
Ваша оценкаРецензии
Аноним15 декабря 2020 г.Лакмусовая бумажка в мутной воде
Читать далееУ Замятина я читала роман «Мы» (рецензия на трилогию антиутопий Замятина, Хаксли, Оруэлла) и рассказ «Часы» (рецензия). Теперь же решила прочесть у него ещё и какую-нибудь повесть. И, выбрав «Наводнение» (хотя иногда его называют рассказом, но это не так важно), не ошиблась. Эти три произведения очень разные, но все мне понравились.
Если в «Часах» заметна перекличка Замятина с Чеховым, то в «Наводнении», видимо, не обошлось без влияния Достоевского, как и в широко известной антиутопии «Мы», в которой чувствуется дыхание Великого Инквизитора. При чтении повести вспоминался мне и Раскольников со своим топором. Прослеживается в ней и идея двойничества, первооткрывателем которой справедливо считал себя Фёдор Михайлович, переведя эту интересную тему из гоголевского мистического мира в мир психологии. Причём похоже, что Замятин успел отразить в своём творчестве раздвоение личности («Наводнение», 1929г) чуть раньше, например, Набокова («Соглядатай» (рецензия), 1930г). И у Замятина мучительным раздвоением страдала женщина, а не мужчина.
Повесть «Наводнение» одновременно и странная, и страшная. Попавшая в приёмную семью девочка-сирота стала своеобразной лакмусовой бумажкой, проявившей тёмные стороны обоих супругов. Ни жена, ни муж и предположить не могли, на что каждый из них окажется способным. Но если отец семейства совершал свои мерзости вполне осознанно, то мать, вероятно, тронулась умом и явно нуждалась в помощи специалиста. А вот несовершеннолетнего ребёнка я не стала бы ни в чём обвинять, хоть девочка и вела себя далеко не самым лучшим образом. Ведь за выстраивание отношений с детьми всегда несут ответственность, конечно, взрослые, в данном случае – приёмные родители.
Трагична и сама повесть, и её финал. Но путь к спасению всегда проходит через правду, какой бы горькой она ни оказалась. Ведь с огромным камнем на душе жить невозможно. Героиня ощутила облегчение и освобождение, рассказав всю правду и признавшись в содеянном. И очень боялась, что ей не поверят. А что будет с ней дальше, уже не волновало эту женщину совсем. «Она медленно, как птица, опустилась на кровать. Теперь всё было хорошо, блаженно, она была закончена, она вылилась вся»…
Как отмечал сам Замятин, интегральный образ наводнения он попытался провести через произведение в двух планах: реальное петербургское наводнение отражено в наводнении душевном.1532,8K
Аноним1 декабря 2024 г.И половодье чувств...
Читать далееПо-моему, это - шедевр.
До этого у Замятина читал только "Мы", который на фоне Оруэлла особого впечатления не произвёл. Недлинная повесть. 20-30-е годы 20 века. Бездетная пара принимает в семью осиротевшую девочку-подростка. Всё остальное - на одном дыхании. Впечатление - оглушительное. С чем сравнить по степени воздействия? - "Крейцерова соната", "Медный всадник", "Леди Макбет Мценского уезда"? В любом случае ни на что не похоже и планка очень высокая. Питер, Нева - как ещё одно действующее лицо. Кстати, что тоже в плюс, никаких набивших оскомину "примет времени" (типа ЧК, "красный командир"...).Буду читать произведения этого автора, понимаю, что не всё такого уровня, иначе Замятин претендовал бы на лучшего в 20 веке)))
Настоятельно рекомендую29472
Аноним23 июля 2024 г.Расскольников. Женская версия
Читать далееЧитая этот рассказ, я постоянно сравнивала его с Преступление и наказание . Пусть главные герои разного пола, у них разные мотивы, но итог один.
Это история большой трагедии. Софья хочет ребенка всей душой. Муж тоже хочет ребёнка. Но всё как-то не выходит. Напряжение между супругами растет, они отдаляются друг от друга. Чтобы спасти свой брак Софья уговаривает мужа взять к себе осиротевшую девчушку. Вроде жизнь налаживается.
Это история большой любви. Софья так любила мужа, что готова была терпеть его измены да ещё и с девчонкой, которую она сама и пригрела. Девчонка выросла и увела у нее мужа. Теперь он каждую ночь с ней, а Софья - одна. Теперь она вынуждена терпеть её улыбки и делать вид, что ничего не происходит.
Всё до поры до времени. Наводнение - здесь как символ неизбежности и освобождения. Как Нева выходит из берегов, затопив всё вокруг, так и чувства Софьи, накопившись до предела, вырываются наружу.20456
Аноним30 августа 2025 г.Вечером было непрочно, светло, метались ласточки. (с)
Читать далееНевероятная вещь, отозвалась мне одним из мотивов Достоевского: покайся и тебе легче станет. Стало? Наверное. А потом будь, что будет. Потому что в новую жизнь нельзя тащить с собою старые грехи, потому что покаяние не есть раскаяние.
