
Ваша оценкаРецензии
Аноним29 ноября 2021 г.«Пей, темнота!»
Читать далееВ определенный момент человек особенно уязвим. Когда накопилась усталость, физическая и психическая, когда сутками приходится бодрствовать и нет никакой возможности отдохнуть, когда идея, Долг с большой буквы, миссия, если угодно, важнее всего прочего, и куда важнее тебя самого. Когда напряжение достигает максимального предела. Когда люди вокруг делятся только на своих и чужих. Вот тогда человек особенно уязвим.
И будет достаточно одного короткого взгляда в зеркало, достаточно случайного слова и осуждающего взгляда незнакомого человека, чтобы все внутри оборвалось, сломалось, перевернулось с ног на голову. И душу поглотила непроглядная тьма.Повесть Леонида Андреева о том, как может сломаться человек. «Точно вдруг взял кто-то его душу мощными руками и переломил ее, как палку о жесткое колено, и далеко разбросил концы»
Главный герой террорист, революционер, идеалист до кончиков ногтей, невинный душой (с девушкой, вот, не доводилось побывать) и преступными планами (осталось продержаться меньше суток и будет совершено нападение, которое он, никто иной, а именно ОН должен совершить, ответственность на нем большая). Его разыскивает вся полиция, все тайные квартиры раскрыты и падая от усталости он решает пойти в бордель. А почему бы и нет? Там его искать не будут, а он хотя бы несколько часов сможет поспать…
Душевный перелом своего героя Леонид Андреев описывает с точностью патологоанатома, скрупулёзно и тщательно. И в этом повесть выходит за рамки описания самого действия. Нет, это уже нечто большее, чем просто нервный срыв, это переоценка всей жизни, своего места в нем и принятия самого себя. Христианское и революционное, человеческое, жалостливое, мужское и женское, невинное и греховное – все смешалось, запуталось, проросло друг в друга за одну ночь.
«Пил он много, но не хмелел, а что-то другое происходило в нем, что производит нередко в людях таинственный и сильный алкоголь. Будто — пока он пил и молчал — внутри его происходила огромная, разрушительная работа, быстрая и глухая. Как будто все, что он узнал в течение жизни, полюбил и передумал, разговоры с товарищами, книги, опасная и завлекательная работа — бесшумно сгорало, уничтожалось бесследно, но сам он от этого не разрушался, а как-то странно креп и твердел».
Леонида Андреева я читала последний раз лет 5 назад или больше… Но стоило начать читать «Тьму», как я тут же вспомнила и слог, и стиль, Андреева ни с кем не спутаешь. «Говорила она спокойно, и только по тому, как ходила под рубашкой грудь, заметно было глубокое волнение, сдушенный тысячеголосый крик»
Я тут же узнала этот внутренний надлом героев. И стала ждать худшего. С моей колокольни, человека с кардинально другим мышлением и другого поколения, аргументы героя о том, что быть хорошим стыдно, когда все вокруг плохие, казались надуманными. Что за мнительность?
«А потом, когда-нибудь, приду к ней, или в кабак, или на каторгу, и скажу: теперь мне не стыдно, теперь я ни в чем не виноват перед вами, теперь я сам такой же, как вы, грязный, падший, несчастный. Или выйду на площадь, падший, и скажу: смотрите, какой я!»
Но все ли так просто? Страх осуждения неизбывная вещь. Он боится быть хорошим, я боюсь быть плохой. Так или иначе, но отражение в зеркале не врет. А эта повесть словно кривое зеркало – показывает сущность человека в декорациях другой эпохи, пьяного угара и тупого оцепенения окружающих. Эта история столь просто и обычно заканчивается, что в финале мне хотелось кричать, орать, вопить, что есть мочи – потому что накал эмоций доведен до предела, не может всё вот так закончиться, невозможно!!!
История одновременно простая и абсурдная. Трагичная и нелепая.
