
Ваша оценкаРецензии
Аноним29 декабря 2019 г.Читать далееКраткая зарисовка о том, как деньги и власть меняют границы дозволенного для человека. Чехов, как всегда, в своих рассказах поднимает извечные вопросы, мастерски их подмечает и порой искусно высмеивает. Казалось бы, столько лет прошло, а вопрос все еще актуален. Сколько до сих пор поднимается случаев на просторах интернета, что тот или иной высокопоставленный, богатый или знаменитый человек (его ребенок/жена/муж/брат, нужное подчеркнуть) вышли в поведении за рамки дозволенного для простых смертных или даже ушли от уголовной ответственности. И сколько угодно можно порицать людей за то, что они пытаются и им это удается. А ведь настоящая проблема в том, мне кажется, почему им это удается. Поведение тех, кто это допускает и закрывает глаза тоже играет роль. Ведь это замкнутый круг: пока одни будут поощрять такое поведение - другие будут его себе позволять.
421,2K
Аноним30 октября 2022 г.Читать далееРассказ" Маска» был написан в 1884 году, в этом же году состоялась первая публикация произведения в журнале «Развлечение».
Чехов без устали обличает общественные пороки, помещая свох героев в забавные ситуации, показывает изнанку их души."Маска", не только о маскарадном костюме, ведь некоторые его персонажи, всю жизнь таят свою
истинную сущность.Маскарадная маска скрывает лицо почетного гражданина Пятигорова, славящегося наглостью и любовью к скандалам. Ведь для миллионера, перед которым пресмыкается весь город, это является развлечением. Благодаря тугому кошельку он занимает особое место в обществе. Богач держит все руководство городка в своих руках, перед ним и пикнуть никто не смеет.
Курьезный эпизод, описываемый в этом рассказе, заставляет гордых господ натянуть личины подрбострастия. Эти люди забывая о своем оскорбленном достоинстве усердно заискиват перед хамом- благодетелем.
История похожа на известный рассказ писателя " Хамелеон", он тоже о людском лицемерии и угодничестве, которого не чурается даже интеллигенция.29751
Аноним2 ноября 2020 г.«Айда, к свиньям собачьим!»
Читать далееЭтот небольшой рассказ - очередное доказательство того, что люди не умеют оценивать друг друга объективно. Ярлыки и маски, под которыми прячутся как злодеи, так и праведники, умело искажают нашу способность оценивать человека.
Когда на благотворительном бале-маскараде появляется нахальный и грубый тип «с мамзелями», присутствующие пытаются поставить его на место, однако он не унимается: оскорбляет всех подряд и ведёт себя очень развязно:
– Я просил бы вас потише, – сказал один из интеллигентов, поглядев на маску через очки. – Здесь читальня, а не буфет… Здесь не место пить.
– Почему не место? Нешто стол качается или потолок обвалиться может? Чудно! Но… некогда разговаривать! Бросайте газеты… Почитали малость и будет с вас; и так уж умны очень, да и глаза попортишь, а главнее всего – я не желаю и все тут.В этой шумной перепалке все чувствуют себе праведниками, стараясь угомонить господина, нарушившего покой присутствующих. Однако, когда тот снимает маску, начинают извиняться.
Чехов, как всегда, смог в таком небольшом рассказе умело раскрыть человеческую сущность. Как ни странно, всё это актуально и сейчас. Мы смотрим на маски одними глазами, а, когда маски сорваны, ведём себя совершенно по-другому. Мы заложники внешнего, напускного, искусственного. Нас очень легко обмануть...
27870
Аноним31 октября 2025 г.Наглость - второе счастье
Читать далееЗлободневный рассказ, который актуален до сих пор. Предполагаю даже, что он будет актуален на протяжении всего существования человечества, если произведения Антона Павловича протянут так долго.
Типичная и омерзительная ситуация - неизвестный человек в маске ведёт себя, как невоспитанное животное, будучи на костюмированном маскараде местных дворян. Будучи пьяным, в сопровождении дам весьма пикантной профессии, он собирается гульнуть в комнате для чтения, где собрались интеллигенты, ожидающие, когда их дети или воспитанники вдоволь повеселятся в бальной зале. Перед читающим разворачивается настолько типичная для современников ситуация, что дыхание от возмущения уже не перехватывает. Вы ведь тоже сталкивались с наглыми людьми, которые считают, что им все можно? Сейчас, в эпоху социальных сетей, таких наглецов называют пранкеры/трэш блогеры/тиктокеры (здесь я говорю именно о неприятных и скандальных представителях данной соц сети, чей контент состоит из провокаций). Эти избранные мнят себя элитой, богатеями и звёздами мирового масштаба, не имея и капли уважения к окружающим людям. В большинстве своём они сами на самом деле ничего из себя не представляют. Но если этому созданию нужно - он будет плясать под веселый мотивчик и в гуще толпе, и даже на кладбище, лишь бы заработать лайков.
