
Ваша оценкаРецензии
Аноним31 января 2025 г.Читать далееПереоценила я свои силы, взявшись за эту книгу.
Эта книга не просто воспоминания одного из участников аварии. Это книга осужденного виновника аварии. Да, суд признал Виктора Брюханова, Николая Фомина, Анатолия Дятлова, Бориса Рогожкина, Александра Коваленко, Юрия Лаушкина -чернобыльская шестерка - виновными. Вот только были ли они виновны? И в чем? И можно ли в ошибках проектирования, в неточности расчетах обвинять операторов? По совести - нельзя, вина на академиках, институтах, контролирующих органах. Но все мы взрослые люди и понимаем, что дешевле обвинить 6 человек, чем признать опасность реактора. Ведь признав реактор РБМК-1000 конструктивно несостоятельным, это выльется не просто в большие цифры, а ударит по престижу, по имени и т.д. Именно поэтому вину повесили на "чернобыльскую шестерку", а уж после аварии на ЧАЭС, когда просто нельзя было закрывать глаза на просчеты, по-тихому модернизировали реакторы, убрали некоторые просчеты.
Дятлов - практик, не теоретик, реактор он смог более-менее понятно описать, но мне, далекой от ядерной физики, все равно было трудно читать и понимать. Некоторые куски по нескольку раз читать приходилось, возвращаться к ранее написанному. В общем, совсем нетолстая книга заняла много времени на чтение. Если коротко, то ЧАЭС просто повезло, что реактор не взорвался раньше.
Этой книгой Дятлов попытался объяснить и причины аварии, и если не обелить себя и товарищей, то хотя бы показать, что не там виновных искали. Ведь им не дали возможности оправдаться, подтвердить свою невиновность.
Созданные комиссии были фикцией. А реальные выводы - были неофициальными, поэтому их и не услышал суд. Но "великий" академик Александров и бюро Доллежаля прекрасно знали все недостатки реактора, поэтому после аварии и были внесены поправки.
В добавок всё было секретно. От всех. Даже спустя года дело не довели до ума, реально виноватых не захотели найти. Да и зачем их искать?
С каждым годом всё больше рассекречивается документов, но неизвестно , сколько десятилетий пройдет, когда будет сказана вся правда о Чернобыле...123547
Аноним11 января 2025 г.Обречённые быть виноватыми и осуждёнными без права голоса
Всё проходило спокойно /…/ Системы централизованного контроля не зарегистрировали до 01 часа 23 минут 40 секунд никаких изменений параметров, которые могли бы послужить причиной приведения в действие АЗ.Читать далееХм, странно, у этой книги гораздо меньше читателей, чем у Ливербарроу с его книгой 01:23:40. Стало быть, людям больше интересно, что напишет «очень заинтересованный в области ядерных технологий человек» (так написано на ЛЛ о нём), чем непосредственно участник, находящийся на блоке управления в момент аварии на ЧАЭС.
Книга понравилась, что греха таить? Понравилась, даже при условии, что я далеко не во всём разбираюсь и, признаться, к версии Дятлова о дефектности реактора как первопричине трагедии, не склоняюсь. Учёные до сих пор спорят о случившемся, что же остаётся нам, читателям? – Только размышлять. Расписано у Дятлова всё доходчиво, с подробностями и очень зря он отрицает свой писательский талант. Пишет он получше многих современных профи.
Итак, в чём же соль? По официальной версии, в Чернобыльской аварии виноват персонал, допустив нарушения инструкции эксплуатации реактора РБМК. Не надо быть Вангой, чтобы предугадать, что Дятлов свою вину не признаёт. Многократно перекрутив в голове все события, он настаивает на своём – трагедия с такой конструкцией реактора была неизбежна. Автора я очень уважаю, судя по рассказам очевидцев и по тому, насколько чётко он описывает свои действия и действия товарищей в первые минуты аварии, можно уверенно сказать – героические люди. Они не запаниковали, они сохранили рассудок и сделали всё возможное, чтобы минимизировать последствия. Нет, это не обезьянки за пультом управления, какими их выставили на «видосиках» с ютуба. Это были профессионалы своего дела и Дятлов отлично знал реактор и чем опасен «зверь».
До сих пор достоверно точно неизвестно, кто именно нажал кнопку АЗ. ЭВМ «Скала» сохранила лишь порядок произошедших событий (на ютюб есть реконструкция, советую посмотреть её, от неё мурашки по коже), но кто именно стоит за этими действиями, мы сказать не можем. Дятлов утверждает, что это сделал Леонид Топтунов по приказу Акимова. Вопреки всем художественным фильмам и нашим представлениям (моим в частности), никакой паники, никаких предчувствий, что что-то идёт не так. Ни у одного. Даже более того, как пишет Дятлов, после взрыва, он и не подумал, что это взорвался реактор.
