Рецензия на книгу
Облачный атлас
Дэвид Митчелл
Аноним3 мая 2017 г.Я слышала мелодию. Она была сложна. Она была приятна и невыносима одновременно. Мне хотелось кричать, петь, танцевать, рваться в бой, молчать, реветь, смеяться и бежать, все время бежать, спасая кого-то от чего-то, зачем неважно. А еще хотелось обнять коленки и покачиваться из стороны в стороны. Такт за тактом. Фортепиано меня убивало. Оно было невыразимым, скучным, нудным, доводило до белого каления своим странным соотношением с религиозными псалмами. Воображая себя святым мучеником, фортепиано скрипело и ныло, отравляя все вокруг, мой слух, себя самое... Я не любила фортепиано в музыкальной школе, оно шло у меня вторым инструментом, вечно волочась за мной как ненужная деталь. Снова из детства шлепок, а не фортепиано тут, одним словом.
Потом вступил кларнет и дело пошло на лад. Это было мелодраматично, искажено от классики ровно настолько, насколько моему уху любителя отголосков старины было нужно. С удовольствием прониклась историей Фробишера, его душевными муками, поисками идеального себя. Кларнет - инструмент сложный, вроде тонкий звук, но какая мощь внутри, до дрожи, до закрытых глаз, чтобы ничто не мешало прослушиванию. Сумасшедший и странный мотив, он заставлял улыбаться и морщиться одновременно.
Виолончель легла на партитуру мягко, по-кошачьи незаметно. Я даже не поняла, как, заслушавшись ею пропустила один-два-три часа ночи и встретила рассвет, машинально поглаживая голову сына, пришедшего выяснить, а не соизволю ли я пойти спать, да так и уснувшего без ответа... Не могу сказать, что сюжет меня впечатлил, скорее наоборот, но такова уж участь виолончели, исполнять избитые партии, украшая ерунду своим сочным тяжелым звучанием, к тому же отдаленные переливы кларнета еще не совсем улеглись в моем сердце.
Флейта, вот уж от кого не ожидала такой странности. Резко, грубо, с явным старческим маразмом и неуклюжими мазками уверенного в себе бесталанного инструменталиста флейта, ворвалась и расположилась в произведении совершенно неуместным пятном. Комедия??? Ну разве что черная, та самая, которая фуууу и переключенный канал ТВ. Но все это поначалу, потом, разобравшись и научившись воспринимать мотив, а не манеру исполнения, действительно становится смешно и жалко этого злосчастного старикантропа, который никак не может понять, что мир не крутится вокруг его левого мизинца. Эй, флейтист, очнись от своего вечного сна, посмотри по сторонам, кто знает, может, понравится. Кричала я снова и снова, хихикая и ужасаясь.
Гобой. А что, тоже инструмент. Думала я, слушая традиционные футуристические мотивы в исполнении певучего тона, ловко граничащего с гнусавостью. Резкие ноты дались ему хорошо, было интересно слушать именно места без сюжета, с погоней, побегами, а вот там, где требовалось описание, конечно, было тяжеловато. Слишком это все напоминало сразу всех автором вместе взятых. Прям до ухмылки недоумевающей. А еще финал слили, прям совсем. Хотели как лучше, а получилось очень плохо. Нельзя так обращаться. Ни с инструментом, ни со слушателями. И хотя Сонми-451 остается для меня любимой здесь героиней (что, кстати, я объяснить не смогу, так просто получилось), все же история ее и правда, крайне слабая. Замысел радует, но не исполнение. Возможно потому, что это все-таки клон, а?..
И, наконец, моя любимая, единственная, неповторимая. Та самая, что заставила меня выдержать семь лет обучения в музыкальной школе. Выдержала мои корявые пальцы и совершенное отсутствие таланта, выдержала ради моей любви к ней, к скрипке. Скрипка. Как она прекрасна, мудра, очаровательна и добра. Как молодо звучат эти древние мелодии в исполнении скрипки! Как хочется петь вместе с ее переливами. Самая сильная и хорошая история во всем романе. Несмотря, а может и благодаря искажению языка, явной деградации лексики и прочего. Линия "После Падения" наиболее запала мне в душу, настолько, что по сей день размышляю о ней, теряюсь в догадках, строю теории и прочее...
Я слышала мелодию. Мне было скучно, было интересно, было смешно и было грустно. Мне все время как-то было. И никогда не жалко потраченного времени.. А потом я осознала, что все вот это написал один человек, не разные шесть. Не трое мужчин и трое женщин, а один. Дэвид Митчелл. И это удивительно. Это стоит прочтения. Это хорошая книга.
Я ничего не сказала о произведении по существу, однако сделала все, что могла, чтобы передать свои от нее ощущения. Думаю, вам, как и мне, она покажется приятной по замыслу и слегка подкачавшей в плане исполнения. Но ведь музыка творится не музыкантом, а тем, кто создает партитуру, ведь правда? Так что читайте роман, услышьте музыку и наслаждайтесь. Облака, конечно, не нуждаются в атласах, но почему бы не ознакомиться, если он есть.
15134