
Ваша оценкаРецензии
margo0008 августа 2018 г.Читать далееКогда я перевернула последнюю страницу повести, то осознала, что читала ее со стиснутыми зубами и со сведенными к переносице бровями. Очень страшное чтение, очень напряженное. Я не впервые читала эту повесть, но как первый раз проживала все ужасы, описанные Константином Воробьевым.
Это произведение не могу воспринимать как художественное. Для меня это страшная реалистичная хроника, путевые заметки, отрывки из дневника. Взгляд изнутри, из того ужасного мира, который создали не фантасты в своем воображении, а люди. Люди ли?..
Об истории 3-его рейха, о Второй мировой, о Великой Отечественной войне читала много, и каждый раз не устаю поражаться: на что только не способен человек?! И ужасно сознавать, что этот вопрос относится как к тем, кто придумывал и изощренно реализовывал жестокости и зверства, и к тем, кто переносил на себе все тяготы войны, сражений, плена. И те, и те - человеки?
Главный герой Сергей - это, в моем понимании, не обычный герой литературного произведения, и меня не разочаровывало отстутствие описания его внутреннего мира, его переживаний, его личной биографии. Для меня это некая единица, почти функция, главная роль которого - очевидец. Его глазами мы видим ту бесчеловечную картину, которая наполняет всю повесть.
И меня не разочаровало отстутствие каких-либо сюжетных поворотов, кульминаций, различных художественных приемов. Для меня очень органичным было как раз вот такое полусухое изложение фактов.
И я прямо вижу, как автор быстро-быстро строчит пером по бумаге, стараясь выполнить взятую им на себя задачу - рассказать о плене, о людях. Рассказать, чтоб не забыли. Рассказать, чтоб оправдать и защитить тех, кто, быть может, сам уже никогда о себе не расскажет.Для меня повесть Константина Воробьева "Это мы, господи!.." - одна из самых страшных и самых важных книг о войне.
414,6K
serovad1 июня 2015 г.Страх, как и голод, истерзав и скомкав тело, делает его со временем бесчувственным, апатичным и ленивым к восприятию ощущений.Читать далееКнига жёсткая и страшная, и тем самым великая. Но к огромному сожалению (моему) она могла быть ещё страшнее.
Уж сколько люди моего поколения (начало воспитания которых приходилось на последние годы СССР) наслышаны про то, как зверствовали фашисты в отношении военопленных, и просто мирных жителей. Казалось бы, книга Константина Воробьёва должна в очередной раз освежить всё то, что нам рассказывали старшие. Что-ж, освежила. Но не так. Не надрывалась почему-то моя душа при чтении. Не надрывалась.
А всё потому, что повествование о злоключениях захваченного в плен лейтенанта, содержавшегося в бесчеловечных условиях, бежавшего, пойманного, битого и т.д. - ведётся как-то буднично, слишком повседневно. Порой Воробьёв сбивается на самую обычную публицистику, а с таким сюжетом, как ужасы немецкого плена, публицистика, на мой взгляд, совершенно не совместима. Из-за неё терятеся там горькая, ядовитая сочность, которая должна быть у такой повести.
Читая её, я всё думал: ну, вырвется он из плена - быть ли ему в плену нашем? Ведь всем известно, куда направлялись красные командиры, не пустившие пулю себе в висок вместо пленения. И хватило ли бы духу Воробьёву рассказать о том, что должен был пережить лейтенант в советском лагере? Нет, не рассказал, потому что не дошёл даже до того места, где наступает долгожданное освобождение.
382K
Disappeared_sun31 июля 2020 г.Каждую минуту на фронте погибает один...
Читать далееНе то чтобы я не люблю книги о войне... Я боюсь их. Мне страшно читать, осознавая, что большая часть героев всей книги погибнет... Но еще ужаснее осознание того, что все страшные боевые действия, описанные на страницах рассказов, повестей, романов, происходили или происходят на самом деле. От подобной мысли мне всегда становилось плохо, и я избегала произведения на военную тематику точно так же, как и избегаю ужасов. Потому что война и есть воплощение страха и страданий.