Самая интересная часть книги – это собственно про модель РБМК, конструкцию и версию событий автора, примерно первая четверть. Дальше, все эти комиссии, суды, перетирание косточек всем её членам (Легасову досталось сполна, Дятлов снова и снова его упоминает) мне были не то чтобы неинтересны, а даже немного неприятны. Наивно Дятлов полагает, что какие-то зарубежные газеты заинтересованы в правде и поэтому берут у него интервью. Всё здесь в перестроечном духе – «там» всё как у людей, а у нас…
Ну и конструкторы у нас.. д*билы. Родили уродливое детище. Сетует Дятлов и на скорость АЗ, и на конструкцию стержней (карбид бора, поглощающий нейтроны + 4,5 м графитовый вытеснитель), и на величину реактора (как он выразился, настолько велик, что работает как несколько более мелких по величине реакторов). Реактор разгоняется сам по себе, даже на малых мощностях. Снижение мощности – это явление не такое редкое и почти каждый оператор сталкивался с таким. То есть, трагедия – это вопрос времени и операторы здесь изначально жертвы, но никак не виноватые. Про быстрое отравление реактора ксеноном Дятлов тоже расскажет.
Ну и ещё по версии Дятлова после аварии поменяли инструкции, согласно которым уже не 15, а 30 стержней должны были находиться минимально в активной зоне. Сам же Дятлов утверждает, что со всеми регламентами и предписаниями был знаком хорошо. Сложно ему не верить.
Ну и повторюсь, страшно, но вместе с тем интересно читать. Что увидел автор сразу после взрыва, что было у него в голове в тот момент.
Я почти начинала склоняться на сторону автора, единственное, что смущает, - самого Дятлова давно нет, а реактор "чернобыльского" типа нигде больше не взорвался и даже работает до сих пор.
Подытожу, книга очень интересная, это маст-рид для всех интересующихся причинами аварии на ЧАЭС. Не стоит бояться технических подробностей, автор вполне доступно объясняет и за изотопы урана, и за стержни, и за выработку тепла. Где-то я, конечно, «плавала», но в целом, думаю, поняла основное, что хотел сказать Анатолий Степанович. Хороший он рассказчик, и дело своё знал. А уж верить ему или нет – личный выбор.
73577
Аноним4 ноября 2008 г.Читать далееДочитал книгу А.С. Дятлова “Чернобыль. Как это было”. Ее автор, заместитель главного инженера чернобыльской станции, был одним из шести человек, которых суд признал виновными в аварии на четвертом энергоблоке 26 апреля 1986 года. По официальной версии вся вина за аварию была возложена на обслуживающий персонал, но цель этой книги в том, чтобы показать, что персонал был обвинен несправедливо, а авария произошла из-за конструкции самой чернобыльской станции.
Как пишет сам автор, он лицо заинтересованное, поэтому в книге он писал только то, что удалось лично проверить и постоянно ссылается на документы. Дятлов очень скрупулезно описывает действия персонала до и после аварии, проанализирует каждое действие, как свое, так и своих коллег.
Затем подробно описывает обвинения, которые были выдвинуты против персонала и, приводя цитаты из нормативных документов, показывает что персонал действовал верно и не нарушил никакие требования к безопасности.
А.С. Дятлов подробно рассказывает об устройстве реакторов типа РБМК-1000 и причинах катасрофы с точки зрения физики, но здесь про его правоту мне судить сложно, я все-таки не физик-ядерщик.
Автор анализирует отчеты различных инстанций, написанные после аварии, в том числе и отчеты, направленные в МАГАТЭ. По этим отчетам он делает вывод, что комиссия по расследованию аварии довольно быстра разобралась в настоящих причинах аварии, нашла 32 несоответствия станции нормативным документам, но в отчете эти несоответствия были названы “особенностями” и “недостатками” станции, а виноватым сделала персонал станции. Однако практически сразу на всех оставшихся станциях большинство недостатков было устранено. Позже против конструкторов тоже было возбуждено уголовное дело, но оно было прекращено “в связи с отсутствием судебной перспективы”, так как, даже если бы и удалось бы доказать виновность научного руководителя А.П. Александрова и главного конструктора Н.А. Доллежаля, то ни бы все-равно попали бы под амнистию “в связи с 70-летием Советской власти”.
