Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Cell

Stephen King

  • Аватар пользователя
    AnnieBooks31 мая 2018 г.

    Call me maybe?

    Как истинный фанат Z-тематики, я не могла пройти мимо данного произведения Короля ужасов. Да, все фильмы и книги о зомби очень похожи друг на друга, используют все те же клише и нередко оказываются весьма предсказуемыми, но за это я их и люблю. Это как выпить пережженный кофе в забегаловке у дома - да, он горчит, но ты ходишь сюда вот уже 5 лет по выходным и точно знаешь, чего ожидать.

    Ради интереса попробую сопоставить количество клишированных и самобытных элементов в произведении. Немного заспойлерю все неожиданные поворты, как я это умею (если что, то я предупреждала).
    Для удобства "♥" помечаю относительно новые элементы для жанра, "×" помечаю самые несвежие клише.

    Истоки. В случае, с "Мобильником" сюжет немного отходит от каноничных "упала пробирка и все заразились" или "все мертвецы восстали из могил". Теперь источником заразы становится сотовый телефон, испускающий сигнал и превращающий всех в некое подобие зомби. Сам Кинг не дает нам ответа на то, откуда взялся сигнал, кто его послал, что за механизм работы, в общем нет у нас ответов на классические вопросы кто виноват и что делать. Пусть это и не стандартный вариант завязки, мне он кажется недоработанным. Я приверженец логических объяснений, особенно когда дело касается не магически-мистических явлений, а чего-то претендующего на реальность. Ну дайте мне хоть какое-нибудь вразумительное объяснение, кто послал этот сигнал и для чего. Хотя бы намекните как простой мобильник может за пару секунд сделать из обычного человека подобие зомби. Я не прошу научить, просто объясните.

    × Клишированная игра на контрастах с самого начала. Я имею ввиду то, что повествование начинается со спокойной прогулки гг, который просто хочет купить мороженое. И тут вдруг КРИКИ УЖАС КРОВЬ СМЕРТЬ. Один из самых распространенных приемов взбудоражить читателя или зрителя, но при этом очень эффективный.

    ♥ Следствие, которое скорее вытекает из первого пункта - неоднозначность виновника. Здесь речь идет о том, что читатели в основном своем делятся на два типа: те, кто винят мобильные телефоны, и те, кто считают, что виноваты люди. Очень многие усмотрели в произведении жирный намек на то, что сотовые - это зло. Современное общество постоянно зависает в своих мобильниках, проверяют соц сети, листают ленты новостей, общаются и работают, развлекаются и даже делают покупки в основном через телефоны, некоторые на столько увлечены, что даже забывают про реальное общение. Да и информация о том, что сам Стивен Кинг не пользуется мобильным телефоном, многих наталкивает на мысль, что данное произведение попытка привлечь внимание общественности к проблеме мобильников, которые могут привести к огромным бедам. Другие же, в том числе и я, больше склоняются к мысли, что виноват не мобильник и технический прогресс, а сами люди, ведь кто-то все-таки послал этот сигнал. Мобильник - это лишь средство, с помощью которого был достигнут эффект зомби-апокалипсиса. Виновато человечество, которое с переменным успехом на протяжении всего своего существования пыталось уничтожить себя всевозможными способами и наконец-то достигло своей цели. Как там говорится.. Прости, Юра, мы все прое.. ну, вы поняли.

    × Мотивация персонажей. ГГ в поисках своей семьи, что может быть более избитым. При чем данное клише характерно не только для зомби-тематики, но и в принципе для доброй половины сюжетов фильмов и книг. Кто-нибудь обязательно ищет свою жену и сына/дочь, либо мстит за их смерть, либо и то и другое и можно без хлеба. Обязательно вместе с ним каким-то случайным образом оказываются случайные попутчики, чья мотивация еще более сомнительна, чем черт в темной ночи. Они идут сами не зная куда, лишь бы за компанию. Ну на кой черт им спасать какую-то женщину с ребенком, которых они знать не знают? Постепенно их цель смещается на вторую по популярности среди второстепенных персонажей - поиск убежища, заветного оазиса, где ни один зомби их не обидит. Ведь в любом пост-апокалиптическом мире обязательно находится такое спасительное место, которое конечно же на самом деле ловушка, куда без этого.

