Рецензия на книгу
The Double
José Saramago
BlubBlubBLub30 марта 2018 г.После прочтения аннотации у меня сложилось впечатление, что «Двойник» — это психологический триллер с элементами фантастики. И именно последняя должна привести нас «в самое сердце метафизической тьмы».
На самом деле, «Двойник» — это цементный раствор, вливающийся в мозг через тонкие трубки, вставленные в глаза, уши и рот; забивающий всё длинными предложениями, которые застывают и заполняют собой полости, опускаясь все ниже и ниже.
Длинные и сложные предложения. Множество размышлений, размазанных по тарелке в лучших традициях школьных столовых. Густые дебри, заставляющие рыдать и вспоминать если не о топоре, так о мачете точно. И это всё про книгу Жозе Сарамаго.
Как и то, что двуликий Янус поворачивается к нам лицом, и борода куда-то исчезает, открывая читателю глубокую трагедию, застрагивающую вопросы самоидентификации и самосознания. Да, конечно, каждый из нас слышал про теорию двойников и про то, что кто-то где-то когда-то, но сколько людей сталкивались с её проявлениями?
Я, например, никогда не видела свое лицо «на ком-то еще», но есть два момента. Первый —многие в один голос твердят, что схожесть с одной советской актрисой впечатляет. Второй — меня часто путают с какой-то таинственной девушкой, проживающей в моем городе. И если в первые несколько раз реакция была связана с недоумением и растерянностью, то потом начала проявляться отчужденность и иногда агрессия.
Потому что не знаю, кто ты. Потому что не знакомилась вчера ни с кем возле кинотеатра. Потому что не должна была отчитываться после переезда. Потому что не изменяла с каким-то чуваком. И казалось, что твоя жизнь, твой голос, твои мысли – это ничто, потому что люди вокруг тебя уверены, что ты — это кто-то другой, другая личность, другая история.
И да, возможно, это излишняя драматизация. Потому что близнецы живут же как-то и хорошо себя чувствуют. Но здесь есть одно но. Их всегда можно отличить. По крайней мере, у меня это получалось. А в «Двойнике» речь идет про полную идентичность, вплоть до родинок и шрамов. А это — совершенно другое.
Впрочем, Сарамаго со мной согласен. Как и Тертулиано Максимо Афонсо.И пусть сама идея часто теряется за всеми витиеватыми оборотами и отсутствием оформленных диалогов, она все равно скользит где-то там, выстреливая уже ближе к финалу. Выстреливая ожидаемо, но в то же время правильно, потому что остается неоднозначность, которая подчеркивает все особенности стиля автора.
Герои — отдельная песня. Непонятные, неправильные. С одной стороны. Такие живые, такие несовершенные в этом — с другой. Их поступки не всегда адекватны, но Сарамаго не сдается. Он показывает нам их склонность к преувеличению, самооправдания, вечное внутреннее противоречие, желание промолчать, чтобы не вступать в конфликт, и обычную склонность к вранью. И всё становится ясно. Совершенность героев этой истории в их несовершенности. И этим всё сказано.
32,5K