Рецензия на книгу
L'Étranger
Albert Camus
AshbringerWood4 января 2018 г.Счастливый человек
В рассказе "Посторонний" Камю описывает образ человека, которому всё равно. Главный герой Мерсо (мсье) безразличен, безучастен, отрешён. Он попросту никакой. Эффект усиливается из-за "нулевой степени письма", особой литературной формы, когда слова и слог намеренно упрощаются, будто это протокол какого-то заседания, написанный от первого лица.
"Сегодня умерла мама. А может быть вчера - не знаю"
"Ну вот, подумал я, воскресенье я скоротал, маму уже похоронили, завтра я опять пойду на работу, и, в общем, ничего не изменилось"
"По тихим, коротким всхлипываниям, раздававшимся за перегородкой, я понял, что старик плачет. Не знаю почему, но я вспомнил о маме. Однако утром надо было рано вставать. Есть мне не хотелось, и я лег спать без ужина"
На первый взгляд может показаться, что герой аутист или социопат, но это только на первый взгляд. Произведение невозможно воспринимать в отрыве от Цикла абсурда, в котором автор последовательно разрабатывает свою экзистенциальную философию (вернее, её первый начальный порыв).
Бог погиб - и человек остался один. Что ему делать в этом бессмысленном, исполненном тьмы и боли, мире, где всё, решительно всё как бы отвернулось от него, зачахло и перестало дышать? Камю говорит: да, проблемка нарисовалась, но самое важное - понять, стоит ли вообще жить (и если да, то как).
Вместе с тем бог мёртв - и человек свободен. Но свободу эту он должен выразить в выборе. В "Постороннем" выбор сделан в пользу безразличия к жизни: если всё бессмысленно, то нет смысла и в пустой череде обстоятельств. Нет смысла и в любви, семейных узах, товарищеских отношениях, наконец, и в смерти, потому что всё теперь - вещь, плотность и тишина.
Как ещё можно выбрать, мы узнаём из таких произведений того же цикла как "Калигула" (в насилии и безумии) и "Недоразумение" (в физическом самоубийстве).
71,7K