«Пей, темнота!»29950
Аноним22 сентября 2021 г.Читать далееЛеонид Андреев один из моих самых любимых писателей, а также русских классиков. Его способность проникать в самую суть зла и человеческих страданий поражает... В этом он наверное даже превосходит Толстого и Достоевского.
В данном произведении очень жёстко, без прикрас ... Но при этом мастерски описаны три правды жизни... Всё очень откровенно, так как оно есть. Ты как будто даже не хочешь дальше читать,но автор говорит тебе сквозь строки: Вот она правда жизни, смотри же, смотри!!!
Очень люблю этого писателя. Всем советую ознакомиться с его творчеством.20722
Аноним22 октября 2019 г.Потушить фонарики и окунуться во тьму?
Читать далееПосле выхода этого рассказа на Андреева ополчились критики. В первую очередь реалисты, социалисты, революционеры и тому подобные. Но вся штука в том, что это символическое произведение. Сергеев-Ценский рассказывал, что впервые в присутствии писательской аудитории, его по просьбе автора, читал Блок. И вот как раз Александру Александровичу, рассказ очень понравился. И не мудрено! Вся эта мистика заблудших душ, перевоплощение хорошего в плохого, низведение чистого в грязь, прекрасной дамы в проститутку - все это блоковщина. Да и надо сказать, мастерская.
Не знаю, стоит ли, действительно, потушить фонарики и погрузиться во тьму, раз большинство и так во тьме, но мысль довольно острая.81K
Аноним1 октября 2025 г.Все пройдет — а я буду
Читать далееЧтение Леонида Андреева — опыт совершенно особенный.
Со школьных лет он был сопряжен для меня с упоением «чернухой», как любят клеймить творчество писателя. Однако же тогда я чуяла особую тонкость того, как он пишет, особую чувствительность, обреченность. Сейчас, когда вернулась к Андрееву, словно бы наконец разложило уши, или воздух принялся вновь свободно пролетать сквозь легкие. Ощущается эта литература так чисто, потому что автор умеет и понимает, профессионально и самоотверженно. Андреев глубоко восприимчив, и со словом умеет свободно, бережно управляться, вылепливая сюжеты о страшных экзистенциалах, которые так приятно переживать не в одиночку.
Пожалуй, рейтинг рассказов этого сборника я бы распределила следующим образом (от самого до наименее восхитившего):
«Иуда Искариот»;
«Елеазар»;
«Из рассказа, который никогда не будет окончен»;
«Тьма».Ну а теперь кратко и по порядку.
«Иуда Искариот» — одно из самых живописных произведений на моей памяти. Не помню, чтобы во время чтения в голове происходили настолько явственные сцены. Нет, вероятно, настолько же известного сюжета, описанного в таком количестве книг и изображенного на несметном числе полотен, но вот у Андреева он тонкий, описательно свежий, невообразимо живой. Чувственно очень коррелирует с полотном «Иуда» Коржева. В лунном узоре, ужасной тишине, призрачной легкости и мысленной тяжеловесности. Киногеничный рассказ, от которого не хочется и не получается отвлекаться.
«Елеазар» это очень жуткая вещь. И крайне неожиданно обыгранный сюжет «чудесного» воскрешения из мертвых — какой бы радостью не воссияло восстание к миру живых, человек, познакомившийся с абсолютной тьмой, с ничто, с отсутствием бытия не может не нести в себе смрад того, что таится Там, не сумеет он жить, побывав по обратную сторону. Не человек он после такого, и нет место ему среди живых. Как бы не грезили люди о возвращении ближнего, от личной тоски и скорби, мертвые не должны возвращаться.