Я начала читать "Это мы, Господи!", еще не зная, какую ловушку подстроила мне школьная программа. А бросить было нельзя: раз сказано - прочитай, значит надо. И я читала. Эта повесть во многом автобиографична, в принципе все творчество Воробьева носит отголосок его воспоминаний о военном времени. Это чувствуется с первых страниц, такое нельзя не заметить. С самого начала я поймала себя на мысли о том, как брезгливо автор описывает концлагеря, в условиях которых он проживает:
Низко плывут снежные тучи-уроды.Буквально каждая строчка пропитана авторской яростью, каждое слово отпечатывается в памяти. Главная моральная тема - остаться на войне человеком - не исчезала для Воробьева никогда. Так, некоторые люди теряют собственные имена, и от них остается только "личико".
По ходу прочтения я на автомате пыталась провести аналогию с моими знаниями о ВОВ из курса школьной истории. Почему-то, тупо заучивая даты, события, причины и следствия, я даже не попыталась задуматься о том, что помнить нужно не только ради пятерки в аттестате. Война казалась далекой и совершенно нереальной. Мне кажется, что суть произведений о войне стоит в том, чтобы вспомнить. Уверена, что есть множество похожих на меня людей, для которых Великая Отечественная Война - потухший вулкан ХХ века, который нужно забыть и оставить в прошлом.
Для Воробьева литература о войне - не порча, которая с легкостью может испортить и без того плохое настроение, это спасение от беспамятства, ползущего безумия. Проза этого автора актуальна и по сей день: на страницах его повестей и рассказов возрождается ужасающий опыт неудач и бессилия, который все же вселяет надежду...
352,8K
tortila10 июля 2015 г.Читать далееЭта повесть как-то случайно затесалась у меня в хотелки и я искренне считал, что это повесть о войне современного автора, настолько имя Константина Воробьева мне ничего не говорило. А он оказывается из авторов "лейтенантской прозы", и книга написана аж в 1943.
О чем думает человек, считающий что его ведут расстреливать по лестнице в подвал?
Я буду лежать мертвый, а они прикурят… А где политрук Гриша?… Целых шесть годов не видел мать!.. Это одиннадцатая? Нет, тринадцатая… если переступлю — жив…Хорошее начало, даже прекрасное, но вот только это одновременно и чуть ли не последний в повести экскурс в психологию. Потом только зверства фашистов, убивающих военнопленных десятками в припадках бессмысленной жестокости. Причем жестокость врагов настолько безмерна, что ничего подобного в других книгах о войне и в помине не найдете. Это странно и вызывает опредеделенные сомнения в адекватности, если не самого автора, то уж его версии происходящего точно.
Словом есть очень серьезные основания сомневаться в документальности, хоть сам автор и бежал из фашистского плена дважды и, несомненно, мог бы написать правдиво и документально.
В повести столько моментов, которые сознание рационалиста не может принять иначе, как отчаянно сопротивляясь, что невольно закрадывается мысль, что не было ли это истинной причиной отказа в публикации в Новом мире в далеком 1946?
Например, через несколько дней после пленения и нахождения в лагере военнопленных у Сергея сохранился в кармане гимнастерки серебряный порсигар. И это при том, что дальше автор пишет, что советского солдата непременно после боя обыщут и конфискуют даже запрятанные в сапоги баночки с сигаретами.
А потом и вообще чудо: оказывается у военнопленных военнопленных в лагере, нет, вы только подумайте! - ножи и бритвы.
А санитар в лазарете лагеря рисует полицаю свастику на спине чернилами вместо того чтобы помазать мазью. Вот такая безрассудная храбрость.
И не могу без цитаты
На ее (брюквы) выгрузке и складывании в бурты работали заключенные. На восемнадцатитонный вагон полагалось три человека. Время — час. Не выполнившие эту нормулишались баланды, которую привозили из тюрьмы на завод.И ведь почти все выполняли! И это то получая пайку в 150 гр хлеба и пару чашек баланды!
Причем интересно, что за все три попытки побега, пойманного Сергея только избивают, когда его товарищей расстреливают безо всякого повода. Таково вот творческое видение автора.
Вы конечно можете воскликнуть вслед за Тертуллианом: "Верую, потому что безумно!"
Но я рискну рискну построить из себя Станиславского и сказать: Не верю!