Основной причиной аварии Дятлов называет то, что стержни, которые должны глушить реактор, при определенных условиях в начале своего движения в зону реактора несколько секунд не глушили, а разгоняли реактор. Причем персонал об этом не знаел, так как для анализа величины вносимой реактивности, от которой зависит глушится или разгоняется реактор, нужно несколько минут. Небольшая цитата:
По объективному свидетельству системы контроля мы нажали кнопку A3 [АЗ - аварийная защита] в отсутствие каких-либо аварийных сигналов. Вправе ли были мы ожидать нормального заглушения реактора? Безусловно. Защита обязана это исполнять даже и при наличии аварийных сигналов - на то она и A3. Приведение в действие защиты реактора оператором никак не может быть квалифицировано нарушением ядерной безопасности.…
Более уместным и правильным сравнение с машиной будет такое: <Ведете вы машину, жмете на тормоз. Вместо торможения машина разгоняется. Авария! Шофер виноват? А может все-таки конструктор, гражданин академик?
В вину персонала станции по официальной версии ставится эксперимент, который они проводили, однако авария произошла уже после завершения эксперимента, когда с помощью кнопки автоматической защиты собрались глушить реактор, а он вместо этого взорвался. До этого никаких аварийных ситуаций не было, был большой провал мощности, но все оставалось в пределах принятых норм.
Затем автор кратко проанализировал несколько книг и статей, написанных после чернобыльской катастрофы, со ссылками на документы показал где авторы что-то недоговаривают, а где откровенно врут. В статьях, написанных в первые пять лет после аварии, во всем обвиняется персонал, и лишь с начала 90-ых годов стали появляться статьи, где, если и не оправдывают персонал, то по крайней мере не считают их главными виновниками.
После прочтения книги поискал в интернете отрицательные отзывы об этой книге, про ошибки автора, но нигде подобного не нашел, однако в комментариям к статьям, обвиняющих персонал, в качестве опровержения обычно ссылаются на Дятлова. В основном попадаются споры на форумах. Вряд ли автор на сто процентов прав, но доводы, которые он приводит в книге, вполне разумны.
132,3K
Аноним2 июля 2019 г.Читать далееСобственно почти всё, что написал в своей книге Дятлов, подтверждает доклад INSAG-7
https://www-pub.iaea.org/mtcd/publications/pdf/pub913r_web.pdf
Желающие могут ознакомиться, он очень короткий. Ну что можно сказать? Нельзя сказать, что зря уж совсем посадили, потому что как этот же доклад отмечает и на чём не заостряет внимание (хотя говорит об этом, надо отдать должное) автор, начинать испытания в том состоянии реактора, в котором он был, таки не стоило. Другое дело, что посадили не всех, академики Александров и Доллежаль, главные конструкторы РБМК, явно виноваты больше Дятлова и команды.
71,6K
Аноним27 июня 2019 г.Чернобыль. Как это было. А.С. Дятлов
Читать далее#некнижныйблогер
Цитата: «В Советском Союзе, пожалуй, не найти ни одного «преобразования», которое бы не вылезло боком для природы и людей»
«Это крах, предельная катастрофа, которая может быть на энергетическом реакторе. Ее не осмысливали, к ней не готовились, никаких технических мероприятий по локализации на блоке и станции не предусмотрено. Нет организационных мер».
Впечатление: На самом деле книгу взяла читать спонтанно, как только посмотрели сериал «Чернобль», решила более подробно изучить данную катастрофу, так как она сама по себе очень ужасна. Книга помогла мне посмотреть на ситуацию глазами прямого очевидца, но сильно подгрузила терминами физики, которую я не понимаю тот слова вообще. В книге представленного много приложений, в которые входит протоколы с заседаний, судов, письма и статьи в газетах- что оказалась очень полезным в понимании ситуации. Для себя поняла, что да, возможно вина оператор есть, но когда система неисправна изначальна, то как персонал может повлиять на ситуацию? И как сложно при такой системе управления исправлять такие вещи… Конечно вскользь сказано про те испытания, которые проводились тогда на реакторе и «бонусы», которые последовали бы если бы все прошло хорошо…-это тоже вопрос.
Страшно, когда осознаешь, что живешь рядом с такой же АС и что никто тебя спасать ни от чего не будет, случись это повторно. А скрывать все от людей-это позорить свою страну и прикрывать Ж… большим чиновникам-это уже норма.
Вот такие пирожки.
О чем книга: Книгу написал Дятлов-основной виновник аварии на Чернобыльской АС, по мнению большинства людей и с т.з. сериала «Чернобыль» от HBO. Книга представлена от первого лица, в ней много ядерной-физики и конструкций, которые сложно понять обычному обывателю. Страшно, становится, когда читаешь о том, что оскверняют могилы этих людей и стараются найти во всем карйнего нежели устранять последствия.
