
Ваша оценкаРецензии
Аноним17 декабря 2012 г.– Я знаю, о каком герое вы говорите. Его звали Герострат. Он хотел стать знаменитым и не смог придумать ничего лучшего, чем сжечь храм в Эфесе, одно из семи чудес света.Читать далее
– А как звали архитектора этого храма?
– Не помню, – признался он, – даже думаю, что имя его неизвестно.
– Правда? Но вы помните имя Герострата? Видите, он не так уж ошибся в расчетах.Жесткий, лаконичный, четкий потртрет больной души. В силу специфики жанра короткого рассказа, утрирование и сгущение красок совершенно на месте. Это не "Тошнота", это ее квинтессенция, сгущенная до предела. Кажется, в наше время, ничуть не менее актуально, чем во времена Сартра.
Сильно и очень хорошо сделанная вещь.
Я ушел, оставив ее стоять совершенно голой посреди комнаты с бюстгальтером в одной руке и банкнотой в пятьдесят франков – в другой. Я не жалел о деньгах: я ошеломил ее, а это не так-то просто – удивить шлюху. Спускаясь по лестнице, я думал: «Так вот чего я хочу – удивить всех». Я радовался, как ребенок.613,2K
Аноним12 мая 2017 г.На людей надо смотреть с высоты. Жан-Поль Сартр.
Читать далееТак начинается, выстраивается, выдерживается и закольцовывается сюжетная линия экзистенциальной новеллы о Поле Гильбере, который стремится победить свои страхи перед «толпой», повторив подвиг Герострата.
Хотя Герострат, несмотря на величайший запрет на его имя, не забыт, следовательно, ничего необычного нет в этой достаточно дерзкой фразе. На людей надо смотреть с высоты. Хотя, если не следовать контексту повествования, а просто иметь своим жизненным принципом эту многозначительную, короткую, но емкую фразу с глубоким иносказательным смыслом, то основная масса карьеристов, успешных бизнесменов, политиков и даже небольшой «сошки», добившейся чуть большого успеха, чем рядом стоящий, придерживается этой фразы. Удобно себя самого поставить на свой собственный пьедестал и любоваться на себя любимого.Но вернемся все же к Герострату, которого все должны были забыть навеки. Стоит ли напомнить, кто же был Герострат и что такое он совершил? «Подвиг» Герострата - не пример для подражания. Он хотел стать знаменитым. Казалось бы, банальное желание. Но в банальности его не осудить – он решил сжечь храм богини Артемиды в Эфосе, одно из семи чудес света. И сжег. Уже более двух тысяч лет прошли с момента его преступления, но его поступок все еще сверкает черным алмазом.
Наш герой Поль Гильбер имеет не настолько широкомасштабную задумку для своего подвига, из-за которого его имя должно попасть в историю черных дел. И, если попадет, то на века. Так он мечтает, придумывая для себя подвиг. Но, тем не менее, взгляд его устремлен к таким башням собора Нотр-Дам, платформы Эйфелевой башни, Сакр-Кер и седьмой этаж, на котором он живет. А он экстравагантен. Не более - не менее Эйфелева башня.Все дело в то, что он задыхается, находясь рядом с людьми. Он предпочитает замкнутое пространство, но приходится все свое время проводить в «толпе». Полю хочется их всех убить. И в то же время он их боится.
Ему стало легче, когда он купил револьвер. Он поместил его в карман, и стал выходить на прогулку только с ним. Это возбуждало.
Он никогда не жил интимной жизнью с женщиной. Он только смотрел на них в одном из отелей на то, КАК раздевается проститутка, но не прикасался к ней. Иногда ЭТО отделялось прямо в брюки, иногда дома, после возвращения, по памяти. Он менял проституток, однажды он нашел перезрелую женщину; перезрелые женщины вызывали у него большую эрекцию, так как их вид, когда они раздеты, у них более голый, чем у других. Но это дело вкуса. Грузных женщин не очень, но на безрыбье … Но однажды именно такую грузную шлюху он удивил, а удивить шлюху – это не просто. Помог револьвер. И вот тогда он очень сильно пожалел, что отпустил ее - удивленные, испуганные глаза, ее мерзкий жирный живот, он пожалел, что не сделал из этого живота решето. Много мелких маленьких дырочек. Ночью ему приснился ее пупок. С тех пор он выходил на улицу только с револьвером. Он сам стал существом из породы револьверов, гранат и бомб. Он хотел найти жертву и стать бессмертным. Жертва должна была быть эффектной. Он уже перестал думать о башнях, что-то проще. Например, он, царь и его кортеж. Бабах. Имя – на века, как Герострат. Это преступление, которое разделило бы его жизнь на «до» и «после» он вынашивал в своей голове, фантазии рождались разными и быстро умирали. Он решил пустить свою жизнь под откос с роскошью. Он покупал самые лучшие продукты, пил самое лучшее вино. Деньги вскоре кончились, начался голод, видения и страшные сны.И вот, тогда в потоке голодных видений была выбрана жертва. Выбрана уже случайно. Ярость пришла и ушла, и стрелять в кого-либо уже не хотелось. Но как же имя на века. ? Сотни писем, написанных случайным людям о своем готовящемся подвиге? И вдруг какой-то толстяк, его жирный живот. Три пули. Остальные себе. Но… вдруг тот толстяк еще жив? Вдруг. Зачем ему имя, когда он не будет знать… Пистолет не выстрелил.