Мощный сплав сюжета и стилистики. Пережила её на физическом уровне: к концу книги замёрзла, хотя погоды за окном были удручающе жаркими, традиционно летними.
С прищуренным глазом, без бороды - лицо у него было озорное, как у цыганёнка, очень много зубов, весёлых, жадных. Ганька сидела румяная, она прятала глаза и только исподлобья, зеленовато, чуть покосилась на Софью.
Трофим Иваныч весь сморщился, забился в какой-то угол внутри себя, так молча стоял минуту. Потом с корнем выдернул ноги из земли и ушёл в комнату.16141
Аноним17 марта 2011 г.Читать далееБывает же так. С начала жалеешь главную героиню. Тебе кажется, что она не заслужила всего этого. Почему с ней так обходятся? Но, одно мгновение, и ты уже ненавидишь ее. Спрашиваешь себя. Зачем? Зачем она так, ведь можно было по-другому? Это последнее, предел.
И как же жить теперь? Постоянный страх, бессонные ночи. Но почему? Ведь она сама не верит, что сделала такое. "Это - не я, не я, не я."
Символично, что запомнилась ей ползающая муха по розовой спине, с тоненькими ножками. Муха как нельзя лучше подходит, такая же мерзкая, как и поступок.
"Это - я, я!" Не выдержала она, очередное преступление и наказание. Но это, предсмертное, как думала она, признание, кажется таким же ничтожным, как тоненькие ноги мухи.14735
Аноним27 сентября 2021 г.Вода – неумолимая стихия, способная как убить так и помиловать
Читать далееНева в который раз сильно выходит из берегов, пушки бьют тревогу, а в семье Софьи и Трофима Ивановича свой водоворот событий.
У пары нет детей, не выходит, от этого напряжение внутри семьи растёт и однажды они забирают к себе сироту и жизнь, казалось б, налаживается. Как в сказке про Снегурочку – наглядеться не могут. Но как оказывается вот это «наглядеться» у супругов имеет уж очень разный окрас. И одно событие тянет за собой целую вереницу трагедий, среди которых вдруг оказывается беременность Софьи. И вновь и вновь разливающаяся Нева становится неотъемлемой частью происходящего, олицетворяя как физический, смысл наводнения, так и сопровождая происходящее как внутренне состояние героев. И тихая вода крутые берега подмывает, а уж стихия…
Это первое произведение, которое я прочла у довольно знаменитого автора. И прочла я его исключительно из-за ажиотажа, созданного вокруг него девочками. Все же высокие оценки близких людей делают свое дело. Но… двоякое. Ожидания в разы возросли. Мне понравился язык, каким подана картина: чёткий, угловатый, с очень интересными эпитетами и сравнениями. Такой способ изложения позволил прочувствовать неизбежность и состояние аффекта. А вот по поводу сюжета: я не удивлена. То, что происходило с приёмной дочерью в описываемом времени совершенно не приятно, да, но не в новинку, обыденно даже, можно и так сказать. И во что все вылилось – предсказуемо.
Я, как человек, начитавшийся отзывов и эмоций, придумала аж несколько иных ходов сюжета, но оказалось все достаточно жизненно и предсказуемо. "Преступление и наказание" по лайту. А от того, что жизнь такая, удивить уже трудно. Реальность страшнее вымысла.
131,1K
Аноним27 июня 2022 г.Читать далееОчень впечатлила меня эта повесть, может во многом потому что Замятина раскрыла для себя совершенно с новой стороны. Я ожидала произведение с элементами фантастики, как в известной “Мы”, либо некое гротескно-житейское повествование, как в недавно прочитанном “Островитяне”, а получила практически достоевщину. Ведь сюжет очень хорошо перекликался с “Преступлением и наказанием”. Но если у Достоевского убийство это некий вызов и игра, то у Замятина это действительно помутнение и накопленное отчаяние.
Очень мне понравилось как выразительно и символично присутствует образ воды. Это не просто стихия, это как живая сила, она то безжалостно толкает героев к обрыву, то мягко убаюкивает в своих объятиях. Но нет в ней отрицательной энергии, это что-то фундаментальное, как сама жизнь.
Опять заворочался Трофим Иваныч. Софья подумала, что ведь и его тоже нет и никогда не будет, ей теперь всегда жить одной, на сквозняке, и тогда зачем же все это, что было сегодня? Трудно, ступенями, она стала набирать в себя воздух; она, как веревкой, дыханием поднимала какой-то камень со дна. На самом верху этот камень оборвался, Софья почувствовала, что может дышать. Она вздохнула и медленно стала опускаться в сон, как в глубокую, теплую воду.