Читать\не читать: тем, кто интересуется данной темой или готов для себя «порыться» в терминах и работ ядерной физике-читать. Как массовую книгу для понимания катастрофы и причин-скорее нет.71,6K
Аноним9 июня 2015 г.Читать далееОчень познавательная книга по всему, что касается устройству того типа реактора, который использовалься на чернобыльской АЭСи хронологии катастрофы (с некоторыми оговорками). Негативным моментом является то, что автор книги пишет пристрастно, пытается все время себя лично обелить, повторяет одни и те же тезисы и фразы по сто раз. С другой стороны, его тоже можно понять, так как он свою вину искупил здоровьем и свободой, а вот горе-проектировщики этого "чудо-реактора" по итогу остались безнаказанными.
61,9K
Аноним24 декабря 2023 г.Мой отзыв
Читать далееКнига детально исследует причины и последствия этой катастрофы, а также раскрывает масштабы ущерба, нанесенного окружающей среде и здоровью людей. Автор изучает не только технические аспекты аварии, но и рассказывает о героизме и самоотверженности тех, кто был причастен к ликвидации последствий Чернобыльской аварии.
Одна из самых ценных черт этой книги - это ее глубокое исследование контекста времени. Автор восстанавливает политические, социальные и экономические условия, которые привели к аварии, и проиллюстрирована широким спектром источников - интервью с очевидцами и экспертами, а также официальными документами.
Форма изложения книги очень доступна, несмотря на серьезное содержание. Автор впечатляет правдивостью и беспристрастностью в подходе к событиям. Он умело сочетает факты и эмоциональные аспекты, чтобы воздать должное сложности и масштабу того, что произошло.
"Чернобыль. Как это было" - это обязательное чтение для всех, кто интересуется историей и ядерной энергетикой. Книга не только приоткрывает тайны одного из самых значимых событий XX века, но и заставляет задуматься о сложившейся ситуации в мире в настоящее время. Она позволяет осознать важность ответственности и безопасности при работе с ядерной энергией, а также наглядно демонстрирует последствия непредвиденных ситуаций.
5298
Аноним31 августа 2024 г.Читать далееА.ДЯТЛОВ "ЧЕРНОБЫЛЬ. КАК ЭТО БЫЛО"
А.Дятлов был одним из тех, кто был на 4м энергоблоке ЧАЭС в момент аварии. По официальной версии суд признал виновным в случившемся персонал (в том числе и Дятлова), но у Дятлова иная версия.
В книге подробно были описаны принципы работы и устройства реактора, а также указано ЧТО являлось причиной аварии.
По минутам были расписаны действия персонала до момента аварии.
Дан анализ действий и выводов экспертных комиссий. А также имеется критика книг, анализ статей написанных на тему аварии на ЧАЭС с доказательством недостоверности изложенного. Критика автора обоснованна, имеются ссылки на документы и регламенты.
Подробно рассказана жизнь До и После аварии. Мне было интересно прочитать эту книгу, т.к на тему аварии ЧАЭС хотелось прочитать мнение специалиста в этой области, а не рассказы разбавленные слухами и домыслами.
Возможно кому-то эта книга может показаться как оправдание осуждённого за эту аварию, но мне так не кажется, так как в книге доступным языком есть объяснение: почему так случилось? и что было сделано на других АЭС, на которых могло случится то же самое.
Какие книги ещё есть на эту тему?4130
Аноним2 июня 2011 г.Много действительно интересного, описание работы реактора и операторов, описание аварии и всего, что ее сопровождало, реакции общества и анализ событий с точки зрения непосредственного участника (Дятлов - зам. главного инженера ЧАЭС на то время). Но все это - крупинки, густо пересыпанные абсолютно лишними подробностями и бесконечным нытьем про то как советская власть всех обидела и пресса все переврала.
31,3K
Аноним26 июля 2023 г.Читать далееМне было интересно прочесть книгу, поскольку это мнение человека, который был в центре событий, был профессионалом. В том, что он и операторы были хорошо подготовлены к работе, у меня сомнений нет. На эти должности не ставят людей проходящих мимо. Работе предшествует долгий путь обучения, после которого - сложнейшие экзамены. Раз они на своих местах, значит всё они сдали, всё знали и были допущены к работы.
Да, в книге много раз повторяется одно и то же. Автор всегда ходит вокруг главной мысли: авария произошла по причине заложенных в проект несоответствий, о которых операторы не знали. Но эти повторения я списываю на то, что эта мысль занимала ум автора всё время после трагедии и до конца дней.2259