
Ваша оценкаРецензии
Аноним30 октября 2024 г.Возвращение
А пока мы стояли и думали обо всех наших бедах. Нет, мы не плакали, и даже маленькая девочка Надя не плакала. Но и весело нам еще не было.Читать далееЯ люблю "Каждый мечтает о собаке" с детства, обрадовалась, узнав, что ВИМБО озвучило ее голосом Алексея Аграновича, хотя и удивилась немного: где история с советской школой, пионерами, звеньями, вожатыми и где наше сегодня. Но оказывается. выход аудиокниги приурочен к фильму с Катей Шпицей и Иваном Колесниковым, в котором герой-рассказчик вспоминает свое советское детство, я уже даже нашла на Кинопоиске и буду смотреть
Владимира Железникова больше знают по повести "Всего-то несколько дней", вернее - снятому по ней Роланом Быковым фильму "Чучело", взорвавшему благостность детского кинематографа эпохи застоя, и Железников такой весь. Все детство говорила себе: Не буду больше читать этого писателя. И запомнить надо, и руки одергивать, если к его книжке потянутся, даже если совсем читать нечего, не надо брать. И всякий раз забывала о зароке. Потому что стоило пробежать глазами первые несколько строк и не оторваться уже. Они все такие неуловимо родные, его герои. И так обыденно-узнаваемо все у них начиналось. Феномен советского времени: застой распространился из политической и экономической сферы на физический план. Не меняющаяся на протяжение десятилетий жизнь. Совпадение даже в мелких деталях.
Реалии Сократика мало отличались от тех, в которых проходило мое детство. Повесть вышла в 66-м, я возраста героев году к 80-му достигла, а все совершенно то же. Школьная форма, тоскливая серая скудость вокруг, безотцовство, мама, которая ломается на двух работах. Все время усталая, все время с мигренью и не до тебя ей, хотя любит. И такая привлекательная, жизнь свою еще вполне может устроить. Могла бы, если бы не ты. И она так многого заслуживает, так мало в чем действительно нуждаясь для счастья: "Я тогда куплю себе коралловую кожаную куртку и коралловые шпильки на вот такенном каблуке и маленькую соболью шапочку", - говорит во сне героя, который тот долгое время считает явью, случайно подслушанным разговором.
А у тебя свои горести, свои тараканы в голове. Ты бы и хотел, как все, быть, да не получается. То есть, нормально с учебой, и друзья есть, но что-то же заставило тебя молчать долгое время после смерти отца. За то и прозвище получил - Сократик: "он не говорит у нас, он думает, как Сократ". А еще ты умеешь находить в обыденности вещи, которые расцвечивают ее удивительными красками. Вот есть дом, какое-то время в нем жил Пушкин. Теперь об этом только мемориальная табличка говорит. И на нижнем этаже этого дома магазин галантереи. И ты придумываешь себе, что в этом самом месте была комната Пушкина. И заходишь туда. И смотришь.
А продавщица злится, подозревает в тебе злоумышленника и даже озвучивает свои несуразные подозрения, сильно тебя обижая. Но в другой раз ты видишь ее в слезах и начинаешь шута горохового изображать, только чтобы развлечь и утешить. Или вот лучшая девочка на свете, новенькая в вашем классе. Ты не один в нее влюблен, но это и не важно. Важно - она есть и иногда вы говорите. Или идете рядом. И можно смотреть на нее. А то, что на тебя в это самое время смотрит другая девочка, ты знаешь. Но сделать с собой ничего не можешь.
И обязательные фирменные неприятности, через которые проводит своих героев Железников. Чудовищная пружинная, невыносимая скрутка. Но дальше жизнь продолжается. И ты выходишь из всего, став сильнее. Нет, не искалеченным. Так, помятым слегка, ну так утюг - великое изобретение человечества. Правда-правда, главная ценность его творчества - опыт давления, отчуждения и боли, который делает тебя сильнее. И никто не умирает. Это сейчас Донна Тартт вспомнилась. То же залипшее время. Те же чудовищные скрутки испытаний для взрослеющих героев. Но обязательно кто-то умирает. А смерть, которую тащишь с собой и в себе, косвенно подсознательно виня себя - нехорошо для кармы. Владимир Железников чистит карму.
