Рецензия на книгу
Западня
Эмиль Золя
Аноним10 июля 2018 г.Пьющий муж - горе в семье
Очень сильный роман.
Сильный, прежде всего, глубочайшей социальной проблематикой, обнажающей, кажется, все пороки, процветающие в рабочих кварталах Парижа. Пьянство, лень, зависть, злословие, двуличие, жадность, хитрость – вот очень неполный перечень того, с чем пришлось столкнуться героине этого романа.
Сильный богатой, емкой стилистикой текста, где каждая фраза тщательно выверена и пронизана смыслом.
Сильный традиционной для Золя богатой описательной частью, сложной, многогранной и очень зрелищной.
Но больше всего роман силен тем, что у читателя нет ни малейшего шанса остаться равнодушным, буря эмоций обеспечена. Это может быть что угодно: жалость, злость, разочарование, грусть, боль, сочувствие, но точно не равнодушие. Картины повседневности, нарисованные автором в этом произведении, буквально потрясают своей откровенностью и обреченностью. Иногда происходящее настолько пронзительно, чудовищно, настолько «за гранью», что читать про это становится физически невыносимо.
Конечно, сюжет с центральной темой «пьянству – бой!» вряд ли можно назвать особо оригинальным, эта проблема, кажется, вечна и неистребима. Но в исполнении Золя она звучит по-настоящему мощно и ярко.
Правда, главная героиня здесь получилась не слишком однозначной. Я никак не могу определиться, каких эмоций она вызывает больше: жалости и раздражения.
С одной стороны, находясь в окружении среды, в которой она живет, Жервеза практически обречена на бесславный финал. И в общем-то это довольно закономерно: когда живешь среди чванства и злословия соседей, радующихся каждому ее промаху, с никчемным мужем, все глубже погружающимся в пучину пьянства, то постепенное падение становится всего лишь вопросом времени. И нам остается в очередной раз ужаснуться, пожалеть несчастную и осудить общество за еще одну загубленную жизнь.
И все же, мне показалось, что роль этого самого общества в судьбе героини хоть и велика, но не совсем критична. С самого начала у Жервезы Маккар было все, чтобы совсем неплохо устроить свою жизнь. И «наследство», доставшееся ей от порочного семейства Ругон-Маккаров, которое так любит подчеркивать автор в этом цикле, в виде хромоты и ограниченности, не несет в себе такой уж роковой составляющей.
Славная женщина, может быть, не слишком умная, но зато добрая, терпеливая, трудолюбивая и веселая, уже в силу этих своих личных качеств вполне могла жить счастливо. Ведь никакое злопыхательство общества не мешало ей быть хозяйкой вполне процветающего дела. И стоило всего лишь проявить немного твердости в отношениях с мужем и бывшим любовником, и финал мог бы быть совсем иным. Но Жервеза получилась у автора настолько бесхарактерной и недалекой, что местами просто не верится, что человек может действительно вести себя подобным образом, ни разу не возразив и терпя все большие и большие унижения. Как бы она ни была умственно ограничена, но не слабоумная же, чтобы не видеть очевидных вещей.
Да и по поводу остальных персонажей, как мне кажется, автор немного пережимает, слишком уж однозначные и неискоренимые мерзавцы у него получились, и слишком терпеливые жертвы. Конечно, это еще больше подчеркивает пронзительную глубину многочисленных человеческих пороков, и все же местами поведение героев просто выходит за грань реальности.
Но все равно роман мощнейший, пожалуй, один из лучших в цикле.652,8K