Великий Сартр не дает оценок и комментариев поступкам своего «героя». Он сам эпатирует читателя, иронизирует и насмехается. Слишком очевидное всегда неуловимо.236,9K
Аноним19 июля 2011 г.Читать далееЭто - конец Рокантена, доведённого самоотстранением до самой отчаяной безнадежности или героя "Записок из подполья", выглядящего оригиналом, с которого списан духовный портрет героя "Герострата".
От влияния Достоевского: узнаваемости в сюжете, настроении, авторском стиле изложения - захватывает дух.
Это - последний прочтённый мной и признанный многими лучшим из сборника новелл "Герострат" (в современном Сартру издании - Стена (Le Mur). ) . Мне же рассказ показался самым весёлым из-за вторичности и никак не превзошедшим "Стену", "Комнату" и "Интим". Но прочесть, однозначно, стоит. Это - интересный, живой, пока ещё не сухо-академичный Ж.П.Сартр.232,3K
Аноним9 февраля 2015 г.Читать далееИ вот снова я вернулась к Жан-Полю. Словно невидимый магнит тянет меня к творениям сего гениального человека. Столько мыслей-мыслей-мыслей, что я просто не могу отказать себе в удовольствии продумать их все, в процессе сделав какие-то свои выводы.
- Вы анархист, - резюмировал Лемерсье.
- Нет, - мягко сказал я, - анархисты по-своему любят людей.
- Тогда это чокнутые.
Но Массе, который занимался письмами, вмешался в этот м- Я знаю ваш тип, - сказал он мне. - Его зовут Герострат. Он пожелал стать знаменитым и не нашел ничего лучшего, как поджечь Эфесский храм, одно из семи чудес света.
– А как звали архитектора этого храма?
– Не помню, – признался он, – впрочем, по-моему, никто не знает его имени.
– Правда? А вот имя Герострата вы помните. Значит, он правильно рассчитал.Итак, новелла "Герострат". Честно говоря, я ожидала эдакий экскурс в историю, своеобразное объяснение поступку данного "разрушителя". Наметила даже начало рецензии, где буду долго-долго рассуждать о том, почему же человек так боится быть забытым, уйти в забвение. Но вместо этого прочитала историю о Рокантене-Раскольникове. Что, в принципе, мне очень даже понравилось.
Преступление рассекает надвое жизнь того, кто на него решился.Эту новеллу, по-моему, можно назвать чем-то вроде mini-hard версии романа Достоевского "Преступление и наказание", если бы Раскольников не встретил Соню или
каждой твари по паре.
Я подумал, спускаясь по лестнице: «Удивить их всех, вот чего бы я хотел».Звучит знакомо, да? Хоть и отдаленно, но весьма знакомо. Адская это смесь, скажу я Вам, - Рокантен и Раскольников. Врагу не пожелаешь ни стать таким (или таким нужно родиться?), ни встретить такого (хотя, признаться, поговорить разок сама бы не отказалась).
Когда находишься на одном уровне с людьми, их гораздо труднее рассматривать - как муравьев: они даже кажутся трогательными.По сути, Сартр попросту взял одного Рокантена, прибавил к нему окончательное разочарование и совершеннейшее отвращение к людям, удвоил дозу экзистенциального одиночества (или утроил, удесятерил и т.д, не высчитала, к сожалению) - и вуаля. Получился неуверенный в себе, ненавидящий всех людей, неспособный справиться самостоятельно со своим одиночеством индивид, возжелавший отомстить всем людям за то, что они могут быть вместе, могут быть счастливы, могут видеть смысл в своем существовании.
Они присвоили себе смысл жизни.Прозвучало это все сейчас так, словно я его виню. Но это не так. Скорее, мне его чуточку жаль, чуточку я могу его понять, а еще на чуточку (бОльшую из всех вышеперечисленных) он мне интересен.
Интересен настолько, что первая реакция после прочтения была: "И ЭТО ВСЕ?!" Текст так быстро закончился, оставив меня одну с мыслями и необходимостью делать какие-то выводы, что я почувствовала себя брошенной посередине свидания с не оплаченным счетом, но уже выпитой бутылкой вина (обидно звучит, не правда ли?). Однако, это только добавило перчинки, заставив пробежать глазами отрывки текста еще раз, борясь с желанием вызубрить иные фразы, а то и абзацы наизусть, так как их меткость и степень "цепляемости" просто зашкаливала (да и продолжает это делать, естественно).
И последнее. Жан-Поль, спасибо, что Вы такой были, есть и будете.
Я повторял про себя: "Зачем стрелять в людей, если они и так уже м е р т в ы", - и мне захотелось смеяться.212,2K
Аноним6 июня 2017 г.Читать далееВ лице главного героя люди мелочны да ничтожны, но Сартр показал, что ничтожны абсолютно все - даже те, кто считает иных ниже себя, то бишь и сам герой.
