Дет. лит. Читать нельзя откладывать
Znatok
- 2 747 книг

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Короткая повесть Пантелеева (1928), мало чем по духу отличающаяся от «Республики ШКИД» (1927). Не могу вспомнить точно когда, но вполне очевидно, что я ее читал, все эти обстоятельства смутно знакомы – и сами часы, и Кудеяр, и дрова.
Привлекает сейчас не дидактичность исправления, встраивания в новый мир беспризорника (хотя в книге все корректно, без шаблонности и одномерности), а мир НЭПа. Заведения под вывеской (какой-то «Милан» с сельтерской и квасом), барахолки, беспризорники, пикеты, дровяное отопление, медные пробки в ваннах, полусапожки и галифе. Тут еще и уличная культура, песенки и жаргон, который частично дожил до наших дней (ну, хотя бы «шкет»).
Не знаю, как мои дети будут (если вообще будут) воспринимать этот мир. Я читал «Республику ШКИД» и произведения Макаренко в середине 90-х, когда мир упадка был прямо за окном, со всеми этими базарами, челноками и прочими приметами времени, увы, совпадавшими с тем периодом разрухи. Собственно, многие реалии мне не надо было узнавать или выяснять у взрослых. Надеюсь, что для нынешнего поколения детей все это все же останется далекой диковинкой.

"Часы" произвели аналогичное впечатление, что и "Лёнька Пантелеев" - хорошо, но не достаточно. Не люблю я правильно завернутые сюжеты для того времени - беспризорник ворует, но, попадая в приют, исправляется. Почему "Часы"? Потому что все беды и все счастье подростка именно в них - украв золотые часики у алкоголика, Петька (этот беспризорник) не знает покоя и умиротворения.
История не цепляет и не рвет душу, как мне хотелось бы. А хотелось бы повторения "Педагогической поэмы" Макаренко в уменьшенном масштабе или "Республики Шкид" того же Пантелеева. Не получилось.

Эта книга о честности, о гражданском облике маленького вступающего в жизнь человека. Каждый ребенок тянется к правде и как правило он честен по натуре. К обману его чаще всего толкает семейное окружение или ошибки воспитания.
И мало сказать нынешним детям о том, что бесчестный человек не может быть счастлив, что обманом не проживешь, необходимо привести ребенку пример, подобрать правильную литературную линию, которая сможет подкрепить ваши слова. Вот именно для этого было создано произведение "Часы", с целью внушить подростку мысль, о том, что только честный труд и честное отношение к своим обязанностям, к людям, к коллективу дают право на уважение и признание окружающих. Это произведение раскрывает для маленького гражданина общественное значение честности, а это в наше время немаловажно! (с) И.А. Дружинин
Я посоветую прочитать это произведение мотивированным и интересующимся детям.
В произведении много устаревших слов, конкретно в этом издании есть сноски, которые раскрывают значение этих слов (маклак, галифе, френч, штиблеты, лапта и т. д.), эти сведения пригодятся детям на уроках русского языка.
Начало произведения довольно монотонное, поэтому мы прочитали его вместе с детьми, ровно до того момента, как Петька попал в приют Клары Цеткин, далее начинается более захватывающее повествование, поэтому дети с удовольствием читали сами. Мы обсудили заслуги Клары Цеткин, поговорили о празднике 8 марта, внесли ее в список тех, кто подарил этому миру свое сердце. К концу произведения мы очень сблизились с Петькой, действительно искренне радовались, что он встал на путь исправления, и даже немного расстроились, когда произведение так резко оборвалось. Мы попрощались с его героями, пожелали счастья маленькой Наташе, "Чернявенькому", который всегда приходил на помощь в трудную минуту, а порой заменял Петьке голос совести. Обсудили к чему ведет пьянство, ведь по истории Кудеяра видно, что раньше он был человеком состоятельным, уважаемым, любимым.

— Прости, — говорит Петька. — Я виноватый во всем.
И стал Пятакову рассказывать насчет дров. А Пятаков хохотать начал. И так хохотал, что повязка его на нос сползла.
— Дурак! — говорит. — Да разве ты виноват?.. Ведь сам я… Ведь я в тую ночь шестнадцать поленьев торговкам на кордон перетаскал.
— Врешь! — изумился Петька. — Врешь!.. Неужели верно?..
— Верно. Шестнадцать поленьев. А ты думал что, я за милую душу в реформу пошел? Нет, брат, нас на испуг не возьмешь.

А Петька с тех пор загрустил. О часиках стал думать. Так и забыл уж о них с ученьем-то, а тут снова…
Часто во двор стал выходить, дрова оглядывал. Много еще дров, далеко еще до места, где часики спрятаны.
Грустил Петька. Вздыхал. Однако утешал себя.
Бывало, подумает:
“Это еще ничего, что дрова. Дрова — пустяки. Могли на этом месте дом четырехэтажный построить…”

— Ну, — говорит, — это как хочешь. Тем для тебя лучше. Но сознаться ты все-таки должен.
— Спасибочки! — говорит Петька. — Что я — дурак сознаваться?.. Не дурак я…
Говорит чернявенький:
— Это, — говорит, — совершенно верно. Просто так — глупо сознаваться. Но если из-за тебя товарищ гибнет… Неужели ты можешь товарища предать?


















Другие издания
