Рецензия на книгу
Западня
Эмиль Золя
Аноним2 февраля 2025 г.Отчаянная необратимость реализации замысла писателем
Бывают книги, как лучи весеннего солнца, как нечаянная радость, открывшаяся тебе и наполнившая светом обычный будничный день. Да, что я здесь пишу?.. Большинство участников livelib.ru прекрасно знают об этом на собственном опыте. Как, уверен, знают и о том, что есть книги совсем другие, противоположные по воздействию на читателя.
Давным-давно, когда ещё Советская власть была достаточно сильна, а качественное импортное кино в нужном количестве можно было увидеть только в рамках ММКФ (Московского международного кинофестиваля), автор этого текста всеми силами пытался попасть на как можно большее количество киносеансов, сделать это было очень тяжело. Но не об этом разговор. Речь идёт об одной примете, которой поделился опытный кино-фестивальный зритель. А объяснил он следующее: «Если в названии фильма есть какая-нибудь подстава, следует избегать подобного кино». Например, идёшь на сеанс под названием «Клетка», тебе гарантировано чувство попадания в каталажку, из которой придётся выбираться. Это по ощущениям от просмотра. Не стоит ждать от фильма с названием «Неизбежность» светлых и добрых эмоций. Ну, в общем, понятно. Особенно следует избегать кино с названиями типа – «засада», «пытка», «мука», «истязание»… Это всё ведёт к издевательствам над самими зрителями от попадания в плен подобных кинозрелищ.
Так и с книгой «Западня» Золя. Вот, уж, попал так попал!..«Жить в грязи было как-то уютнее. Бросить все на произвол судьбы, видеть, как все разваливается, как пыль постепенно забивает все щели и покрывает все своим бархатным ковром, чувствовать, как все постепенно замирает вокруг нее, и пребывать в ленивом оцепенении — стало для Жервезы истинным наслаждением».
История простой французской «бабы» Жервезы, рассказанная автором с удивительными подробностями в стиле соцреализма. В 14 лет она стала любовницей мужчины Лантье, который значительно старше её. Через 7 лет он бросает её с двумя сыновьями, уйдя «по-английски», просто однажды уехав на извозчике со всем своим добром, упакованным в большой сундук. Тем не менее, Жервеза вскоре выходит замуж за молодого кровельщика Купо. Поначалу, кажется, жизнь налаживается. Она работает прачкой, он покрывает крыши кровельным железом. У них рождается дочь Нана. У Жервезы появляются реальные планы открыть собственную прачечную… Пока вдруг не происходит падение кровельщика с крыши. Ох уж, это «вдруг»!.. В жизни и в сюжетах всегда происходят непредвиденные обстоятельства, в корне изменяющие дальнейший ход событий.Впрочем, как мне кажется, Золя в своём произведении задаётся целью показать на примере конкретной женской судьбы обречённость любых усилий вырваться из плена бедности и безнадёжности. Если полностью привести здесь все обстоятельства, о которых подробно рассказывает автор, подавляющая масса этих условий жизни Жервезы будет не просто против неё и её усилий для создания успешного бизнеса, а бессмысленно было даже начинать этот проект.
Главное в данной ситуации – непонимание Жервезы существование самого плана любого бизнес-проекта. Незнание экономических основ для ведения собственного дела. Кто-то скажет – «Что ты хочешь от полуграмотной женщины?!» Это проблема большинства неудачных начинаний самоуверенных людей, которые хватают кредит и начинают бешеную деятельность, ведущую к разорению.
Но главное – это характер Жервезы, не подходящий для развития и становления мелкого предпринимателя. Казалось бы, положительные черты натуры этой женщины – трудолюбивость, доброжелательность, честность, порядочность, энергичность… перечислять можно долго, должны позволить ей быстро завоевать доверие клиентов, набрать побольше заказов, заработать кучу денег… Только в жизни это не работает. Бизнес не терпит ошибок, а Жервеза совершает их грубо и бесповоротно.
