
Школьная программа по литературе с 1 по 11 классы + внеклассное (чтение на лето)
AleksSar
- 847 книг

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Когда читаешь об истории написания повести, то складывается такое впечатление, что в начале прошлого века ученых и фантастов охватила эпидемия Атлантидомании. На поиски затонувших земель оснастил экспедицию и Александр Беляев в своей небольшой повести.
Повесть состоит из двух частей. Первая часть рассказывает об отошедшем от дел богатом фабриканте, заинтересовавшемся открытием Атлантиды, готовом вложить свои финансы в подводные исследования для поисков загадочного материка. Такой скучающий миллионер нашелся в США. Случившийся мозговой удар и последовавший за ним частичный паралич, несовместимый с продолжением коммерческой деятельности (именно так, врачи запретили заниматься любым видом коммерции, видимо решив, что умственное и эмоциональное перенапряжение может привести к новому удару) заставили фабриканта мистера Солли искать достойное его капиталов развлечение. Благотворительность была слишком скучна для него, а охота на львов слишком эмоциональна. Меня бы очень удивило, если бы врачи, запретившие бизнес, разрешили бы охоту на львов для поддержания здоровья. Но раз такой вариант рассматривался нашим героем, то очевидно он имел место в своё время. Остаётся только развести руками.
Сигары врачи, очевидно, не запретили и мистер Солли видел себя, водружающим полосато-звёздный американский флаг на древних развалинах.
Картеру, личному секретарю мистера Солли, было далеко до Дживса. Вечером он подбрасывает книгу «Роже Девинь. Исчезнувший материк. Атлантида, шестая часть света» своему работодателю, а утром удивляется, что они собираются в экспедицию.
Проблема с помолвкой легко разрешилась. Белокурая невеста Мэри проявила живейший интерес к исследованию Атлантиды, согласилась на скорую свадьбу и поездку с мужем. Чем не Агата Кристи, сопровождавшая своего мужа археолога во многих экспедициях на раскопки?
Нашёлся и еще один фанатичный сторонник экспедиции - профессор Ларисон.
Но успех оказался далёким. Прошли три года, иссякли деньги мистера Солли, но воля и энтузиазм Ларисона были несгибаемыми. Он недоумевал, как могли иссякнуть капиталы, если они уже дошли до мягкого туфа. (Всё-таки у Беляева есть чувство юмора.)
Экспедиция не остановила свою работу. Ларисон нашёл выход. Он бросил клич в газете: "Культурное человечество всех стран, объединяйтесь!" и на клич во имя науки отозвались со всех сторон света. И работа закипела с новой силой. Наконец, был найден храм Посейдона и древняя библиотека, найдены и расшифрованы рукописи. Атлантида раскрыла свои тайны: храмы, пирамиды, статуи, дома, бронзовое оружие, утварь и бесчисленное количество бронзовых книг атлантов.
Как мне кажется, Беляеву больше удаются подводные исследования, чем работы на суше и в воздухе. По этой причине первая часть мне понравилась больше второй. А может быть я к истории стала равнодушна, особенно, когда история представляется непрерывным столкновением рабов и рабовладельцев.
Возможно, я несправедлива к Беляеву. После чудесного описания подводной экспедиции он переносит нас в древнюю Атлантиду. Подробно и изящно описывает красоту природы и поселения жителей Атлантиды, особенности архитектуры и произведения искусства. Возникает полное ощущение присутствия.
Сложность у меня возникла во второй части из-за имен новых персонажей, так как они выдуманы и не относятся ни к одному из языков, они очень неудобно воспринимаются, как зрительно, так и на слух.
История Атлантиды трагична. Атлантида погибает от извержения вулкана и землетрясения. В деталях рассказано, как люди спасались от гибели. И неважно в такой ситуации становится кто ты, правящий жрец или раб подневольный. Перед гибелью, как и перед любовью, все оказываются равны. Получается, что не нужны восстания, а нужна любовь.. и чувство опасности, ощущение, что мы смертны. Мир хрупок и его нужно сберечь таким же красивым и безценным, каким мы его получили.

«Последний человек из Атлантиды» Александра Беляева – произведение, окутанное дымкой романтики погибшей цивилизации и пронизанное тревогой за судьбу человечества. Беляев, мастер научной фантастики, создает яркий образ атлантов, наделяя их передовыми технологиями и глубокими знаниями, что контрастирует с их уязвимостью перед природной стихией. Разрушение цивилизации произошло в следствие стихии или несправедливого государственного строя, где царь-упрямый строптивец, жрецы-фокусники, обманывающие всех а народ темный и суеверный.
Главный герой, последний выживший атлант, становится символом утраченного величия и носителем бесценных знаний, которые он попытается передать человечеству. Встреча с современным миром для него – шок, а для читателя – повод задуматься о прогрессе и его цене.
Повесть затрагивает вечные вопросы о месте человека во Вселенной, о ценности знаний и о хрупкости цивилизации. Беляев не просто развлекает, он предупреждает, призывая к ответственности за будущее и бережному отношению к наследию прошлого. Язык повести живописен, а сюжет динамичен, что делает чтение увлекательным и заставляет задуматься о глубинных смыслах, заложенных автором.
Читайте больше друзья!!!

Как по мне, так это не самое лучшее произведение Беляева.
Начинается все с того, что неприлично богатому и одинокому американцу Солли, случайно попадается на глаза книга про Атлантиду, и он, становится одержим идеей отыскать исчезнувший материк. Он вкладывает много денег и сил, и в конце концов, будучи почти что на грани разорения, находит затонувший город.
Дальше повествование переключается на рукопись, который написал учёный, участвовавший в поисках Атлантиды. Под впечатлением от открытия он написал историю об Атлантиде, которая была найдена после его смерти. Вот эта часть истории, а она основная, мне не зашла. Тут понамешано много всего из истории античности, тут и Греция, и Рим, и Помпеи проскальзывали. Ничего оригинального не придумано, просто взято и переработано то, что есть в истории человечества - жажда людей божественной власти, месть богов, падение великой цивилизации.
Написано, конечно замечательно, в произведении есть своя атмосфера. Но мне не понравилось само содержание, что ли.

— Посмотри на этот сад! — с воодушевлением начал художник. — Ты видишь в нем роскошные плоды, но не можешь насладиться их вкусом. Ты видишь диковинные цветы, но не можешь сорвать их. А если захочешь сделать это, они только больно уколют руки. Здесь все чарует глаза, и ничто не доступно для обладания… Жизнь — это тот же Золотой Сад…

— Мы люди маленькие, кому интересно наше родство. А только нельзя не похвалиться. Ведь этакие способности дали ему боги!.. Не всякому и жрецу впору сделать такое… А так рабом и умрет… Что делать!.. Одному на роду написано царствовать, а другому быть рабом… Каждому свое…
— Я и не знала, — сказала еще раз в задумчивости Сель. — Да… Одному царствовать, а другому быть рабом. Но боги или люди создали это разделение?..

Он говорил о тяжких страданиях рабов, об их жизни, похожей на вечную
каторгу, и призывал их восстать, сбросить цепи, убить царя, захватить
власть в свои руки и стать свободными, какими они и были когда-то.


















Другие издания