Показал так, словно это жребий человеческий - быть пылью.
В убийце всё настолько низко и ущербно: жизнь, половые сношения, и даже помыслы, должные казаться величавыми, в сущности, столь несовершенны и мерзки, отчего и не удивляешься, сколь слабо и неумело они воплощаются.
Зато каковы проблемы у психопата. Неудача, это когда хотел всадить шесть пуль в шесть человек, а потом дома застрелиться, а в итоге три пришлось потратить на толстяка, две ещё куда-то, а потом в уборной не смог истратить последнюю, т.е. привести в действие окончательную часть замысла.
Герострат так Герострат.
152,7K
Аноним26 мая 2012 г.Читать далееПо сравнению с остальными новеллами, которые есть мягкая топь неторопливого, тягучего, вязкого времени, эта - вся движение, насыщенность, стрела, выпущенная вперёд из лука. Увы, тетива оказалась недостаточно натянутой - стрела упала, не достигнув цели. Тщательная подготовка преступления, прокручивание сюжета в голове раз за разом, разработка чёткого плана в начале, и... всепоглощающая паника, смятение, бегство (и от себя в том числе) в итоге.
Это - последняя грань, крайняя степень отчаяния и отчуждённости, для описания которой уже бесполезны слова.Внезапно в самой гуще этой толпы я почувствовал себя ужасно одиноким и ничтожным
И более тут ничего не скажешь.141,4K
Аноним27 января 2025 г.Зачем убивать всех этих людей, которые и так уже мертвы?
Читать далееПроизведение напоминает торт Наполеон своей многослойностью. Казалось бы, уместить в несколько страниц такие темы, как: бессмертия и забвение, сущность и существование, выбор и ответственность. Сартр остается верен экзистенциализму, обнажая человеческую душу, будто добавляя очередной слой торта.
История о одиноком парижском клерке, презирающем людей за их мизерное существование. Рефлексия главного героя достигает кульминации, представляя сгущение чувств и физического состояния. Именно страх становится спутником в принятии решений, поскольку человек не может избежать ответственности за свои действия. Не стоит забывать, что человек многогранен; за его ненавистью скрывается зависть, ведь, несмотря на то что они все мертвы, они счастливы.
7291
Аноним26 октября 2023 г.Геростратова слава
Читать далееСартр это уже зависимость , как же больно и как же хочется за него взяться ,и как же типично это обжигающее чувство преследующее после закрытия последней страницы . Сартр окунает нас в реальность, до боли отрезвляет и оставляет одних в шумящей тишине . Недавно моя мазохистская потребность привела меня к сборнику "стена " , и пока я прочитала только "Герострата" .
Начнём с самого названия , кто такой Герострат ?
Герострат прославился тем, что сжег храм Артемиды в Эфесе в 356 году до н.э. и совершил он это деяние с целью стать бессмертным и запомниться потомкам. Его поступок вызвал негодование в обществе, и его имя стало символом желания славы любой ценой (самой быстрой и легкой). Власти приказали казнить Герострата и запретили упоминать его имя, однако его поступок стал известен , и по сей день его имя используется в фразеологизме "Геростратова слава " .
Что ж с этим разобрались, начнём читать..
"На людей надо смотреть с высоты. Я выключаю свет и становлюсь у окна; они даже не подозревают, что их можно разглядывать сверху; они заботятся об анфасе, иногда о спине, но все их уловки рассчитаны на наблюдателя в метр семьдесят ростом. " "На балконе седьмого этажа – вот где я должен прожить всю жизнь. "Первые строчки текста таковы . Приведу свою шальную мысль - главный герой ассоциируется с названием текста у нас, и сам он совершая поступок Герострата как бы вселяется в него метафорически, и как герострат сам разрушает себе жизнь , поджигает здание , а на этом здании наш герой , т.е как бу сам выбивает из под себя опрору .
Что по сюжету ?
А почти что преступление и наказание только страниц на 500 меньше))
Главный герой книги чувствует себя особенным , выше всех, и не любит людей , он так безумно не лббит людей , что покупает пистолет сначала для личного комфорта и для чувства защиты , а потом решает убить семерых, шесть незнакомцев на улице и себя конечно же. А получилось ли у него, вы сможете прочитать в самом рассказе по пути с работы домой )
Вообще я считаю основной мыслью текста то , что мы всегда в ответе за себя сами , не буду толкать мораль что убивать и даже думать об убийстве можно только в понедельник в 5 утра перед работой , думайте как хотите и делайте что хотите потому что мы свободны в своём выборе и мыслях , все же пока что у нас не "1984" . А вообще лучше обращайтесь к психологу если вам плохо3543
Аноним19 февраля 2022 г.На людей надо смотреть с высоты
Довольно интересная книга. Главный герой настолько не любит людей, что решил убить 5, и застрелить себя. А в итоге когда время приходит, он сомневается, боится да и просто не решается убить так много людей и даже застрелиться у него не хватает воли. Он хотел быть «чёрным героем» как Герострат, а в итоге стал обычным убийцей.Содержит спойлеры11,3K