
Ваша оценкаРецензии
Аноним1 октября 2017 г.Читать далееЧитаю в рамках моральной подготовки к спектаклю "Сны господина де Мольера" в Ленкоме. Так вот, недавно смотрела интервью исполнителя главной роли Игоря Миркурбанова, его спросили "Вы рано начали читать. А помните ли вы, когда впервые прочли "Кабалу святош"?" - "Не помню, - ответил он, - видимо, особого следа не оставила тогда". А вот я помню такой момент, мне было четырнадцать, и меня тоже не очень впечатлила эта пьеса, я тогда в ней мало что поняла, кроме коллизии с отцовством.
Но и сейчас мне кажется, что в ней очень быстро развиваются события. Может, это и плюс, что не разжевывают все по сто раз. Конфликт завязывается - сразу развивается, и вот уже и конец. Но там очень много мест, где все зависит от игры актеров, потому что в виде текста кажется суховато. А то, что тема актуальна вечно - это понятно, она и будет актуальна, я уверена, всегда, потому что власть никогда не отстанет от художников и всегда найдет, по какой причине что запретить.16854
Аноним11 февраля 2013 г.Читать далееОсновная тема этого произведения – писатель и власть – является автобиографичной для Булгакова. Несмотря на разницу в три столетия, проблемы не изменились. Конечно, в СССР влияние церкви не имело никакого значения и потому запретные темы были иные, но отношения талантливого, свободолюбивого и оттого измученного и затравленного автора в борьбе с реакционным и деспотичным режимом повторяются как под копирку. Он вынужден вести войну всеми способами, дозволенными и нет. Но так как дозволенных при тоталитарной власти практически не было, приходилось изворачиваться, льстить.
И изображенный Булгаковым Мольер выглядит как его близнец.
Эта сторона произведения убедительна, и чувствуешь, сколько вложено в этот замысел автором.Не понравилось то, на чем был построен, по сути, сам сюжет или основная интрига. История, в основу которой положен миф (?) о тайной подоплеке брака Мольера, отдает какой-то фальшью, выглядит излишне театрализовано, если такое выражение применимо по отношению к пьесе. Впрочем, допускаю, что взгляд на это непосредственно в зрительном зале может быть иной, хорошая актерская игра усиливает восприятие. Тем более что мольеровский образ Булгакову, несомненно, удался. Все прочие показались значительно слабее - нежизненные они. Такие персонажи еще уместны в комедии, но не в трагедии. Иначе это начинает напоминать фарс.
16270
Аноним21 марта 2024 г.Кабала — тяжёлая форма личной зависимости
Читать далееИсторически точное изображение Мольера, а также скандалов и разоблачений вокруг сатирической пьесы Тартюф, высмеивающей служителей культа.. Но эта пьеса также и метафора собственной борьбы самого Булгакова.
Об истории этой пьесы, скандалах и запретах я читал в книге Владимира Рецептера "Булгаковиада".
— Я нашел обсуждение «Мольера» на художественно-политическом совете в 31 году, — сказал Р. — Это нельзя спокойно читать. Это — продолжение пьесы, это Брат Сила и Брат Верность, это — Кабала святош…Слово Кабала используется у Булгакова не только в русском значении, но и во французском. Заговор. Успешный Мольер ставит пьесы и сам играет в своем театре - третьем королевском театре.. Король ему благоволит, да и пьеса начинается с интермедии (короткое представление между действиями спектакля), во славу короля, присутствующего на спектакле:
Ах, легко ли, легко ль в интермедии
Солнце Франции мне смешить?.Но архиепископ вместе с членами некоего священного ордена (Брат Сила, Брат Верность) ненавидит Мольера за сатирическую пьесу "Тартюф", высмеивающую служителей культа, и пытается уговорить Короля запретить и пьесу, и вообще Мольера, и находит способ. Мольер убит немилостью короля и запретом:
Мольер. Всю жизнь я ему лизал шпоры и думал только одно: не раздави. И вот всё-таки — раздавил. Тиран!Пьеса - об отношении власти и художника, кое отношение было сильно выражено в России издавна, и существует по сей день.. О подавлении этой властью художника. О травле Булгакова в сталинское время, о Булгакове и Сталине..
Но с пьесой началась история - прямое продолжение Мольера.. Сначала за пьесу взялась цензура, и требовала бесконечных поправок.. Затем за дело взялся другой король - Станиславский, который решил переделывать ее так, чтобы камня на камне не осталось от современности, а только исторический контекст..
Но все равно пьесу ставить во МХАТе отказались.. Такая же история с БДТ, см. книгу Рецептера..
Пьеса отличная и читается легко.14397
Аноним20 февраля 2023 г.Читать далееУ меня есть подозрение, что вот этот факт биографии Мольера - смерть на сцене, произвела неизгладимое впечатление не только на меня, а на очень многих ещё. И Булгакова в том числе. Потому что он пытается воссоздать события, которые к этому привели. Я то только прочитала когда-то краткую биографию Catherine Grabowski - Rendez-vous rue Molière , в которой вскользь была упомянута смерть во время спектакля, подумала - ничего себе, и забыла.
Еще мне понравился Людовик -Солнце. Понравился именно здесь - в пьесе, то, что я слышала и читала о нём раньше, скорее отталкивало. А тут - просто полубог. Он действительно Солнце, сам ли он так себя поставил или это особенность абсолютной монархии в тот момент. Или и то, и другое. В его свете, при его покровительстве, Мольер и его театр процветают. Но когда он лишает его своего покровительства, Мольера ждет смерть в буквальном смысле.
ЛЮДОВИК. ...И с этого дня бойтесь напомнить мне о себе! Лишаю вас покровительства короля.
МОЛЬЕР. Ваше величество ведь это же бедствие... хуже плахи...Вот кусочек спектакля театра Современник (Мольер - Игорь Кваша) с этим моментом Спектакль
И вот это давление власти на максималках, оно, мне кажется во времена Булгакова было всё ещё таким. А сейчас уже не может быть. Спасибо всемогущему интернету, что теперь один человек своей неограниченной властью не может сгноить великого художника. Теперь всё решают миллионы просмотров, лайков или купленных билетов. Во всяком случае, мне хочется в это верить)
5429
Аноним11 сентября 2019 г.Читать далееПьеса сия приятно меня удивила. В ней присутствуют невероятно подробные, для пьес, описания декораций в которых происходит действие. Возможно поэтому читать это произведение оказалось неимоверно легко. Однако лёгкость чтения не означает лёгкость поднимаемых тем. Если бы меня спросили о чём эта пьеса, я бы ответила, что она о людях искусства, коим свойственно мыслить, и о сильных мира сего, коим зачастую не нравится куда заходят мысли думующих, и от того они их давят, давят, пока от их светлых умов ничего не останется.
1846