Антон Павлович прекрасно описывает то, как окружающие люди реагируют на возмутителя спокойствия. Однако, что было любопытно и приятно наблюдать - поведение людей в произведении и в современном мире изменилось, причём в лучшую сторону. Простой народ перестал преклоняться перед людьми, которые ведут себя недостойно и пытаются спрятать свои пороки за мешками с деньгами. Современные люди стараются зафиксировать нарушение и пожаловаться в соответствующие инстанции, чтобы восстановить справедливость. Одно удовольствие осознавать, что общественное сознание развивается в нужном направлении.
26106
Аноним4 апреля 2020 г.«Я даже не понимаю... Какой-то нахал врывается сюда и...»
Читать далееБыл бал-маскарад. В полночь в читальню, где без масок сидели пять интеллигентов без масок и читали газеты, ввалилась компания - «широкий, приземистый мужчина, одетый в кучерской костюм и шляпу с павлиньими перьями, в маске. За ним следом вошли две дамы в масках и лакей с подносом». Мужчина повёл себя нагло, начал давать указания – «Становь сюда! А вы, господа читатели, подвиньтесь; некогда тут с газетами да с политикой... Бросайте!»
Один из интеллигентов попросил их вести себя потише, что здесь читальня, а не буфет. На что мужчина заявил – «Бросайте газеты... Почитали малость и будет с вас; и так уж умны очень, да и глаза попортишь, а главнее всего - я не желаю и все тут». Ну, а далее ситуация стала ещё больше накаляться. Мужчина в маске с дамами стали распивать спиртные напитки, задирать и оскорблять читателей, которые возмутились, позвали дежурного старшину. Пришедший старшина, запыхавшийся от танцев, попытался выгнать нарушителя из читальни, для внушительности позвал всех полицейских, бывших в клубе, начал составлять протокол.
Мужчина в маске – «Теперь что же со мной, с бедным, будет? Бедная моя головушка! За что же губите вы меня, сиротинушку? Ха-ха! Ну что ж? Готов протокол? Все расписавшись? Ну, теперь глядите!.. Раз... два... три!!..» Маску с себя сорвал и как пишет Антон Павлович – «Открыв свое пьяное лицо и поглядев на всех, любуясь произведенным эффектом, он упал в кресло и радостно захохотал. А впечатление, действительно, произвел он необыкновенное».
Конечно, все читающие рассказ уже догадались, что так нагло, по-хамски у нас в России могут себя вести только чрезвычайно привилегированные личности … Так и есть! Это местный миллионер, фабрикант, потомственный почётный гражданин Пятигоров, известный «своими скандалами, благотворительностью и, как не раз говорилось в местном вестнике, - любовью к просвещению».
Дальше как и в «Ревизоре» Гоголя следует немая сцена, правда, короткая – минутное молчание, после чего Пятигоров спросил - «Что ж, уйдете или нет?» Конечно же, все тут же молча вышли «на цыпочках». Ох, уж эти – «цыпочки»! Как у нас боятся зарвавшихся нуворишей, готовы по-рабски перед ними стелиться и во все места целовать.
Старшина начал с лакеем разбираться, что не предупредил, кто под маской – «Не велели сказывать... Как засажу я тебя, анафему, на месяц, так тогда будешь знать "не велели сказывать". Вон!!.. А вы-то хороши, господа, - обратился он к интеллигентам. - Бунт подняли! Не могли выйти из читальни на десять минуток! Вот теперь и расхлебывайте кашу. Эх, господа, господа...» На интеллигентах лица не было, ходили по клубу потерянные, виноватые… Танцы прекратились… Как же! Пятигоров обижен и сердится!
Но всё закончилось благополучно. Через пару часов пьяный Пятигоров вышел из читальни, заснул около оркестра под музыку. Провинившиеся интеллигенты расстарались, «приятно улыбаясь, подняли потомственного почетного гражданина и осторожно повели к экипажу». И напоследок облизали миллионера – «Ведь этак одурачить целую компанию может только артист, талант, - весело говорил Жестяков, подсаживая его. - Я буквально поражен, Егор Нилыч! До сих пор хохочу... Ха-ха... А мы-то кипятимся, хлопочем! Ха-ха! Верите? и в театрах никогда так не смеялся... Бездна комизма! Всю жизнь буду помнить этот незапамятный вечер!»
