь лежит на воле» и «мирный сон под небесами». Казалось бы, в этой идеалистической картине бытия цыган нет места для коварных интриг. Но Пушкину одним росчерком пера удаётся развеять этот миф:
«Но счастья нет и между вами,
Природы бедные сыны!..
И под издранными шатрами
Живут мучительные сны.
И ваши сени кочевые
В пустынях не спаслись от бед,
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет».Картина мирного существования кочующего народа рассеивается как дым, когда к ним приходит чужак со своим уставом. Знакомая картина? Вы знаете, я всегда отношусь с большим уважением к культурам разных народов, в том числе и цыган. Я с удовольствием читаю их сказки, слушаю их песни, танцую их танцы. Но я глубоко убеждена в том, что человек, сменив свои обычаи на другие, в полной мере никогда не сможет отказаться от своих законов и принять чужие. Может быть поэтому, разнокалиберный брак, счастливый в начале пути, зачастую заканчивается полным крахом? И хорошо, ели этот крах будет мирным, без кровопролития.
В творчестве Пушкина меня всегда восхищало умение создавать образы – сложные и несовершенные. Может быть, поэтому его произведения до сих пор не утратили своей актуальности? Человек не идеален и стремясь к совершенной свободе, он никогда не будет свободен. Главный герой поэмы, Алеко, покинув «неволю душных городов», стремится к свободолюбивому и праздному образу жизни цыган. Но свободы хотел он лишь только для себя. Разве Алеко, привыкший к моральным устоям цивилизованного общества, мог понять и принять женское цыганское сердце? Да никогда!
«Кто сердцу юной девы скажет:
Люби одно, не изменись?»Человеку свойственно меняться и чувства могут пройти, как прошли они и у Земфиры, привыкшей «к резвой воле». Да, к сожалению, человек может изменить. Как часто в нашей жизни это происходит? Но трагедия не в том, что кто-то кому-то изменил. Трагедия в том, что мы не можем или не желаем отпустить друг друга на волю. Всему виною человеческий эгоизм.
26333