40251
Аноним6 августа 2018 г.Читать далееПочему-то сложно писать об этой книге, хотя я много раз читала ее в детстве. Она казалась мне забавной и даже веселой, но совсем другими глазами я увидела ее сейчас.
Главный герой, от лица которого ведется большая часть глав, маленький бунтарь, который хочет совершать подвиги или хотя бы значимые поступки и все такое прочее. Но в его реальности нет места подвигам, и жизнь, кажется, совсем обыденная. Читателям он преподносит себя как немного грустного раздолбая, но в главах от третьего лица мы видим настоящего Сократика - подавленного растерянного подростка, бесконечные шуточки которого лишь попытка скрыть свои душевные переживания. Он болезненно привязан к отцу, и новые отношения матери считает предательством. В детстве мне казалось его поведение совершенно понятным, но сейчас, по-прежнему понимая его, я впервые заметила, как жесток он по отношению к своей матери. Да и к деду, который хоть и эгоист, но любит свою семью. Да, дед не соответствует эталонам Сократика, он не великий летчик, он не Герой. Но, как оказывается, не все герои - красивые люди с белоснежной улыбкой. Как оказывается, даже неказистый учитель может быть летчиком. Сократик узнает это ближе к концу книги. И, может, это понимание, - что совсем обычные (как он думал) люди тоже могут быть героями, - помогает ему выйти из кризиса.
Поразительно, что его легкое помешательство на кладе, который якобы тайно хочет найти дед, - в детстве мне казалось таким смешным. Сейчас же жутковато читать об этой параноидальной мании. Я даже себя спрашивала: "Это правда детская книга? Да, она смешная, милая, учит хорошему, но местами - очень тяжелая". Тяжело Сократику с такой фантазией. Он и клад придумал и сам в него поверил (и, увы, всем-всем рассказал про него), и мертвый отец ему мерещится - стоит все время над ним. И это не управляемая фантазия, это то, с чем он учится жить. Мол, сначала не знал, что делать, а потом начал с мертвым отцом разговаривать.Жуть, если вдуматься. И все-таки, кажется мне, что такими и должны быть книги для детей. Жизнь - это не только веселое приключение, а подвиги - не только в спасении мира, а герои, как уже сказано выше, - не всегда красивые широкоплечие люди. Помочь сохранить маленькой девочке собаку - это тоже подвиг. И даже такое, казалось бы, маленькое дело, может оказаться очень сложным. Этой сценой заканчивается повесть, и, как мне кажется, вся эта ситуация возвращает Сократика из бесконечных фантазий на землю, показывает, что есть дела, которые ему необходимо сделать, пусть даже это и не те подвиги, о которых пишут в газетах.
102,9K
Аноним7 февраля 2015 г.И пусть поскорее наступит такой день, когда мы будем счастливы и когда с полуслова будем понимать друг друга и по первому зову приходить на помощь. Вот это и будет счастливый день.Читать далееКаждый раз говорила себе: Не буду больше читать этого писателя. И запомнить надо, и руки одергивать, если к его книжке потянутся, даже если совсем читать нечего. Не надо брать. И всякий раз забывала о зароке. Потому что стоило пробежать глазами первые несколько строк и не оторваться уже. Они все такие неуловимо родные, его герои-рассказчики. И так обыденно-узнаваемо все у них начиналось. Тут еще феномен советского времени имеет место. Застой, как явление, распространившееся из политической и экономической сферы на физический план. Не меняющаяся на протяжение десятилетий жизнь. Совпадение даже в мелких деталях.
Реалии Сократика настолько мало отличались от тех, в которых проходило мое детство. Повесть вышла в 66-м, а написана еще раньше, наверняка. Я родилась позже, а возраста героев и вовсе году к восьмидесятому достигла. А все совершенно то же. Школьная форма, тоскливая серая скудость вокруг, безотцовство, мама, которая ломается на двух работах. Все время усталая, все время с мигренью и не до тебя ей. Хотя любит. И такая привлекательная, жизнь свою еще вполне может устроить. Могла бы, если бы не ты. И она так многого заслуживает, так мало в чем действительно нуждаясь для счастья: "Я тогда куплю себе коралловую кожаную куртку и коралловые шпильки на вот такенном каблуке и маленькую соболью шапочку", - говорит во сне героя, который тот долгое время считает явью, случайно подслушанным разговором.
