Рецензия на книгу
Монахини и солдаты
Айрис Мёрдок
Аноним11 апреля 2018 г.Я очень люблю Даму Айрис Мердок. Не только за то, что ее герои любят, страдают, заблуждаются, мучаются. Особенно за то, что она ведет нас за своими героями, показывая малейшие нюансы их чувств, их раздумываний, ощущений, настолько все детально, все переходы и полутона проходят перед нами, но проходят, настолько сильно затрагивая наши чувства и заставляя раздумывать вместе с героями книги, насколько позволительно для нас самих.
Итак, преамбула. Умирает муж главной героини, Гертруды, с кем она прожила большую часть жизни, что называется, свет ее очей, унося с собой её любовь и все хорошее, что было в её жизни. И как далее жить - для нее непонятно.
Но с этого момента потихоньку начинает происходить в её жизни изменения, заключенные скорей не в ней, а в её окружении, окружении её мужа, в том числе - и тех, кого автор называет "кузинами и тетушками" (насколько мой давно забытый французский позволяет понять).
Как известно, почти в каждом романе у писательницы имеется целый хоровод персонажей, из которых почти никого нельзя отнести к второстепенным. А уж какие из них выстраиваются любовные многоугольники! и это тоже одна из известных её фишек. Но это так, для информации, хотя именно из этого всего и складывается костяк романа. Ну и подходящую ситуацию нельзя сбрасывать со счетов.
И вот, пройдя несколько нежданных поворотов сюжета, мы оказываемся у такой развязки, того момента, от которого мы ждем, что он будет разрублен напрочь, как гордиев узел. И ждут, затаив дыхание, или, наоборот, совсем не затаив оного, целая очередь из тех, кому то или иное развитие событий будет во благо.
А что до шага, предшествующего такой развязке - ну что еще можно ожидать от женщины? От такой женщины? Только такой "женской логики":
— Неудивительно, что Гертруда вышвырнула меня.
— Она тебя не вышвыривала.
— Нет, вышвырнула.
— Думаю, она считает, что это ты сбежал. И это плохо. Ты ничего не сказал, просто исчез. Почему? Нельзя было уходить. Гертруда передумала бы....Я хочу сказать, что она все еще может передумать, уверен, тебе следует попытаться.Пусть она сама так и не говорит, но раз даже её друзья уверены в таком ходе её мыслей...М-да, и почему женщины считают, что такие вещи мужчина - ну обязательно! - должен понимать?! А потом мы удивляемся, почему наше "нет" они воспринимают, как "да"... тогда, когда удобно...
А впрочем - все преходяще...
Хочу все же вернуться к роману, к тому накалу, который чувствуется почти в каждой разворачивающейся картине. А именно - начиная с ухода в мир иной любимого мужа, без которого Гертруда не видит смысла своего существования, продолжая и после его смерти безмолвные диалоги с ним. Любовь, которая после смерти любимого человека, по сути, является безответной любовью. А безответной любви - и разной - в романе предостаточно. Уж не говоря о тех моментах в книге, когда, возможно, заблуждаясь, на какой-то миг люди расценивают свои чувства, как безответные. А как известно, безответная любовь в сравнении со взаимной, и более насыщенная, и даже где-то более жертвенная, а уж какова истинность такой любви - разве это подлежит сомнению? И разве, когда открываются глаза у человека в пору испытаний своей любви - это ли не сильно?
8708