Рецензия на книгу
Cell
Stephen King
AnnieBooks31 мая 2018 г.Call me maybe?
Как истинный фанат Z-тематики, я не могла пройти мимо данного произведения Короля ужасов. Да, все фильмы и книги о зомби очень похожи друг на друга, используют все те же клише и нередко оказываются весьма предсказуемыми, но за это я их и люблю. Это как выпить пережженный кофе в забегаловке у дома - да, он горчит, но ты ходишь сюда вот уже 5 лет по выходным и точно знаешь, чего ожидать.
Ради интереса попробую сопоставить количество клишированных и самобытных элементов в произведении. Немного заспойлерю все неожиданные поворты, как я это умею (если что, то я предупреждала).
Для удобства "♥" помечаю относительно новые элементы для жанра, "×" помечаю самые несвежие клише.♥ Истоки. В случае, с "Мобильником" сюжет немного отходит от каноничных "упала пробирка и все заразились" или "все мертвецы восстали из могил". Теперь источником заразы становится сотовый телефон, испускающий сигнал и превращающий всех в некое подобие зомби. Сам Кинг не дает нам ответа на то, откуда взялся сигнал, кто его послал, что за механизм работы, в общем нет у нас ответов на классические вопросы кто виноват и что делать. Пусть это и не стандартный вариант завязки, мне он кажется недоработанным. Я приверженец логических объяснений, особенно когда дело касается не магически-мистических явлений, а чего-то претендующего на реальность. Ну дайте мне хоть какое-нибудь вразумительное объяснение, кто послал этот сигнал и для чего. Хотя бы намекните как простой мобильник может за пару секунд сделать из обычного человека подобие зомби. Я не прошу научить, просто объясните.
× Клишированная игра на контрастах с самого начала. Я имею ввиду то, что повествование начинается со спокойной прогулки гг, который просто хочет купить мороженое. И тут вдруг КРИКИ УЖАС КРОВЬ СМЕРТЬ. Один из самых распространенных приемов взбудоражить читателя или зрителя, но при этом очень эффективный.
♥ Следствие, которое скорее вытекает из первого пункта - неоднозначность виновника. Здесь речь идет о том, что читатели в основном своем делятся на два типа: те, кто винят мобильные телефоны, и те, кто считают, что виноваты люди. Очень многие усмотрели в произведении жирный намек на то, что сотовые - это зло. Современное общество постоянно зависает в своих мобильниках, проверяют соц сети, листают ленты новостей, общаются и работают, развлекаются и даже делают покупки в основном через телефоны, некоторые на столько увлечены, что даже забывают про реальное общение. Да и информация о том, что сам Стивен Кинг не пользуется мобильным телефоном, многих наталкивает на мысль, что данное произведение попытка привлечь внимание общественности к проблеме мобильников, которые могут привести к огромным бедам. Другие же, в том числе и я, больше склоняются к мысли, что виноват не мобильник и технический прогресс, а сами люди, ведь кто-то все-таки послал этот сигнал. Мобильник - это лишь средство, с помощью которого был достигнут эффект зомби-апокалипсиса. Виновато человечество, которое с переменным успехом на протяжении всего своего существования пыталось уничтожить себя всевозможными способами и наконец-то достигло своей цели. Как там говорится.. Прости, Юра, мы все прое.. ну, вы поняли.
× Мотивация персонажей. ГГ в поисках своей семьи, что может быть более избитым. При чем данное клише характерно не только для зомби-тематики, но и в принципе для доброй половины сюжетов фильмов и книг. Кто-нибудь обязательно ищет свою жену и сына/дочь, либо мстит за их смерть, либо и то и другое и можно без хлеба. Обязательно вместе с ним каким-то случайным образом оказываются случайные попутчики, чья мотивация еще более сомнительна, чем черт в темной ночи. Они идут сами не зная куда, лишь бы за компанию. Ну на кой черт им спасать какую-то женщину с ребенком, которых они знать не знают? Постепенно их цель смещается на вторую по популярности среди второстепенных персонажей - поиск убежища, заветного оазиса, где ни один зомби их не обидит. Ведь в любом пост-апокалиптическом мире обязательно находится такое спасительное место, которое конечно же на самом деле ловушка, куда без этого.