А у тебя свои закидоны и тараканы в голове. Ты бы и хотел, как все, быть. Да не получается. То есть, все нормально. И с учебой, и друзья есть, но что-то же заставило тебя молчать долгое довольно время после смерти отца. За то и прозвище получил - Сократик: он не говорит у нас, он думает, как Сократ. А еще ты умеешь находить в обыденности вещи, которые расцвечивают ее удивительными красками. Вот есть дом, какое-то, совсем недолгое, время жил в нем Пушкин. Теперь об этом только мемориальная табличка говорит. И на нижнем этаже этого дома магазин галантереи. И ты придумываешь себе, что в этом самом месте была комната Пушкина. И заходишь туда. И смотришь.
А продавщица злится, подозревает в тебе злоумышленника и даже озвучивает свои несуразные подозрения. Страшно тебя обижая. Но в другой раз ты видишь ее в слезах и начинаешь шута горохового изображать, только чтобы развлечь и утешить. Или вот лучшая девочка на свете, новенькая в вашем классе. Ты не один в нее влюблен, но это и не важно. Важно - она есть и иногда вы говорите. Или идете рядом. И можно смотреть на нее. А то, что на тебя в это самое время смотрит другая девочка, ты знаешь. Но сделать с собой ничего не можешь.
И обязательные фирменные неприятности, через которые проводит своих героев Железников. Чудовищная пружинная, невыносимая скрутка. Но дальше жизнь продолжается. И ты выходишь из всего, ставши сильнее. Нет, не искалеченным. Так, помятым слегка, ну так утюг - великое изобретение человечества. Правда-правда, главная ценность его творчества - опыт давления, отчуждения и боли, который делает тебя сильнее. И никто не умирает. Это сейчас по аналогии с Донной Тартт вспомнилось. То же залипшее время. Те же чудовищные скрутки испытаний для взрослеющих героев. Но обязательно кто-то умирает. А смерть, которую тащишь с собой и в себе, косвенно подсознательно виня себя - не есть хорошо для кармы. Владимир Железников чистит карму.
102,9K
Аноним16 июня 2011 г.Эх, вот это утверждение все-таки не про меня. Я вот мечтаю о кошке, но вернемся к теме...)
Железников мне определенно нравится (и не только как автор знаменитого "Чучела" (да, кролики - это не только ценный мех))))). В целом его детские повести очень теплые и добрые, учат детей самому хорошему (как ни пафосно это звучит), и "Каждый мечтает о собаке" в этом ряду не исключение.101,7K
Аноним3 ноября 2013 г.Читать далееРассказ о ребятах, школьниках, учителях и соседях. О жизни. О дружбе и несправедливости.
О родителях. Одна из линий повести - сын-мать. Отец погиб. У матери новый мужчина. Сын злится, не принимает и не понимает.
Все утро я «танцевал» вокруг матери, ждал, когда она — без моих вопросов скажет, где вчера пропадала допоздна, но она почему-то молчала. Раньше если она где-нибудь задерживалась, то всегда, еще стоя на пороге в пальто, начинала докладывать, почему задержалась. А вчера она промолчала и сегодня продолжала играть в молчанку.А эта фраза меня встряхнула :) Атос занимает отдельное место в моем сердце, и тут его упоминание приятно удивило.
А она захохотала на весь класс и сказала: Сократик у нас самый вежливый мальчик во всем классе. Прямо французский мушкетер граф де ла Фер.В общем, хорошие произведения у Владимира Железникова, вроде и детская литература, но и в 24 вызывает рой мыслей.
71,9K
Аноним5 ноября 2024 г.Читать далееТринадцатилетнего Юрку друзья называют Сократик из-за того, что он часто задумывается над чем-нибудь и подолгу молчит. А проблем у Юрки хватает! Его отец погиб несколько лет назад, мама пытается устроить личную жизнь, в школе – сложности с одноклассниками, уважение которых мальчик очень хочет заслужить. Чего только не сделаешь, чтобы стать значимым в коллективе! Юра-Сократик часто выдает желаемое за действительное по причине своей безудержной фантазии. Делает он это вовсе не специально: мальчик верит в свои выдумки больше всех остальных и, порой, ему кажется, что он ничего не сочиняет. Однажды, подслушав ночной разговор матери и деда, Юра узнаёт, где спрятан старинный клад, и решает поделиться тайной с друзьями, что приводит к серьезным последствиям. Выпутываться из сложной ситуации и отвечать за свои поступки Юре придется самостоятельно.