Особенно поразило меня её бесхребетное отношение к пьянице мужу, который безудержно спускает деньги столь необходимые для развития прачечной. А наиболее страшное и необратимое происходит, когда ещё один нахлебник взбирается на её шею, чтобы окончательно раздавить её и материально, и морально. Поверить в это невозможно, но «из песни слов не выкинешь». К ним с мужем поселяется бросивший её с двумя детьми, тот самый Лантье. Фантасмагория какая-то!.. Золя как-то неуклюже, но довольно аргументировано и психологически продуманно объясняет читателям данный фантастический поворот сюжета. Только… адекватному человеку никогда не влезть в шкуру французской женщины позапрошлого века, а тем более понять психику Жервезы, добровольно идущей на этот «эшафот» разорения и банкротства.
«Да, Купо были сами виноваты в том, что все ниже скатывались по наклонной плоскости, с каждым годом увязали все глубже. Но в этом люди даже себе не признаются, в особенности когда уже сидят по уши в грязи. Купо обвиняли злую судьбу, уверяли, что сам бог на них прогневался».
Возвращаясь к началу этого отзыва, хочу сказать, что лично мне чтение этого романа напоминало попадание в «Западню», когда автор нагнетает обстановку, ведёт сюжет к неизбежному концу, а ты (как и любой сочувствующий главной героине) должен терпеть очевидные издевательские обстоятельства предстоящего краха жизни Жервезы. Её неизбежное падение как бы стучит тебе в мозг и сердце, будто сам летишь в тартарары преисподней, ничего не можешь предпринять, сделать очевидные вещи – выгнать взашей пьяницу мужа, а бывшего любовника, негодяя Лантье, не пускать на порог… Массу правильного можно было сделать, только… Это был бы совсем другой роман, и не Золя.
Особая благодарность автору за описание семейки Бижаров. Отец, страшный, мрачный слесарь-пьяница половину книги избивает жену. В конце концов, постоянными побоями (в том числе беременную) убивает её. Остаётся несколько малолетних детей. Старшая девочка Лали 8 лет от роду начинает выполнять все обязанности убитой матери – стирает, убирает, ухаживает за всеми. Отец семейства вторую половину текста избивает эту малолетку также как до этого бил жену. Методы его садистских измывательств подробно описывает Золя. Беда в том, что девочка из страха не пытается ни сопротивляться, ни бежать. Читать про эти патологические издевательства невозможно. Хуже рабства. Даже сам автор восклицает – «Камень заплакал бы от этого зрелища». Перефразирую – «Камень заплачет от описанного Золя».
« …пьяница, уходя из дому, привязывал дочь поперек живота и за ноги толстой веревкой. Вряд ли он мог объяснить, зачем он это делал; по-видимому, он совсем свихнулся от пьянства и стремился тиранить малютку и во время своего отсутствия. Лали стояла целыми днями, вытянувшись в струнку на онемевших ногах; а раз, когда Бижар не вернулся домой, она простояла привязанная всю ночь».
Читать трагические строки о судьбе 8-ми летней девочки выше нормальных человеческих сил. «Этот дикарь убил ударом ноги свою жену, а потом замучил насмерть и дочь. Теперь оба его добрых ангела сошли в могилу, и самому ему оставалось только издохнуть, как собаке, где-нибудь под забором».Должен признаться, что чтение последней четверти книги настолько угнетающе действовало на меня, что я вынужден был делать большие перерывы, чтобы не впадать в уныние. Депрессивные картинки падения Жервезы и её мужа Купо весьма трагичны, тоскливы и удручающи.
Если автор решил угробить главную героиню, он не станет использовать подвернувшийся ей шанс выкарабкаться из пропасти. Момент, когда окончательно опустившаяся Жервеза ищет клиента-мужчину, чтобы не умереть с голоду, а, отчаявшись, встречает доброго друга, кузнеца Гуже, на протяжении всего произведения бескорыстно любившего её, любой первый встречный литератор использовал бы для счастливой концовки, но … Золя не таков!. Он доводит задуманную катастрофу до логического завершения В буквальном смысле – Жервеза подыхает под забором. А мелодраматический выход из «западни» был так возможен! – «…Слишком горька, слишком ужасна была их встреча. Ведь они любили друг друга. И она закричала:
— Я люблю вас, господин Гуже, я тоже люблю вас!.. О, я понимаю, это невозможно… Прощайте, прощайте! Я должна уйти. Мы этого не вынесем.
И она бегом бросилась…» Гуже не бросился вслед за ней, а она … убегала по воле автора навстречу своей смерти.59762