
Ваша оценкаРецензии
Аноним29 ноября 2010 г.Читать далееПожалуй, один из самых сильных рассказов, читанных мною в юности. Давно собиралась перечитать, но сборник рассказов сгинул где-то на даче, случайно наткнулась на него в интернете, перечитала, сильно.
Деревенская девушка Люда приехала в город, на парикмахера так и не выучилась, осталась уборщицей в парикмахерской да при старом мастере Гавриловне помощницей. Была она «как вялая примороженная трава».И дома в деревне Людочка была чужой, и в городе ею же и осталась.
А дальше нет никакого смысла продолжать, одно замечу, что для советской прозы это особое произведение, как на мой взгляд. Безысходность, мрак, тоска и серость вопреки классическим советским лозунгам, которые, кстати, тоже имеются, правда в качестве декораций.
Это на самом деле невыносимо. Но реально до зубовного скрежета и теперь. Особенно теперь.
663,3K
Аноним10 марта 2019 г.Читать далееМне очень трудно было оценить этот рассказ. По многим причинам. В том числе и по моему теперешнему мышлению, которое, впрочем не изменилось, со времён юности: «Что бы не случилось, ничто не стоит твоей (моей) жизни. Всё можно поправить, исправить, преодолеть. Всё, кроме смерти.»
А тут такое…Эх ты, Людочка-дурочка, что же ты так опустила руки, даже не пытаясь бороться? Что же не поверила в то, что ты кому-то нужна? Ох уж эти скверные привычки проживать горе в себе. Не уметь поговорить, не захотеть открыться. Ох уж эти пережитки прошлого, что женщина рождена терпеть: «На роду бабьем даже как бы записано — терпи… через ту беду не беду, скорее неизбежность, все бабы поздно или рано должны пройти. И каждая баба проходит ее одна и сама же с бедой совладать обязана, потому как от первого ветру береза клонится, да не ломается.»
Выросла одинокая, как былинка. Скромная тихоня-троечница, после школы даже маме оказалась не нужна. Поехала в город устраивать жизнь. Да вот только город не любит таких, как ты. Чистых и простых, открытых для жизни, не для грязи.
Полная, абсолютная безысходность, можно сказать чернота. Жаль бедную, потерявшую смысл жизни Людочку, жаль её мать, которая смирилась с утратой ещё при жизни дочери. Жаль отчима, который так и не смог полюбить свою падчерицу, но не смог бы спокойно жить, не отомстив подонкам. Жаль Гавриловну, которая потеряла не просто квартирантку и прислугу, но почти дочь.
Как-то жаль вообще то время, тех людей, которые существовали в таких вот Вэпэвэрзэ, где рождались стрекачи и мыло, которых ждала одна судьба - тюрьма и бродяжничество. Где вырождались целые деревни, и кладбища сносили, перепахивали под поля, чтобы они не мозолили глаза живым.
Сколько их, таких людочек, приехавших с деревни, сгинуло в аду провинции, потому что их простенькие души никому не были нужны… «Да кому она нужна, та простенькая, в простенькой, в обыкновенной плоти ютившаяся душа?»Осадок остался от книги тяжёлый и странный. И хотя сейчас тоже жить нелегко, невольно радуешься, что живёшь всё же в новом мире, где ты женщина, а не мясо, или инкубатор.
563,4K
Аноним10 ноября 2010 г.Читать далееВот, еще один рассказ (маленькая повесть?)....
Я давно его пыталась найти, но вылетело из головы, что за произведение произвело на меня сильнейшее впечатление когда-то, в самом начале 90-х... Помню, что читала повесть у родителей в "Роман-газете", а вот чье именно - не помнила.
Оказался Астафьев.
Сегодня и перечитала - https://lib.rus.ec/b/132476/read.История девушки, приехавшей из деревни в большой город, изложенная в стиле трагического реализма.
История, заставляющая морщиться и ежиться. И проглатывать комок в горле.
И понимать: как же повезло тебе, сидящей в тепле и уюте среди любимых и любящих людей, и ты можешь делать вид, что не существует другой жизни - грязной, липкой, пошлой, грубой, одинокой...«Боже милостивый, Боже милосердный… Ну не достойна же… — и перескочила на тех, кто ближе: — Гавриловна! Мама! Отчим! Как тебя и зовут-то, не спросила. Люди добрые, простите! И ты Господи, прости меня, хоть я и недостойна, я даже не знаю, есть ли Ты?.. Если есть, прости, все равно я значок комсомольский потеряла, никто и не спрашивал про значок. Никто и ни про что не спрашивал — никому до меня нет дела…»"
482,3K
Аноним12 мая 2019 г.Читать далее"Людочка" - это рассказ на 50 страничек о простой девушке из русской провинции. Простая, хорошая, но вот безысходность и чернуха затянули ее.