Герои Владимира Железникова – подростки, находящиеся в жизненном тупике. Таковы Ленка Бессольцева из «Чучела», Севка Щеглов из повести «Путешественник с багажом», таков и Юра Палеолог. Юркина привычная жизнь рассыпается на наших глазах, но ему придется «всё проиграть и вновь начать сначала». И именно тупиковая ситуация поможет ему понять, где друзья, а где враги. По ходу повести Юрка повзрослеет и изменит свое отношение ко многим вещам.
Владимир Железников – признанный классик отечественной детской литературы. Его повесть «Каждый мечтает о собаке» не настолько популярна, как «Чучело», но она не менее драматична, насыщенна событиями и актуальна, хотя написана много лет назад. Сегодняшние подростки смогут отыскать в повести ответы на многие жизненные вопросы – так же, как и их сверстники более полувека назад.
Книга вышла в серии «Читаем всей семьей» с иллюстрациями современного художника Николая Панина. Повесть подойдет для самостоятельного внеклассного чтения в средней школе. Рекомендую для чтения школьникам 10+.
6457
Аноним17 июня 2017 г.При чем здесь собака?
А пока мы стояли и думали обо всех наших бедах. Нет, мы не плакали, ведь мы были солдаты, и даже маленькая девочка Надя не плакала. Но и весело нам еще не было.Читать далееВсю повесть я думала - а при чем же здесь собака? Главный герой, поиски клада, дружба и вражда, категоричность и прощение... А собака-то, когда появится? Появилась на последних страницах и сразу стало понятно в чем же дело.
Книга - как будто из моего детства. Прямая. Чистая. С простой идеей - "Жизнь-борьба". И бороться нужно за идеалы, за ценности. И в первую очередь борьба происходит с самим собой. Сейчас такое уже редко в книгах встретишь. Даже в детских.
Это в советских книгах тебя воспитывает коллектив. Сделаешь что-то не так - и сразу изгой. А вот если сможешь по-настоящему раскаяться и исправиться, тогда - настоящий человек.
Вот и главный герой идет по прямому советскому воспитательному пути. Наставление - соблазн - падение - раскаяние - победа. И раз за разом так. И только в конце, когда появляется та самая собака, становится ясна идея книги. Да, ты можешь бороться с собой и быть настоящим честным солдатом. Но кроме тебя есть еще люди. И, пожалуй, каждый из них мечтает о собаке. И тогда классическая схема с раскаянием и победой надламывается и остается открытой. Главные герои взрослеют и понимают, что после падения не всегда следует раскаяние. А после раскаяния - победа. И даже если победа приходит, победа для одного не значит победы для всех.
В общем и целом, после книги осталась масса впечатлений и ощущений. Читать стоит любителям детской литературы и любителям советской детской литературы. Тем, кто надеется найти в книге захватывающий сюжет или невероятные приключения, читать не рекомендую.42,4K
Аноним2 декабря 2022 г.Читать далееВ. Железников "Каждый мечтает о собаке".
Железников всегда пишет простые до банальности истории, которые заставляют читателя задуматься о многом.
В центре Юра Котлов. Он очень напоминает вожатого "Чудака из 6"Б" Борю Збандуто.Такой же пронзительно честный, любящий маму. Юра с юмором рассказывает о себе, одноклассниках. Он внимателен к поступкам, характерам товарищей. Нет злобы в его словах ни о ком, он честен в наблюдениях: видит плюсы, минусы любого. В разговоре улавливает нюансы поведения: "Ленка вспыхнула от радости, точно он сказал ей, что она первая красавица в мире, а Тошка довольно громко хихикнула". Сразу создаётся атмосфера вхождения в класс, наше соучастие.
