
Ваша оценкаРецензии
Аноним16 сентября 2012 г.Читать далее«Крейцерову сонату» я оценила по высшему баллу за ее художественную ценность, а вот выраженные в ней идеи (не все, конечно) спорны.
И поговорить я хочу именно о последних.
То, что было естественным в устах главного героя, выглядевшего больным человеком на грани сумасшествия, странно смотрятся в послесловии, найдя подтверждение и обоснование в авторском тексте.
Все эти идеи, вначале правильные, потом уходят в такие дебри.Говоря о проблеме нравственности, Толстой основывался, прежде всего, на библейских мотивах: человек по сути своей грешен изначально, вспомним первородный грех.
В его понимании, любовь – грех. Но у меня есть чувство, что любовь он подменял влюбленностью или чувственностью. А это не одно и то же, отсюда и его мысли о том, что всякая любовь грешна, потому как безнравственна.
Мое личное мнение – все, что есть до брака, это не любовь, это влюбленность и лишь совместная жизнь способна выработать то, что можно назвать любовью. Возможно, некоторые скажут, что это привычка. Соглашусь, бывает и так. Но, те, у кого это стало привычкой либо разбегаются, либо несчастны. Счастье в семейной жизни – и есть любовь.Не было любви, не было любви ни у его героя, ни, позволю себе предположить, у автора - отсюда и все эти мысли, все философствование, обобщение, возведение в догму отдельных понятий, вырванных из контекста. Это тот случай, когда вместе с водою из купели выплеснули и ребенка.
Развивая свои многочисленные теории, он не указывает пути для их выполнения. Я не нашла ответа на вопрос, что же будет с человечеством, если все станут целомудренны и девственны. Толстой просто ушел от ответа на данный вопрос.
Разглагольствуя об идеалах, не предлагая выхода - что это, если не пустословие? И для чего?
Или, я жизнь прожил и ладно? После меня хоть потоп.11195
Аноним3 февраля 2020 г.Заметки к Крейцеровой Сонате и Послесловии к ней
Читать далееЧитала и восхищалась Толстым. Крейцерова Соната это произведение: которое вызывает много мыслей. Читается на одном дыхании, действительно как симфония.
Что понравилось:
1) Как Толстой описал высшее общество и женщин "на выданье". Толстой очень точно показывает всю абсурдность ситуации и обычаев, попытки матерей повыгоднее выдать детей замуж, притворство, фальшь. Даже образование девушки получали, чтобы повыгоднее выйти замуж.
2) Как Толстой описал проблему "влюбленности" и какие последствия она вызывает, если брак заключен исключительно на чувстве влюбленности.
3) Как это поверхностное чувство влюбленности на самом деле скрывает холодность, недоверие, и полное незнание своего супруга/супруги. Ведь такое нередко случается и в наши дни - люди женятся, толком не зная друг друга и в результате доверия нет.
4) Результатом такой ситуации в Сонате явилась ревность. Очень понравилось как тонко и глубоко показана ревность. Толстой явно говорит, что рождается она от незнания друг друга, от недоверия и от холодности. Когда два супруга чужие друг-другу люди, тогда появляются сомнения - что он/она чувствует, Что думает?Как относится к этому человеку? От этого незнания и появляется ревность. Ведь главный герой сказал - "не из-за ревности я убил жену. Точнее не только из-за нее." А потому что они были друг другу чужие и не знали друг друга.Что не понравилось:
1) Рассуждения Толстого о целомудрии и браке очень радикальны. Тем не менее, даже эти мысли представляют большую интеллектуальную ценность. По мнению автора, главная цель жизни - жить целомудренно, даже близость с женой должна быть без удовольствия, только по необходимости заводить детей. Мне кажется, можно найти выход из моральных проблем общества Толстого и другим способом. Как именно - точно никто не знает, очень философская проблема.
2) Рассуждения Толстого о том, что женщины тяготятся близостью с мужчиной, а мужчины наоборот, только об этом и думают - хоть и имеют под собой основания, но все же сильно преувеличены (с точки зрения 21 века, по крайней мере).
3) Вывод Толстого - всем людям нужно перестать заниматься любовью, не размножаться, не есть мяса, а только любить Бога и совершенствоваться в своем целомудрии. Далее в Сонате Толстой завершает мысль - человечество постепенно вымрет, но зато целомудренными и выполнит замысел Бога. Эта мысль тоже показалась очень радикальной. Радикальней некуда. Мало того, что она не осуществима, так еще с моральной точки зрения можно поспорить. По Библии самоубийство запрещено. Не станет ли осознанное самоубиение человечества самоубийством? Более того, всегда будут люди, не верящие в эту идею. Как с ними быть? Заставлять быть целомудренными? Очень странная идея.
4) В общем и целом, как Соната, так и Послесловие к ней читаются как гневная отповедь и отчитывание нерадивых детей учителем. Толстой сам далеко не идеал в своей жизни, и писать такую отповедь наверное лучше святым. Мое мнение - Толстой слишком много на себя взял.
Но однозначно, читать и перечитывать буду. Это та книга, взгляды на которую скорее всего будут меняться с временем и обретением опыта.7133