Это очень грустный рассказ, одна из грустнейших работ, что мне приходилось читать. Астафьев крайне коротко, иногда одним предложением, описывает окружение, и одного предложения оказывается достаточно. Вот, выкопали яму, проложили трубу, «но, как у нас водится, закопать трубу забыли». Я с этих строк ощутила себя на мгновение в родном городе летом, когда все копано-перекопано.
И вот ее жизнь на ладони, и совсем ничего она не стоит. Людочка видела вокруг себя только безразличие. Всегда вроде кто-то был рядом, но никому до нее не было дела. Мать посмотрела на нее, поняла, что с ней произошло что-то, и даже поняла что именно, но не стала ничего делать. Не спросила, не утешила, ведь со всеми бывает, и надо терпеть, а что еще делать? И прошла она мимо дочери. И к Богу Людочка тоже не нашла дороги. Ведь если мать не слышит, Богу уж точно не до нее, непримечательной маленькой Людочки. И только после смерти на нее обратили внимание, вот только Людочке уже было безразлично.
Любите своих близких, пока они с вами.
P.S. пока писала рецензию, добавила рассказу еще плюс один балл за то, что уже почти год прошел, а он по-прежнему остается со мной.
403,1K
Аноним6 мая 2024 г.Читать далееЯ не смотрел сериал "Слово пацана". И не собираюсь его смотреть. Но время от времени до ушей и глаз долетает какая-то информация. На прошлой неделе мне показали видео, как в соседнем поселке, в сельской школе на дискотеке подростки танцуют под "Ласковый май", как в фильме. Я и до этого догадывался, какой посыл несет этот сериал, но все же решил для верности глянуть отзывы. Вот пару цитат:
Слово пацана имеет жирную нить романтизации уличной культуры, романтизация заключается в том, что там проскакивают, как и в любом обществе жесткого авторитарного строя, интересные идеи по защите своих, честность в братстве, поддержи ближнего своего, свои и больше никтоили вот еще:
Прослеживается романтизация того, что девушки любят бандитов, смелых, что семья рада, что есть деньги и они хорошо живут, да я понимаю, что авторы сериала пытаются зациклить все подобные истории.Я, конечно, даю себе отчет в том, что адепты сериала вряд ли прочитают этот рассказ и тем паче отзыв на него. Но может его прочитают родители, которые порекомендуют его своим чадам. А те прочитают и увидят, что реальный мир с его историями на несколько порядков грязнее и подлее выдуманного и романтизированного...
Как-то незаметно прошел столетний юбилей очень уважаемого мной писателя. Или я может не заметил его просто?. Этот поздний рассказ не лучшее, что он написал. Он очень тяжелый. Но пацанам стоит его почитать. Чтобы не строили иллюзий. Да и девушкам, вступающим в жизнь, он тоже не будет лишним.
34880
Аноним28 мая 2019 г.Господи, ведь недостойны же...
Завтра будет скучно и смешноЧитать далее
Это не больно—просто вчера был день
Завтра будет вечно и грешно
Это не важно—важен лишь цвет травы
Соль насыпана на ладонь
Она
Рассыпана на ладони...
...мышеловка захлопнулась!"Людочка" прочно соединилась в моих ассоциациях с настроением и философией стихов Егора Летова, современника,кстати героини. Крик души.
Воробьиная, кромешная, пронзительная,
Хищная, отчаянная стая голосит во мне.Астафьев жесток в свой прозе. "Пролётный гусь", прочитанный мною давным-давно, до сих пор остался кровавой раной среди книжных впечатлений. Астафьев не надеется в своих "жестоких романсах" на милосердного бога, а , быть может, и упрекает творца в несовершенстве созданного им человечества.
"Господи, ведь недостойна же..."- героиня остаётся одинока в своей беде, и это, к сожалению, обыденность, хоть и страшная и горькая.И справедливого возмездия человеческому зверству можно ожидать лишь от более сильного и матёрого зверя. И это единственное, чем автор может утешить читателя.
Рассказ глубокий и пронзительный, в лучших традициях русского реализма.
242,4K
Аноним3 июня 2024 г.Читать далееЛюда, Людочка...
Вы знаете, Астафьев безжалостен в представлении правды о мире и людях. О мире потухшем, потерянном, мире без смыслов и притязаний. О людях без ценностей, без правил, без детства.
Людочка из деревни в город - там жизнь лучше. Людочка на работу, сразу - так правильно. К Людочке с добротой, пониманием, работящая девочка, не гулящая.
И вот, Людочка живёт, постигает искусство парикмахерское, никого не трогает. Трогают Людочку. Мальчики, мужички. Неймётся им, как животные. Что ещё надо, когда улица - весь мир твой.
Только Людочка не промах, постоять за себя может...до поры...
Астафьев, хочется сказать, монстр. Рассказать все, все ниточки нужные обнажить, чтоб ты сразу понял: дальше - хуже. Не пугает уже происходящее, знаешь, что так оно и будет. И было бы. Зачем так, сразу в грудь с порога. Не вздохнуть.