Новый одноклассник Иван Кулаков в первый же день привлёк внимание Юры всем: и огромным ростом, и рассуждениями: "Я буду любить людей, буду стараться делать для них что-нибудь необыкновенное, — сказал он. — И никогда ничего не просить себе взамен. Как ты думаешь, это выполнимо?" Для Юры эти слова стали необыкновенными, он запомнил их.
Повествование от первого лица позволяет герою делиться заветным, быть честным: "Я поэтому всегда во все игры проигрываю, в шахматы, например, потому что мне жалко противника",- признаётся. "Я и на футбол не хожу поэтому, только об этом никому не говорю, а то засмеют: скажут, маленький мальчик, боится, что ему кости поломают. А мне просто не хочется толкаться. И потом, если совсем честно, то, когда я смотрю на футболистов, которые бегают по полю, я всегда думаю о своём. Никак не могу себя заставить следить за игрой". Он рассказывает о том, чем поделишься не с каждым. Так, он очень любит маму. Даже обидевшись на неё, переживает. Скрывает свои чувства. Глядя на любимого им человека, понимает его состояние: "Мать говорила как-то неуверенно, она ведь была совсем другой, и то, что она сейчас говорила, было против её воли. Она подлаживалась под деда, просто старалась ему угодить, и всё из-за какого-то телевизора. Плевать мне тысячу раз на этот телевизор. Ни разу к нему не подойду". В другой раз, случайно увидев маму с мужчиной на улице, утаивает это от неё. Спросить не решается, так как мама сама не рассказала ему об этом человеке: "Я даже почувствовал запах этого предательства: у него был кислый, незнакомый запах и он сильно ударил мне в нос. Раньше она никогда не покупала духи, говорила, что это дорого". Юра копит в себе эти непроизнесенные маме слова. Он знает: она любит его. Ей всего 32 года. Если вдруг и появился в ее жизни человек, который может заменить умершего мужа, то вправе ли сын вмешиваться?.. Мама искренна с Юрой. Так мило то, что она даёт прозвища ему: "То Гвоздик, то Серёжка, то Лопушок, то Кешка. Ей нравится, что я на все имена откликаюсь без запинки". Эти имена лишь Юрке мама говорит. А ребята его называют Сократиком за его чуткость, правдолюбие.
В свои 13 лет Юра переживает об умершем отце, фронтовике. Его слова: "Береги мать",- стали заветом мальчику.
«Эй, мама, отзовись, расскажи, какая ты, когда одна, днем или ночью в темноте, о чем ты думаешь? Давай посидим вдвоем и все обсудим. Я ведь уже не маленький, и отец мне приказал, чтобы я берег тебя», "...вдруг она меня не поймет, и я молчал и думал, что она… «горькая любовь всей моей жизни".
Но легко сказать крикни, а трудно крикнуть, потому что неизвестно, как на твой крик ответят".
Совсем иной- отец мамы, его дед. Он жёсток в высказываниях, действиях. Сосредоточен на материальном, от него Сократик не получает тепла, как и мама. Юра понимает,что бороться с деловыми взглядом на жизнь он не может. Здесь и понимание, что старших надо уважать, и это родной человек, как никак. Юра молчит и потому, что мама не спорит с отцом "Подрастёшь, оценишь всё по-новому: и людей и события. Сердце зачерствеет, чужая боль останется в стороне, а будет волновать только то, что рядом, что твоё. Вот это будет волновать: свои дела, свои дети, своя квартира, может быть, своя работа",- такой взгляд дедушки добрый мальчишка не принимает. Юра остро воспринимает подобные слова: "Слова деда впивались в Сократика, как иглы: «сердце зачерствеет» — одна игла; «чужая боль останется в стороне» — вторая. Ну, а как же тогда все те люди, которые из-за других бросаются под поезда или в огонь? Как тогда врачи сами делают себе прививки, испытывая новые лекарства? Как же тогда они?"
