Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Оно

Стивен Кинг

  • Аватар пользователя
    Books_Keeper30 июня 2018 г.

    Нестрашно о страшном (со спойлерами в конце)

    В "Оно", как и во всех, наверное, работах Кинга, убедительно доказывается тот факт, что самым страшным существом на земле является человек, и едва ли какому-то монстру удастся превзойти его в злодеяниях. Человечество уже придумало самые невообразимые и изощренные способы насилия, убийства и издевательства над себе подобными, так зачем придумывать кого-то еще? Оно у Кинга - это что-то типа вселенского Зла, которое подпитывается человеческими страхами и человечиной буквально, но ещё и подталкивает людей к совершению зла, к тому, чтобы из-под завесы стыда или страха выудить все самые гадкие и низкие желания и помыслы человека. И у Оно это получается просто блестяще. В книге мы знакомимся с семью главными персонажами, сначала детьми, потом взрослыми. Каждый из них несет на себе ту или иную отметину непохожести на основное большинство, непохожести осуждаемой и 'гнобимой': еврей, чернокожий, заика, очкарик, толстяк, дохляк с астмой и невероятной красоты девочка из слишком неблагополучной для такой внешности семьи. Каждый из этих детей по отдельности не представляет для окружающих никакого интереса, а для Оно - опасности. Но когда все они собираются вместе, благодаря чему проявляются лучшие качества каждого из них - смелость, отвага, бесстрашие, справедливость и, самое главное, умение безоглядно и преданно дружить, - образуется единое целое, словно цельный организм, обладающий невероятной, практически магической силой. В этом, как мне кажется, и заключается главное смысловое зерно книги и самое яркое её преимущество.

    Лично для меня, у "Оно" есть ярко выраженные плюсы и провальные минусы, которые легко и четко определяются, благодаря чему книгу можно буквально разложить по полочкам.
    Начнём с плюсов. По мне, это, безусловно, описание детства персонажей и сами герои. Их дружба, взаимовыручка, поддержка и смелость в проявлении чувств друг к другу, когда 11-летние дети не боятся заплакать при друзьях или сказать, что любят кого-то из них. Также это динамика повествования: 1248 страниц объема не давят кирпичом, читаются быстро и довольно легко. Без щекотливых моментов, конечно, у Кинга не обошлось: тут и душераздирающие сцены, и пугающие, и жестокие, и мистические, - в общем на любой вкус. Ну и неизменный блестящий психологизм автора, тонкое понимание характеров, потаенных страхов и желаний, человеческой души и поведенческой организации в целом.

    Минусов книги тоже, по моему мнению, довольно много, и на них нельзя не обратить внимание. В их описании будут СПОЙЛЕРЫ. Во-первых, книга очень и очень подробная, даже слишком! Во многих случаях это совершенно не оправданно, без многих деталей и описаний вполне можно было бы обойтись, и ни сюжет, ни персонажи от этого ничего бы не потеряли. Местами по мере прочтения хочется воскликнуть: "Да понял, понял я уже, давай дальше!" Во-вторых, это интерлюдии, которыми заканчиваются абсолютно все главы, с подробными вставками из истории самого Дерри. Что-то из них вносит лепту в атмосферу книги, но большая часть с именами, фамилиями, биографиями абсолютно левых персонажей льется просто как вода и не оставляет никакого следа и послевкусия. Особенно эти подробные вставки раздражают в самом конце, когда разворачивается кульминация книги, а вас продолжают знакомить с домами, их владельцами, а еще их судьбами и историями по ходу разрушения города. Следующий минус - это чрезмерное обилие грязи и пошлости в книге. Стивен Кинг вообще славится подобным стилем написания, когда даже естественный физиологический момент будет описан так отвратительно, что вы на какое-то время забудете, что сами совершаете нечто подобное в своей ежедневной жизни. Да, где-то это уместно и приносит понимание о герое или ситуации в целом, но есть места, где вполне можно было обойтись без этого, где гадкий момент добавлен как будто для того, чтобы просто быть гадким и принести побольше гадости. В отдельный минус я бы вынесла сцену группового секса 11-летних главных героев в финале книги. Стоит пояснить, что непосредственно секс детей не шокирует меня настолько, чтобы об этом писать, но конкретно в данном случае это настолько не соответствовало всему предыдущему повествованию, их дружбе и характерам, всей обстановке в целом, что чтение этого момента вызвало крайнее недоумение и мысль "Эээ что?" Как будто Кинг решил, что еще недошокировал всех по ходу книги и надо бы чтоб уж наверняка что-нибудь этакое написать. В отдельный минус я также вынесла бы нелогичность некоторых ключевых моментов книги (включая вышеуказанный), но были и другие. Например, дети решают заняться сексом, потому что после победы (пусть и временной) над Оно у них начала пропадать связь друг с другом (!). Но после второй победы над Оно (и после других столкновений с ним по ходу сюжета) никакая связь не пропадала и групповой секс нужен не был. Ещё один такой момент: после первой победы над Оно все герои забыли о том, что произошло с ними в Дерри, и руку к этому приложило Оно (об этом написано прямым текстом). Когда Оно оказалось побеждено (о чем нам вроде как тоже сообщается прямым текстом), все почему-то снова забывают друг друга, почему? И зачем это вообще нужно? Складывается впечатление, что Кинг просто не знал, как можно завершить эту историю по-другому. Ещё один минус - это появление фантастических мотивов в конце, хотя изначально в книге их не было совсем. Есть мистика, есть усиленное желание автора вас напугать, но все это как будто может происходить в реальном мире. В финале же появляется какая-то (какой-то) Черепаха, который "случайно выблевал эту вселенную", метавселенная, Другое, загадочные смертельные огни... И снова мысль: "Эээ что?" После этого теряется даже малая вера в возможность происходящего, а Оно если и раньше не было страшным, так теперь и подавно. Последний большой минус - это построение книги, особенно в конце. Сюжет разворачивается таким образом, что мы урывками узнаем о событиях из прошлого (1958 года) и настоящего (1985). Практически в начале, когда вы еще понятия не имеете, who is who, мы узнаем о смерти одного из главных героев, и эмоций это не вызывает никаких, потому что вы просто не знаете, что это за персонаж. И по ходу сюжета таких 'авторских' спойлеров очень много. Но самая неудачная, на мой взгляд, по построению последняя глава. В ней соединены кульминации сразу обоих временных периодов - 1958 и 1985. То есть надо крайне хорошо соображать, что и когда происходит, но даже при этом вы все равно не прочувствуете их полностью, потому что все просто смешается в одну кучу и в какой-то момент вам будет уже все равно. Это очень неудачный ход, на мой взгляд, мне как раз было уже наплевать, что там и как, потому что эта мешанина и постоянные вкрапления с историями жителей Дерри жутко бесили. Короче, последние 240 страниц книги видимо писались уже хоть бы как, автор устал и этот кусок не продумал (исключительно на мой субъективный взгляд).

    В итоге книга производит хорошее впечатление, первые страниц 800 у меня прочитались практически залпом, и я всем советую с ней познакомиться, но каким-то абсолютным совершенством или лучшим произведением автора я бы её, конечно, не считала.

    6
    400