♥ Эволюция зомби. Это достаточно интересное явление, которое хоть и встречается в подобной литературе, но все же достаточно оригинально представлено. Постепенно туповатые и агрессивные мобилопсихи (как их называют персонажи) перестают быть такими хаотичными разрушителями. Они начинают собираться в стада, общаются между собой при помощи телепатии, учатся управлять снами, левитировать и еще много всего. Мы узнаем, что это не просто отдельно взятые сошедшие с ума люди, а какой-то новый вид живого, обладающего коллективным бессознательным (Юнг был бы неимоверно рад этому). Мой любимый сорт зомби - это неадекватные, быстрые, злобные и совершенно чумачечие ребятки, этакие Бойловские черти (это я про всем известные "28 дней спустя"). Вот прямо то, что меня действительно пугает, но при этом очень нравится и затягивает. Поэтому в момент, когда персонажи обнаруживают стадо мирно спящих мобилоидов, я немного разочаровалась. Куда там коллективному разуму до слепой ярости. Но в целом идея необычна, хотя опять же до конца совсем не объяснена.
× Типичные глупые поступки. Я раньше составляла топ самых глупых и распространенных поступков в фильмах. Ну, знаете, это когда герою снесло пол головы, зажевало крокодилом руку, а ногу пытается использовать в качестве брачного партнера мимопроползающая и особо опасная кобра, а у него находится время на абсолютно нелепейшее признание в любви какой-нибудь женщине, с которой он знаком всего два часа в своей жизни. Вот такой тип поступков выводит меня из себя, потому что в голове возникает лишь один вопрос "ВЫ СЕРЬЕЗНО?" Так вот "Мобильник не смог избежать этих курьезов. Например, пережившие целый ад на Земле герои, вынужденные спасаться от кровожадных диких зомби задаются вопросом, а стоит ли им задергивать шторы в своем доме-убежище. Нет, ребятки, конечно же нет, распахните вообще все окна и двери настежь, вы ж на курорт приехали. Или один из героев решает спать ночью на крыльце, потому что каким-то чудом его вдруг перестает беспокоить, что еще час назад по улицам носились мобилопсихи, готовые убивать все живое и неживое тоже. Может это просто я глупая и совсем не рискованная (этого нельзя исключать), а может быть это одно из обязательных условий для написания произведения, но такие алогичные действия персонажей заставляют меня порой выдирать волосы из головы.
♥ Зло или добро? Вот что действительно мне показалось нетипичным, так это то, что у героев закрадываются мысли о том, стоит ли убивать эволюционировавших в мобилоидов людей. Конечно же, на самой начальной стадии, когда те были лишь мобилопсихами, яростно крушили все вокруг и хотели лишь убивать, вопроса об истреблении не стояло. Но в дальнейшем, при появлении коллективного разума, мощных способностей к телепатии и левитации, становится не так очевидно, стоит ли избавляться от нового вида людей. Ведь если подумать логически, то за мобилоидами будущее. Они больше не будут отравлять планету, истреблять животных и вырубать леса ради модных торговых центров. Они больше не будут глобальной проблемой для экологии. Новый вид сверх-человека, который способен на гораздо большее, нежели предыдущий вид. Сильнее, сплоченнее, умнее и безопаснее, чем раньше. В общем, вступайте в партию мобилоидов! А человечеству, каким оно было раньше, уже пришел конец и стоит ли пытаться вернуть все на круги своя? Действительно достаточно дискуссионный вопрос, который не часто встречается в произведениях на тему зомби.
× Путеводная рука автора. Все якобы случайные события в произведении на столько не случайны, что кажется, будто бы все персонажи гуськом идут вслед за автором и держатся за руки. Потому что и нужные записки попадаются на глаза, и герои всегда оказываются аккурат в нужное время в нужном месте, и каждая встреча персонажей друг с другом происходит именно в то время, когда нужно, и все-то у них получается да в самый последний момент. Когда все происходит на столько гладко и предсказуемо, создается ощущение будто бы у персонажей полные трусы счастливого четырехлистного клевера, раз им так неимоверно везет. От этого спадает все напряжение и волнение при чтении, ведь ты уже догадываешься, что в самый последний момент волшебным образом все разрешится благополучно. Единственным неожиданным исключением из этого правила невиданной везучести становится
смерть Алисы, которая ну никак вообще не вписывается в эту счастливую полосу. Возможно, у нее было недостаточно четырехлистного клевера, это не уточняется.В целом, я насчитала примерно одинаковое количество типичных приемов и нововведений в сюжете "Мобильника".
За непродуманную и необъясненную концепцию возникновения импульса достаточно сильно снижаю оценку.
За необычные решения и открытую концовку немного повышаю оценку.
Любителям кровожадных яростных зомби и сторонникам теорий заговора книга скорее не понравится.Итог: три с половиной укуса зомби из пяти возможных.
241,1K