Герой задумывается о многих людях, которые ему интересны. Учителя литературы Фёдора Фёдоровича Долгоносика, по прозвищу ЭфЭф, он выделил сразу. "Долгоносик повторяет произнесённые собеседником слова, цитирует много и, кажется, что не в попад. Скажет какую-нибудь цитату, так и поставит точку. Коротко, и объяснять ничего не надо. И ещё: когда он говорил эти цитаты, то волновался, а не просто шпарил наизусть. В общем, настоящий комик". Размыслив, Юра понимает, что это не так. ЭфЭф привлекает его знаниями, каким-то внутренним спокойствием. "Он всегда нам рассказывал то, чего не было в книгах, в учебниках, и поэтому мы его любили…" При этом Юра понимает не только человеческие и профессиональные достоинства ЭфЭф, но замечает и его внешние признаки какой-то простоты, неухоженности: "И пальто у него старое, вроде моего, и кепка со сломанным козырьком". ЭфЭф тоже любит Юру. Без слов разрешает приходить к себе, делится воспоминаниями о себе, маме, детстве. Наверное, когда любовь взаимная, то людям чаще и говорить ничего не надо: "...он мечтал, чтобы его ученики выросли нетерпимыми, исступленно-нетерпимыми ко лжи и добрыми к человеку. И ему казалось, что из этого Юрия Палеолога должен получиться именно такой человек". Ни в одно мгновение своей маленькой ещё жизни Юра не стремится бахвалится, быть лучше, чем он есть. Знает свои положительные и отрицательные стороны. Но молчать о том, что надо и надо проявлять доброту не может никогда! Молчит лишь о своей душевной боли. Михаил Николаевич, сосед Верочки с обожжённом лицом, говорит Сократику те слова, что мальчуган и сам носит в своём сердце: "Как мы можем уйти от страданий за близких и за далёких людей, которые живут в разных уголках земли? Нет, от этого нельзя уйти. Собственно, эти страдания и делают нас человеками". Сократик, в своём стремлении готов отдать свою кожу человеку, которого не знает,- Добр истинно.
Если в поле зрения Юры-Сократика попадает случайный человек, животное, то и они рождают мысли, чувства героя, которые надолго держат его внимание:
"Сократик любил прислушиваться к случайным разговорам, ему нравилось узнавать чужие маленькие тайны, которые неожиданно влетали в него, и он ими жил и подолгу о них думал. Он всегда искал в толпе друзей, или ловил острое словцо, или улыбку, или чье-то хорошее настроение, или принимал чью-то заботу на себя". "Она была занята важным делом: наблюдала, как ее пёс познавал жизнь, то есть тыкался в каждую щель асфальта и скреб лапами, чтобы добраться до настоящей земли. У каждого человека свое важное дело и свои заботы. Даже у этой букашки-таракашки, у этой девочки, и Сократик это отлично понимал".
Добрый, стеснительный во многом из-за маленького роста, воспитанный, больно реагирующий на недобро, Сократик живёт невидимой окружающим жизнью, размышляя о себе, людях. "Самое главное — это прийти туда, где тебя очень ждут, и сделать что-нибудь славное для других, а чтобы самому ничего не нужно было, даже благодарности…",- он не кричит об этом своём понимании мира, но всегда думает об этом жизненном правиле.
"И пусть у каждого, кто захочет, будет собака.
И пусть поскорее наступит такой день, когда мы будем счастливы и когда с полуслова будем понимать друг друга и по первому зову приходить на помощь. Вот это и будет счастливый день",- последние мысли, которые добрый, маленький по росту, но не Сердцу, Юрка обдумывает. Конечно, хотелось бы счастливого конца, когда Кит ходит в квартире без намордника, злой Грибоедов повержен, Верочка получила новую кожу, Сократик стал великим... Но эти слова мальчишки всё равно вызывают добрую улыбку, в них такая Вера героя в то, что Добро не прекратит своё существование. Будут всегда люди, стремящиеся к тому, чтобы помогать каждому. Железников учит этому в каждой книге.
Спасибо, что читаете. #мысли #пишу #мюсли #литература #слово3711
Аноним23 сентября 2019 г.Не каждый мечтает о собаке, но каждый мечтает
Эта книга вовсе не о собаках, так что тех, кто ждёт встречи с любимыми друзьями человека, ждёт разочарование.
Мне кажется, эта книга о том, что все мы имеем право на то, чтобы наши мечты сбылись. Все мы имеем право мечтать о собаке, о лучшем друге, об уважении, о геройском поступке и о внимании мамы... И здорово, когда есть люди, осознающие твоё право на эту мечту и готовые помочь ей осуществиться.Думаю, читать эту небольшую повесть будет интересно прежде всего подросткам.
01K