
1000 произведений, рекомендованных для комплектования школьной библиотеки
TibetanFox
- 998 книг

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Я прочитала этот рассказ и подумала, что лучше бы Чехов написал его в виде письма. Он так выглядел бы интереснее.
Здесь раскрывается только одна тема - главный герой хочет вернуться к дедушке в деревню. Только непонятно, почему сам дедушка не проявлял инициативу забрать к себе внука? Почему отдал его совершенно незнакомому человеку? Об этом история умалчивает. Также мы никогда не увидим, что ему ответит дедушка, и ответит ли вообще. Тоже автор умалчивает.
Мальчик совсем никому не нужен, он одинок и беззащитен, но он надеется, что дедушка все-таки ему ответит, поэтому надеется на лучшее.
А так совсем короткий рассказ без какой-либо динамики и в сюжете мы видим только мольбу. Можно прочитать один раз и вспомнить в школе на уроке литературы.
Рассказ прочитан в рамках летнего внешкольного чтения и рамках игры от А до Я.

Этот рассказ позиционируется как детский. Наверное, потому что главный его герой - мальчик в возрасте 9 лет. У меня самого дочь в этом возрасте. Начальная школа. Читали с дочкой и переслушивали его недавно. Смотрели снятый по нему советский фильм. Читал я его неоднократно и раньше со времён своей учебы в школе ещё в СССР.
Вообще у Чехова, как и у Горького, мало именно "детских" произведений. На слуху у всех "Каштанка". Кроме них из пригодного для чтения младшим школьникам мне на ум приходят буквально 5-6 рассказов. Что, конечно, почти ничего на фоне многих сотен чеховских произведений. Но рассказ про Ваньку узнаваемый, хотя и не дотягивает до "Каштанки" по своей известности.
Но даже при этом рассказ про Ваньку детский скорее лишь по формальному признаку. Но посвящён он отнюдь не детской проблеме бездушия и жестокости по отношению к детям. Этот мальчик - сирота. Дед его, служивший в деревне сторожем при барской усадьбе, у которого тоже была, кстати, собака Каштанка, оставался единственным родственником мальчика. Дед после смерти матери мальчика пристроил его в Москву в ученики к сапожнику. Социальный статус у последнего по понятным причинам и так был невысок. И попасть к нему в услужение по определению не было подарком, из-за низкой культуры и дурных манер сапожника. Что и подтверждается по сюжету рассказа.
Мальчику вообще мало везёт в жизни, как можно понять из рассказа. В основном весь его сюжет сводится к тому, что Ванька пишет письмо дедушке в деревню, при этом подробно вспоминая свою жизнь вместе с ним и ещё живой матерью, работавшей при жизни в барском доме горничной.
Судя по сюжету рассказа, мальчику повезло в жизни лишь в том, что молодая барыня больше даже наверное из развлечения и прихоти обучила его грамоте, письму и счёту, когда он ещё проживал в деревне при своей тогда живой матери. Благодаря этому он и теперь пишет письмо своему деду, которого слёзно просит забрать его домой. Видно, что мальчик добрый по своему складу. В письме он описывает как ему приходится терпеть многочисленные издевательства и побои со стороны хозяина, его подмастерьев, которые, например, заставляют Ваню бегать покупать им водку и воровать маринованные огурцы из бочки у хозяина. Но часто Ваньке попадает и просто так, по плохому настроению окружающих, а защитить его некому. Кормят его откровенно плохо, одежды нормальной у него тоже нет. Ночами часто он не спит, его заставляют укачивать хозяйского младенца.
Но и само письмо до деда гарантировано не дойдёт, мальчик не знает адреса, наивно полагая, что упомянув лишь его имя и отчество, понятно, куда письмо должно быть доставлено.
Главная проблема в том, что просвета у мальчика в жизни похоже не предвидится. Письмо до деда точно не дойдет. И ждёт мальчика гибель. Либо физическая. Либо духовная. Когда отвратительное общество, куда он попал, сломает его и заставит оскотиниться. В том числе, чтобы просто таким образом физически выжить в этих ужасных условиях. Но на общем социальном фоне эта трагедия произойдёт почти незаметно. А сколько тысяч таких трагедий происходило и происходит ежедневно и ежечасно?

Простой и незамысловатый рассказ - мальчик Ванька пишет письмо деду. Но это только на первый взгляд.
В рождественскую ночь девятилетний Ванька Жуков, переехавший три месяца назад в Москву и ставший учеником сапожника Аляхина, пишет письмо своему дедушке. Сначала поздравляет деда, Константина Макаровича с праздником, а потом начинает рассказывать о жизни в чужом доме. Надо сказать, что и до Москвы мальчику уже досталось. Отца не знал, а мать не так давно умерла. Остался только Ванька да дед... В чужом доме житье тяжелое: накануне хозяин наказал Ваньку за то, что тот, качая люльку с ребёнком, уснул сам; хозяйка устроила мальчику выволочку за неправильно почищенную селёдку; подмастерья относятся к прибывшему из деревни ученику с ехидством и требуют, чтобы он приносил для них водку из кабака. Все унижают мальчика, ладно бы, ремеслу учился, так и этого нет. Только побои, унижение и хамство. Вместе с тем живое воображение мальчика рисует предновогодние картины, когда Константин Макарович приносил из леса ёлку для господ Живаревых. Барышня Ольга Игнатьевна помогала Ваньке осваивать чтение и письмо; благодаря ей он научился считать и танцевать кадриль. И просит, слезно просит мальчик забрать его обратно в деревню. Только получит ли дед письмо? Или каждый раз под Новый год мечты должны сбываться?

Под его почтительностью и смирением скрывается самое иезуитское ехидство.

Он всплескивает руками, пожимается от холода и, старчески хихикая, щиплет то горничную, то кухарку.
— Табачку нешто нам понюхать? — говорит он, подставляя бабам свою табакерку.
Бабы нюхают и чихают. Дед приходит в неописанный восторг, заливается веселым смехом и кричит:
— Отдирай, примерзло!

Сидельцы из мясной лавки, которых он расспрашивал накануне, сказали ему, что письма опускаются в почтовые ящики, а из ящиков развозятся по всей земле на почтовых тройках с пьяными ямщиками и звонкими колокольцами.










Другие издания


