Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Обман Зельба

Бернхард Шлинк

  • Аватар пользователя
    Аноним17 марта 2011 г.

    Все хорошие детективы по пристальному рассмотрению оказываются больше, чем детективами: собственно механика движения от загадки к разгадке занимает их авторов меньше, чем неожиданно обнаруженные в этом лабиринте психологические, социальные и философские проблемы. Так вот, "Обман Зельба" - хороший детектив. Помимо смысловой наполненности, ему очень идут суховатый стиль с редкими проблесками иронии, вызывающий сдержанное уважение главный герой, и, собственно, фабула, развязка которой восстановит справедливость, но никому не принесет счастья.
    Частному сыщику Герхарду Зельбу шестьдесят девять лет, но он еще ого-го: ясный ум, не самая ужасная физическая форма, тонкий вкус и умение относиться к себе с юмором. Правда, у него, как у всей Германии, темное прошлое: в молодости, в бытность прокурором, он отправил в концлагеря немало народу - он пытается оправдывать себя приказами начальства, но в этом он ничем не отличается от всей прочей Германии. Тема немецкой вины ("Чтеца" помните?) на страницах романа всплывает как бы невзначай, контрапунктом к основной теме, но от этого не становится менее важной. Именно со времен Второй Мировой тянутся сюжетные нити, которые в 1992 году станут фитилями для взрывчатки, причем это уже не метафора...
    Дело об исчезновении молодой женщины, за которое Зельб взялся только потому, что ему понравилась ее фотография, разрешится еще в первой четверти романа, но тут же всплывет новое, к которому эта женщина была причастна. В деле замешаны американские военные, боевые отравляющие вещества со времен той самой войны, играющая в террористов "левая" молодежь, доктора из сумасшедшего дома, одно загадочное убийство (куда же без него?) и много чего еще... Черт, какое все-таки неблагодарное занятие - рецензировать детективы, что ни слово - то спойлер, sapienti же sat.
    А главная тема романа - в названии. Зельб считает, что любое убийство - результат самообмана, а политика вообще и "медийный терроризм", о котором история, в частности - сами по себе обман от начала до конца. В этой истории сыщик, которому по должностной инструкции положено искать правду, оказывается не в самом выгодном положении... У Зельба почти получилось. Почему почти? Потому что даже самый умный сыщик не застрахован от самообмана. Об этом - финал, о котором я - ни слова.

    16
    246