Краткая форма произведений все-таки вещь насыщенная. И идея концентрированная, и события чередой, друг за другом.17560
Аноним16 декабря 2014 г.Читать далееЭто нечто потрясающее!
Поначалу я про себя всё ныла: ну вот, то самое, что я не люблю. Вот эта вот грязь родная, не люди, а волки в лесу. Равнодушие, стремление всё порушить (см. перила над канавой с кипятком), не заканчивающаяся неустроенность. Тонкая ирония по поводу сменяющихся портретов и лозунгов.
А потом всё резко поменялось. Квинтэссенция всего этого, пахан с зоны - воплощённое зло, но зло мелкопакостное, подлое, бьющее исподтишка.
А самое главное - финал истории. Дикое поле, закон джунглей - да. Но на каждую силу найдётся ещё большая сила, так что пора уже завязывать баловаться с силой и оцивилизовываться.Просто потрясло, когда в рецензиях увидела, что "Людочка сама виновата". Виновата, простите, в чём? В том, что родилась не в то время и не в той стране? В разрухе вокруг? В бездействии милиции? В предопределённости жизненного пути окружающих?
161,6K
Аноним31 октября 2018 г.Читать далееШкольное чтение? Серьезно? У меня много вопросов к школьной программе литературы и тем, кто составляет списки книг.
Рассказ, полный нашей провинциальной русской безысходности, помноженный на бардак, нищету и разруху в головах конца 80. Из умирающей деревни приезжает в маленький городок учиться Людочка. Городок этот до боли узнаваем всеми, кто жил в похожих местах нашей Родины, где уродство во всем, все загажено и изломано, ни на чем не отдыхает взгляд человека, и из этого уродливого бытия рождаются еще более уродливые создания. Где концентрация урок и уголовщины рождает мир, где все говорят и мыслят по уголовному, а человеческая жизнь и женская честь ни стоят и гроша. Дети, выросшие в этом аду, сами воспроизводят ад, становясь или жертвами, или "Стрекачами".
Людочка тоже не блещет ни умом, ни красотой, она тиха, проста и послушна. Нет у нее амбиций и особых желаний, только бы просто жить, может быть выйти замуж, если повезет встретить хорошего человека. Но при всей своей неказистости и простоте, есть в ней и некий внутренний стержень, отличающий наших женщин, она способна на поступок, пусть раз в жизни. Типичная жертва общества, она не смиряется с этой ролью, и разрывает невыносимые условия жизни единственным доступным способом.
Но все же есть в этом омуте и лучик надежды. Мать просит бога помочь ей вырастить позднее дитя в любви, может быть хоть у этого следующего поколения будет жизнь не такая, как у бедной Людочки и ее матери? Может быть можно все же жить по другому?152,2K
Аноним6 сентября 2019 г.Читать далееОдин из самых страшных рассказов. Вообще, не могу забыть, примерно как... Балабанова посмотреть, или "Лиля навсегда".
Ненужная чахлая слабенькая жизнь, захлебнувшаяся в мерзком болоте. Света нет. Вонь, грязь, тоска.
А самое главное, что меня добило, это образы "простых советских женщин"! Бабка-парикмахерша, вроде бы неплохая, но детей она не любит, вся из себя такая важная-трудовой, видишь ли, человек. Мать Людочки, которая побоялась приласкать своего ребенка, решила, что дочка должна "быть сильной и справиться сама". Какие-то чугунные безжизненные лица рисует воображение. И верх безжалостности - "верующие" бабки, которые сказали, что в церковь нельзя идти, "гхрех", вся эта менструально-сексопатологическая-языческая религиозность, просто мерзота... Больно, стынет внутри все от ужаса, когда представляешь женщин, утративших в себе все женское и живое. Хочется крикнуть: да проснитесь, оживите, посмотрите на себя, да как же... А Астафьев их в чем-то понимает и любит, в ужасе любит несчастных темных людей, безжалостно.
Ни за что не поверила бы, если бы не привелось увидеть жизнь таких людей, заглянуть в изувеченные в нескольких поколениях души. Лучше, конечно, жить бы в параллельном мире московских хороших школ и университетов, НИИ и так далее. Считать бы Астафьева, как сейчас у некоторых модно, предателем, паникером, возводящим поклеп на чудесную советскую действительность. Но вот нет. Они рядом, наши ближние из этих маленьких городков, пьяных страшных "раЁнов". И они тоже люди и хотят жить...
Астафьева - люблю!!!
Все в нем люблю, даже неврастению, и детский дремучий национализм местами. Пописывают современники, что и характером непрост был, и зазнавался якобы. Пусть себе пишут что хотят.
Человек, закопавший своих двоих детей и оставшийся живым. Человек, у которого страшно, невыносимо болела душа за все живое. Любил людей, любил жизнь страстно, бескомпромиссно. Это был его дар, огромный, больше человека, невыносимый дар. Спасибо, Виктор Петрович!143K