    Эволюция зомби. Это достаточно интересное явление, которое хоть и встречается в подобной литературе, но все же достаточно оригинально представлено. Постепенно туповатые и агрессивные мобилопсихи (как их называют персонажи) перестают быть такими хаотичными разрушителями. Они начинают собираться в стада, общаются между собой при помощи телепатии, учатся управлять снами, левитировать и еще много всего. Мы узнаем, что это не просто отдельно взятые сошедшие с ума люди, а какой-то новый вид живого, обладающего коллективным бессознательным (Юнг был бы неимоверно рад этому). Мой любимый сорт зомби - это неадекватные, быстрые, злобные и совершенно чумачечие ребятки, этакие Бойловские черти (это я про всем известные "28 дней спустя"). Вот прямо то, что меня действительно пугает, но при этом очень нравится и затягивает. Поэтому в момент, когда персонажи обнаруживают стадо мирно спящих мобилоидов, я немного разочаровалась. Куда там коллективному разуму до слепой ярости. Но в целом идея необычна, хотя опять же до конца совсем не объяснена.

    × Типичные глупые поступки. Я раньше составляла топ самых глупых и распространенных поступков в фильмах. Ну, знаете, это когда герою снесло пол головы, зажевало крокодилом руку, а ногу пытается использовать в качестве брачного партнера мимопроползающая и особо опасная кобра, а у него находится время на абсолютно нелепейшее признание в любви какой-нибудь женщине, с которой он знаком всего два часа в своей жизни. Вот такой тип поступков выводит меня из себя, потому что в голове возникает лишь один вопрос "ВЫ СЕРЬЕЗНО?" Так вот "Мобильник не смог избежать этих курьезов. Например, пережившие целый ад на Земле герои, вынужденные спасаться от кровожадных диких зомби задаются вопросом, а стоит ли им задергивать шторы в своем доме-убежище. Нет, ребятки, конечно же нет, распахните вообще все окна и двери настежь, вы ж на курорт приехали. Или один из героев решает спать ночью на крыльце, потому что каким-то чудом его вдруг перестает беспокоить, что еще час назад по улицам носились мобилопсихи, готовые убивать все живое и неживое тоже. Может это просто я глупая и совсем не рискованная (этого нельзя исключать), а может быть это одно из обязательных условий для написания произведения, но такие алогичные действия персонажей заставляют меня порой выдирать волосы из головы.

    Зло или добро? Вот что действительно мне показалось нетипичным, так это то, что у героев закрадываются мысли о том, стоит ли убивать эволюционировавших в мобилоидов людей. Конечно же, на самой начальной стадии, когда те были лишь мобилопсихами, яростно крушили все вокруг и хотели лишь убивать, вопроса об истреблении не стояло. Но в дальнейшем, при появлении коллективного разума, мощных способностей к телепатии и левитации, становится не так очевидно, стоит ли избавляться от нового вида людей. Ведь если подумать логически, то за мобилоидами будущее. Они больше не будут отравлять планету, истреблять животных и вырубать леса ради модных торговых центров. Они больше не будут глобальной проблемой для экологии. Новый вид сверх-человека, который способен на гораздо большее, нежели предыдущий вид. Сильнее, сплоченнее, умнее и безопаснее, чем раньше. В общем, вступайте в партию мобилоидов! А человечеству, каким оно было раньше, уже пришел конец и стоит ли пытаться вернуть все на круги своя? Действительно достаточно дискуссионный вопрос, который не часто встречается в произведениях на тему зомби.

    × Путеводная рука автора. Все якобы случайные события в произведении на столько не случайны, что кажется, будто бы все персонажи гуськом идут вслед за автором и держатся за руки. Потому что и нужные записки попадаются на глаза, и герои всегда оказываются аккурат в нужное время в нужном месте, и каждая встреча персонажей друг с другом происходит именно в то время, когда нужно, и все-то у них получается да в самый последний момент. Когда все происходит на столько гладко и предсказуемо, создается ощущение будто бы у персонажей полные трусы счастливого четырехлистного клевера, раз им так неимоверно везет. От этого спадает все напряжение и волнение при чтении, ведь ты уже догадываешься, что в самый последний момент волшебным образом все разрешится благополучно. Единственным неожиданным исключением из этого правила невиданной везучести становится

    смерть Алисы, которая ну никак вообще не вписывается в эту счастливую полосу. Возможно, у нее было недостаточно четырехлистного клевера, это не уточняется.

    В целом, я насчитала примерно одинаковое количество типичных приемов и нововведений в сюжете "Мобильника".
    За непродуманную и необъясненную концепцию возникновения импульса достаточно сильно снижаю оценку.
    За необычные решения и открытую концовку немного повышаю оценку.
    Любителям кровожадных яростных зомби и сторонникам теорий заговора книга скорее не понравится.

    Итог: три с половиной укуса зомби из пяти возможных.

    24
    1,1K