«Проводив Пятигорова, интеллигенты повеселели и успокоились»
Фраза – «Негодяй, подлый человек, но ведь - благодетель!.. Нельзя!..»
Прочитано в рамках марафона «Все рассказы Чехова» # 25924878
Аноним14 апреля 2017 г.Негодяй, подлый человек, но ведь – благодетель!..
Читать далееС самого начала конфликта начинаешь догадываться чем он может закончиться, даже если читаешь рассказ в первый раз. Но от этого он не становится менее интересным, настолько мастерски автор выстраивает сатирический показ беспредельного хамства и чувства безнаказанности с одной стороны, лакейского подхалимства и унижения с другой. Вот она власть денег в чистом, натуральном виде, которую мы можем увидеть воочию на наших дорогах или с в новостных сюжетах о "мажорах" на экране ТВ. Да,и не только это. Определенная интрига в рассказе все-таки сохраняется, так как до самой развязки думаешь: - кто же это может быть, городничий, полицмейстер или какой-нибудь денежный туз? Примечательно мнение о «Маске» Л. Н. Толстого, который внес ее в составленный им перечень «тридцати хороших рассказов Чехова».
201,4K
Аноним25 сентября 2017 г.Всю жизнь буду помнить этот незапамятный вечер!
Читать далееЯсно и понятно до очевидности, что Чехов -- мастер уложить на страничках этак пяти (а то и меньше) весь смысл произведения, все то, что некоторые писатели тянут на целый роман, а дочитывая, так и не понимаешь или забываешь, что же там автор до нас донести хотел?
Идёшь, значит, в библиотеку, чтобы удовлетворить свои плотские желания (при этом ты в маске). Видишь, какие-то очкарики в свои книжки уткнулись. Смеешься и думаешь про себя, что вовсе не нужно быть таким умным человеком, чтобы тебя все "уважали и любили". Швыряешь эти книжки и хохочешь. И тут слышишь, как один из очкариков что-то вопит. Еще громче смеешься, увидев, что они ещё и полицейского привели, который визжит смешнее интеллигентов. Умооора. Они протокол составляют! Ладно, пора прекращать! Эпично снимаешь маску, все замолкают и бегут прочь из библиотеки, ибо все узнали в тебе "благодетель". Ведь благодетель надо уважать, какой бы она не была!
Ай да Чехов, ай да талант!
181,6K
Аноним4 мая 2025 г.Небольшой рассказ, который раскрывает тему вседозволенности одним, и недозволенности другим.
Жизнь несправедлива. Всегда есть, тот кому можно все. И он этим очень хорошо пользуется.
Но как при этом чувствуют себя те, кто должен подчиняться? А что будет, если они вдруг не узнают этого везунчика? Может у них и вся жизнь испортится?
Или есть все же лучик надежды?
Скажу, что рассказ держит до финала. И как бывает у Чехова финал наступает мгновенно. Раз, и кончился рассказ. Действие завершено, вывод рассказан.
770
Аноним7 апреля 2016 г.Читать далееЗамечательная иллюстрация угодливости и унижения перед богатым и властным. Миллионеру ведь можно все - ему все простительно, потому что он - "благодетель". Однако, кроме этой "вечной проблемы" я увидела еще одну в самом начале - это ответ на хамство. Хорошо, когда вокруг тебя все вежливые, толерантные. К хорошему очень быстро привыкаешь. Та же ситуация, когда деревенский парень, поступив в университет столицы, позже возвращается в родные края и слышит матерщину и грубость. Казалось бы - он здесь вырос. Но последний год в интеллигентном обществе здорово размягчил, поэтому в первый момент хамство вызывает только изумление и шок. Печально все это.
71,1K
Аноним15 октября 2016 г.Чехов мастерски накаляет атмосферу и ты уже думаешь - вот-вот будет развязка и этот негодяй получит справедливое. Но люди такие слабые внутри... Что важнее - связи или справедливость? Будешь ли ты унижать/смирять себя перед тем человеком, лишь бы он был так же благосклонен к тебе? Или ты возмутишься против несправедливости, не взирая на лицо человека? Что ж, сложный вопрос задал Чехов...
5923