Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Облачный атлас

Дэвид Митчелл

  • Аватар пользователя
    Аноним26 февраля 2018 г.

    «Вообще все границы - условности, в том числе и между нациями. Человек может перейти через любую условность, если только вначале он в состоянии это замыслить».

    «Облачный атлас» - книга, которая одно время была у всех на устах. Естественно, и я была о ней наслышана, более того, знала, что существует экранизация, но, так уж вышло, что руки все никак не доходили ни до первоисточника, ни до фильма. И вот мое знакомство с творением Дэвида Митчелла все-таки состоялось.
    Чего я никак не ожидала от «Атласа», так это романа, проникнутого атмосферой и идеями таких антиутопических произведений о будущем как "451 градус по Фаренгейту Рэя Брэдбери и "1984" Джорджа Оруэлла. Упоминаю именно о них, так как с ними я была знакома, им удалось меня впечатлить в свое время не меньше, чем «Облачный атлас» смог сделать сейчас. Так вот, это произведение включает в себя шесть историй, которые с первого взгляда, казалось бы, никак между собой не связаны, и от этого читать, откровенно скажу, скучно и непонятно. Но приглядываясь, читатель находит тонкую нить, выступающую посредником между историями не только разных людей, но даже различных временных эпох: здесь вам и история нотариуса, путешествующего по рабочим вопросам на острова в районе Австралии, и рассказ композитора, создавшего великий секстет, и история журналистки, борющейся против маната за справедливость, и рассказ пожилого человека, который не собирается мириться с жизнью в "доме престарелых", и история девушки-фабрикантки, которая отклоняется от привычного режима, здесь вам и рассказ Провидицы, меняющей жизнь "дикаря будущего" Закри.
    Вот чего не могу сказать, так это того, что продолжать чтение истории обрывками в сотни страниц, это удачное решение, особенно для моей памяти, которая забывала многое к тому моменту, как Дэвид Митчелл вновь решал возвращать читателей к продолжению истории, прочитанной ранее. Не буду спорить, что в итоге такое вот решение повествования выигрывает обычному, лучше проникаешься замыслом, идеей, которую доносит британский писатель. Но сложно уследить за всеми персонажами, чертовски сложно не забыть, кто из них кем является. В целом, «Облачный атлас» по-настоящему сумел заинтересовать меня только к середине первой, так сказать, части «интервью-рассказа» бездушной фабрикантки Сонми-451, что довольно-таки странно, ведь не могу сказать, что фантастика когда-либо хоть каким-то образом меня привлекала. В памяти сразу невольно всплывает сборник Брэдбери "Марсианские хроники" , которые мне в итоге так и не удалось домучить дочитать.
    Идея реинкарнации сама по себе довольно интересна, и в книге Дэвида Митчелла не стала исключением. Я не берусь говорить, что верю в ее существование, но сама идея ее возможности кажется мне любопытной. Основная идея романа, пожалуй, в том, что человеческая душа бессмертна. У души нет пола и расы, поэтому через несколько жизней Адам Юинг вполне способен стать журналисткой Луизой Рей. Поэтому души, которые стремятся к свободе, со временем развиваются и воплощаются во всё более сильных персонажей. Плюс ко всему, автор "Облачного атласа" повествует о каждом из героев разным "языком", который помогает лучше проникнуться историей каждого, ощутить себя ее героем.


    Всё это станет не более чем жалкой каплей в океане.
    Но что есть любой океан, как не множество капель?

    Каждый поймет произведение по-разному, а кто-то может и вовсе не найти в нем ничего особенного - но разве не это главный признак хорошего чтива?

    15
    1,1K