С логикой у воробьева определенно нелады, в одном месте он пишет, что расстреливают нещадно, а потом совершенно спокойно пишет:
Но немцы любят «порядок». Сто человек должны быть живыми сданы в лагерь — беглецы будут наказаны в комендатуре…Совсем уже мелочь, но стиль местами слишком цветист для подобного содержания и при чтении вызывает неприятный диссонанс своей неуместностью. Ладно бы так была написана вся повесть, был бы колорит, а тут кусками, ни с того ни с сего.
…Бархатистыми кошачьими шагами неслышно подкрадывалась осень. Выдавала она себя лишь тихим шелестом засыхающих кленовых листьев да потрескиванием стручков акаций. Исстрадавшейся вдовой-солдаткой плачет кровавыми гроздьями слез опершаяся на плетень рябина; грустит по утрам солнце, встающее закутанным в шелковый сизый шарф предосеннего тумана…Особой идеологической направленностью повесть надо сказать не отличается и агиткой я бы ее не назвал. Возможно, некоторые реалии переданы достоверно, но как говорится ложка дегтя...
В заключение: современному читателю с повестью знакомиться едва ли стоит. Итоговая оценка 2+.211,5K
DmitrijPlyuskov20 апреля 2024 г.Горькая правда лучше....
Читать далееУзнал об этой книге случайно от учительницы, и сразу захотел прочитать её. С первых страниц книга поражает своей правдивой жестокостью. Читать повесть тяжело, хотя объем у неё маленький. В центре сюжета простой советский лейтенант Сергей, попавший в первые месяцы войны в плен. Стойкость и мужество этого бойца поражает пережив избиения и истязания он не отчаивается, а продолжает думать о своей Родине и разрабатывает планы побега. Конечно это тяжёлое чтение, но я думаю это полезно, люди должны знать правду и понимать что война это не романтическое приключение, а самое страшное событие которое может случится с человеком.
8821
JulieBrun17 октября 2018 г.Бежать, бежать, бежать...
Невообразимо грустная и тяжёлая судьба российского военнопленного.
Мне страшно себе представить даже, что данная книга является автобиографией.
Плен, бегство, безнадежность, страх, отвагая бессилиеч дружба, взаимопомощь, любовь к своей стране - все это Вы найдете в этом произведении.72,6K
Alevtina_Varava25 июня 2018 г.Читать далее"Что не так, что же не так?" - пульсировало на заднем плане всё время прочтения, кроме самого-самого начала. Язык хороший, богатый. К языку вопросов нет. Образы рисуются яркие, картинками. Но что же не так?
Вот что, пожалуй. Эта вещь похожа на словарь зверств. Да, здесь имеется герой. Мы, вроде как, его глазами видим. И стоило бы к нему привязаться, но... Но не вызывает Сергей почти никаких чувств и эмоций. Будто он - бинокль, будто им мы проходим уровни страшной игры о фашистах. Разок помянута вскользь Таня и сын, двумя предложениями. А так просто идёт наш Сергей по уровням. И нет в нём души.
Идёт тоже странно. Он постоянно нарывается на расстрел, и малопонятным чудом постоянно остаётся цел при том, что немцы в произведении нелогично озверелые. Именно что озверелые. Иногда автор поминает, что "они всё делают аккуратно", но это противоречит описанному. Тут прямо "120 дней содома..." мелькают. Беспричинно. И уж точно в том, как действует герой, нет правдивости - он был бы убит миллион раз. Опять же. Какой-то мрак беспросветный - потом оп: лазарет из параллельной вселенной. И много раз так.
В общем. Нет не образа души русской в лице Сергея, он свободолюбив до дрожи, но дрожи не вызывает, ибо сам он картонен. И образа немца нет. В книге вообще нет персон, она максимально обезличена. Она похода именно что на перечисление кошмаров войны и оккупации, но собранных со всего мира и вываленных на голову флегматичного человека-беглеца, с которым ничего не случается.
Вот. Как-то так.
Хотя язык хороший. Мне сложно поставить оценку этой книге.
Вот правда - в этот сюжет бы героя, уже было бы меньше вопросов.72,4K
verlana30 декабря 2017 г.Читать далееЧасы зари коричневым разливом.
Окрашивают небо за тюрьмой.
До умопомрачения лениво
За дверью ходит часовой...
И каждый день решетчатые блики
Мне солнце выстилает на стене,
И каждый день все новые улики
Жандармы предъявляют мне.