И поняла: если не будет ребенка, Трофим Иваныч уйдет из нее, незаметно вытечет из нее весь по каплям, как вода из рассохшейся бочки.И водная стихия постоянно рядом с героями рассказа - она в разлитой воде, в канаве, в стремительных тучах, в Неве, в грядущем наводнении…
Интересно что само слово наводнение в тексте встречается лишь однажды - как раз на пике агонии Софьи. Я ей очень сопереживала, мне было жаль что она оказалась в таких обстоятельствах.В то же время, несмотря на финал, осталось ощущение что все закончилось для нее положительно. Вопреки тому, что ей наверняка предстояло тяжелое наказание за содеянное, судьба подарила ей те самые необходимые минуты и секунды счастья, которые, я верю, если не придадут ей стойкости, то хотя бы дадут смысл что все было не зря.Хочется отметить что вся повесть читается на одном дыхании. У меня даже не было чувства что хочется “поправить историю”. Когда читаешь и сопереживая герою имеешь неодолимое желание предостеречь его от бед - “убегай”, “стой, подумай”, “сделай лучше так” и тд. Нет, несмотря на острое чувство несправедливости происходящего, ты словно окунаешься в чужую жизнь и уже стремительно уносишься этим потоком, не влияя на него, а поток сам найдет самый естественный и логичный выход.
Всю ночь со взморья ветер бил прямо в окно, стекла звенели, вода в Неве подымалась. И будто связанная с Невой подземными жилами - подымалась кровь.121,1K
Аноним3 января 2017 г.Что ж, для начала хочу сказать спасибо BuffaloBill за рекомендацию!
Не жалею, что прочитала это произведение, потому что есть, над чем подумать. Ожидала что-то похожее на известный роман"Мы", эдакую очередную антиутопию. Но ожидания не оправдались. И я приятно удивлена.
Описана вся жестокая реальность, правда того, как иногда несправедливо страдают женщины от своей любви. А еще правда о том, как иногда люди в отчаянии готовы пойти на страшные поступки....91K
Аноним19 декабря 2016 г.Читать далееКак ни странно, с творчеством Замятина я не знакома, роман "Мы " оказался мне не по зубам.. Кто его читал, меня поймут. Это было давно, в тот период у меня было время для чтения, а наша маленькая библиотека почти вся была прочитана. Тогда я увлеклась толстыми журналами, они популярны были в стране. К моему удовольствию, библиотека выписывала много журналов, но сильно востребованы они не были и новенькими попадали в мои руки. И вот как-то в одном из них мне это и попалось. Разумеется, сельская барышня была не подготовлена к такой литературе, и все, с тех пор, как отрезало.
Уже позже в библиотеке появились книги Замятина, они стоят на видном месте, но я обходила их стороной.
В начале этого года, когда формировала список Новогоднего флэшмоба 2016, хотела отказаться от произведения, но BuffaloBill которая порекомендовала, сказала, что оно нисколько не похоже на роман "Мы", и я согласилась, за что ей большое спасибо.
Спасибо-то спасибо, конечно, но не все так просто.
Да, я убедилась, что Замятин сильный, стоящий писатель-реалист ко всему прочему. Когда я бухчу, по поводу качества литературы, а тот, кто не может понять, что мне нужно, скажу, что вот такое. Короткими точными фразами, ни одного лишнего слова, но и ни одного недостающего. Никаких охов и вздохов, все и так понятно до мурашек.
Но содержание? Ничего подобного я не предполагала.
Во -первых, очень легко и откровенно. В те годы на эту тему так не писали. Ну если Бунин только, Арцыбашев еще...
Во-вторых, сам сюжет.
Его Петербург смутных двадцатых годов, описанный несколькими предложениями, как наяву. И то , что там случилось, мало сказать, что жутко. Жутко - это не то слово для описания дикой страсти. Тоже ничего подобного не встречала из написанного в те годы.
Больше, пожалуй, ничего говорить не стану, это рассказ. Тем, кто еще не читал и тем, хочет пощекотать нервы, особенно женщинам, рекомендую.
Но сама я что-то пока еще боюсь читать..., но хочу.8811
Аноним4 апреля 2019 г.Жутко, но мощно
Читать далееЧто ж, это Замятин. А если Замятин, то значит — грубо, откровенно и правдиво. Рассказ оставляет буйство эмоций: вот пред тобой Софья, типичная жена, хозяйка и хранительница домашнего очага, мужа любила до оцепенения, но детей отчего-то не было. И, конечно, давили на нее со всех сторон: вон, мол, какой у меня ребенок — и никто никогда не думал о том, насколько задевает это бедную робкую женщину. А вот Ганька — сирота, несчастная девочка, у которой оказались острые коготки и которая...впрочем, об этом не за чем писать, это надо прочесть своими глазами. И наводнение как сравнение: буйство воды и умение ее уничтожать поселения ничем не отличается от буйства людей.
История жуткая, и жутко тут ото всех: от мужа, который с какой-то манией хотел продолжение своего рода; от Софьи, робкой женщины, которая сравнила человека с мухой и...решила избавиться от него подобающе; от Ганька, которая в свои 12 лет оказалась развратнее и коварнее, чем можно было предположить. И конец жуткий: только признание о содеянном на смертном одре смогло дать ей жизнь. И при этом лишить всего нажитого. Больше и сказать нечего.
71,3K