«Из рассказа, который никогда не будет окончен». Более всего испугало и отдало теплом узнавания чувство, редко описываемое, но экзистенциально поражающее, стоит хотя бы раз с ним столкнуться — когда грядет что-то значительное, сознание словно бы ломается или меняет свою направленность; время, как понятие, ускользает. Все утрачивает свой прежний смысл и значение, становится далеким и непонятным на фоне сдавливающего грудь трепета и предвкушения, ночного абсурда новой жизни. Это очень сложное чувство, и прекрасно описал его Андреев на примере пары, для которых даже значимость их собственных детей ставится под сомнение из-за стука молотка революции.
«Тьма» — рассказ тактильный и ощущенческий. Запомнилось немногое, мысль не досформулировалась в моей голове, однако, опять же, легко давалась визуализация текста фантазией, будто очень просто было бы переложить написанное на фильм.
578
Аноним8 мая 2025 г.«Стыдно быть хорошим»
Читать далееПродолжаю знакомство с произведениями Л. Андреева на очереди рассказ «Тьма»
Революционер-террорист Алексей скрывается от полиции он не спал несколько суток подряд.
Через 1 день он должен участвовать в новом теракте. Который может стать для него смертельным. Но у Алексея есть один незакрытый гештальт.
У него до сих пор не было интимной связи с женщиной.
Уставший, он решает спрятаться от полиции и отдохнуть в публичном доме. За одно закрыть свой гештальт.
Среди всех девушек он выбирает Любку , котораяя сознательно и специально ведёт себя скромно и одета в простое, черное платье.
А наш Алексей считает себя честным и целомудренным, поэтому его взгляд превлекает Люба. Но как точно подмечает Автор . Эти самые "скромницы " оставаясь один на один с клиентом в спальне оказываются самыми развязными, развратными А вся это "скромность " - это лишь приманка. Алексей начинает диалог с Любой , но чем дольше он находится в этой комнате , в компании проститутки которой нечего терять Вся его невинность, попытки пожалеть Любку разрушаются
«Женшины не знал подлец, да? И это мне смеешь говорить, мне, которую , все мужчины.... все ... Где же у тебя совесть, что же ты со мной делаешь! Живой не дамся, да! А я вот мертвая- понимаешь, подлец, мертвая я!»
Час за часом идёт время и наш революционер все больше и больше увязает во тьме. В пошлости , разврате и алкогольной пьянке.
Тем самым он отказывается от принципов честного революционера. Как же так зависал всю ночь с проститутками как же ты теперь можешь быть честным и гордым.
Но у Любы все равно появились к нему хоть и небольшие, но чувства.
Для неё возможно это был первый раз когда она отдалась мужчине , без насилия, без боли. Да и как человек Алексей не совсем плохой. Дурак, идеалист , но его идеалы рухнули.
На утро его задерживает полиция.
Пристав тот ещё урод, но и Алексей уже не проявляет желание борьбы . Его поглотила та самая тьма разврата и внутреннего разложения.
Кратко и точно описана ужасная , тяжелая атмосфера публичных домов тех лет.
Далее это ещё более подробно опишет А. Куприн в повести "Яма"
Это рассказ вызвал очень большую полемику среди литераторов. М. Горький резко раскритиковал это рассказ и хотел прервать все личные , дружеские отношения с Андреевым.
Рассказ весьма любопытный. Остросоциальный и с хорошей драматургией. Моя оценка 8/10
На данный момент из прочитанных произведений Леонида Андреева самыми сильными являются " Рассказ о семи повышенных", "Жизнь Василия Фивейского", "Иго войны", "Мысль"Содержит спойлеры3172
Аноним30 апреля 2023 г."Я не хочу быть хорошим"
Как-будто про меня написано. Ощущение дежавю.
Я никогда не читал по второму разу, не перечитывал, но этот рассказ я, пожалуй, перечитаю ещё раз, чтобы вникнуть во все детали.
Особенно поразил момент с так называемой вымышленной вазой, которую Алексей разбивает... Сильный момент!
Возможно так понравилось потому, что мне нечто похожее пришлось пережить в свое время...
Однозначно рекомендую к прочтению.1421