То я свалился с неба с парашютом,
То я взорвал, убил и сжег дотла..
И, высосанный голодом, как спрутом,
Стою я у дубового стола
Я вижу на столе игру жандармских пальцев,
Прикрою веки - ширь родных полей...
С печальным шелестом кружась в воздушном вальсе,
Ложатся листья на панель.
В Литве октябрь. В Калуге теперь тож
Кричат грачи по-прежнему горласто...
В овинах бубликами пахнет рожь. .
Эх, побывать бы там - и умереть, и баста!
Я сел на стул. В глазах разгул огней,
В ушах трезвон волшебных колоколен...
Ну ж, не томи, жандарм, давай скорей!
Кто вам сказал, что я сегодня болен'
Я голоден - который час!..
Но я готов за милый край за синий
Собаку-Гитлера и суком ниже - вас
Повесить вон на той осине!
Жандарм! Ты глуп, как тысяча ослов!
Меня ты не поймешь, напрасно разум силя:
Как это я из всех на свете слов
Милей не знаю, чем - Россия!..Тяжелое произведение. О пленных, о тюрьмах, о побегах, о пытках, о жажде и стремлении жить.
Как будто побывал по ту сторону войны... А книга о ее изнанке.
Тихо в камере. Выплеснули с вечера смертники с хрипом горловым испуг и муки, протест и жалобы. Пусто в голове. Лень в теле. Лишь неугомонное сердце отбивает без устали удары-секунды. Что же ты, сердце? Куда ты? Ну, замри на минуточку, останови ночь! Ты знаешь ведь, сердце: мы мало жили... Слышишь, мое сердце? Знаешь? Я хочу жи-иить!!!71,9K
vuker_vuker15 января 2019 г.Читать далееСразу скажу, что оценка обусловлена двумя причинами:
во-первых, чтобы мой лист рекомендаций не пополнился похожими книгами, а то не успеешь поставить положительную оценку, как накидают такой список подобных ужасов...
во-вторых, если придется советовать кому-то почитать книгу о войне, эту я если и предложу, то далеко не в первую очередь.Не буду цепляться к нестыковкам, ведь что запечатлелось прихотливой памяти, то она и воспроизвела. Автор хотел поделиться именно этим. Это срез его личности. Со всем уважением к человеку, прошедшему такие испытания, я могу только принять к сведению написанное. Книга тяжела почти до безысходности, но без "чернушности", ведь хорошие люди, готовые прийти главному герою на помощь, встречаются повсюду, а это главное. Помогали кто чем может - кто корочкой, кто портянкой, кто добрым советом. Подобный опыт дай Бог каждому приобретать только путем чтения, а опыт такой необходим, потому что когда мои городские современники жалуются на депрессии и тяготы своего бытия, полезно окунуться в подобную книгу и потом, выдохнув, облегченно бежать по своим, сразу похорошевшим делам.
63,9K
provide_19863 июня 2021 г.Кошмар-нуар о пребывании в немецком плену
Читать далееИскал я искал чего-то прям зубодробильно-откровенного про войну, Василя Быкова прочел хорошую, но сравнительно прилизанную повесть "Мертвым не больно"...и вот наткнулся на Константина Воробьева. Случилась передозировка лютью. Схожие сильные эмоции у меня вызвал "Текст" Глуховского, но там ты понимаешь, что это выдумка, а тут автобиографическая вещь.
Подробно расписаны лишения, ощущения военнопленного красноармейца, со всякими порой неожиданными деталями (например: идут пленные по пять человек в ряд, немцы озлобленные поражением под Москвой пристреливают всякого отставшего, упавшего - как быть "пленничку", если приспичило по большому в условиях холодины и необходимости идти не одни сутки? и т.д.).
Чтиво шло очень тяжело, но и оторваться не мог, было интересно что дальше будет. Когда читал подумывал вот закончу это и буду что-то уже более веселое следом, Довлатова например.
А еще, мне кажется, данная повесть очень недооценена с учетом количества рецензий и прочтений.
Это стоит прочесть хотя бы потому, чтоб конкретнейшим образом уяснить себе: мы, современные люди - это просто рафинированное комфортное поколение; наши проблемы - это пустяки. Вот такой банальный вывод, уж извините.2284