Рецензия на книгу
Имя розы
Умберто Эко
Alknost12 февраля 2011 г.Об этой книге, конечно, говорилось много и людьми очень красноречивыми. Я не буду в очередной раз расписывать достоинства этой книги, а для тех, кто её не читал просто скажу: с этой книгой стоит познакомиться.
Книга представляет собой гипертекст в лучших традициях пост-модернизма. Можно вычленить детектив, исторический роман и философское размышление. Последнее, как мне кажется и является здесь самым интересным. Как и любая хорошая книга, "Имя розы" заставляет задуматься. И поводов задуматься я насчитал немало. Приведу в том порядке, как вспомню.
1. Дискуссия о бедности Христа. На чьей стороне правда в споре между миноритами и папой? Действительно ли Иисус с апостолами не имели в собственности никакого имущества. Минориты приводят изощрённую аргументацию, вводя понятия временной собственности и другие. Мне здесь кажется ближе позиция сторонников папы, ведь всё-таки Иисус с уыениками имели свою одежду, свою еду, а также платили налоги. Когда Пётр достал из рыбы монету, разве она не перешла в их собственность, пусть не надолго и только для того, чтобы уплатить налоги? Другое дело, какие выводы делают богословы из этого утверждения. Они оправдывают этим становящееся всё более излишним обогащение церкви.
2.Существует ли порядок во вселенной и если нет, то какие из этого следуют выводы? Является ли то, например, что книгу Аристотеля нашёл тот, кто спрятал её от мира или то, что Вильгельм дошёл до отгадки с помощью "ошибочных поряков" (из-за этого и разворачивается дискуссия) доказательством того, что в мире нет порядка? Может, порядок есть, но он гораздо сложнее, чем может представиться человеку. И что есть проявление Бога - наличие или отсутствие порялка? Мне представляется, что наличие, но такое, что больше похоже на отсутсвие. Случайность - это не познанная закономерность.
3.Нужно ли переосмысливать божественную науку? Частным случаем этого вопроса можно назвать: позволителен ли смех? Как мы помним, Хорхе спрятал книгу, так как боялся, что она может разрушить основы христианства. Монахи всё время ссылаются на писания отцов церкви, считая их стопроцентными авторитетами, почти как евангелие. Вильгельм же, напротив, ссылается на Роджера Бэкона и Вильгельма Оккама. Конечно, как люди ХХI века, мы целиком на стороне Вильгельма, но применимо ли это к религии? Не лучше ли, чтоб вера осталась верой для верующих?
4.Что есть дьявол? Атмосфера в монастыре пропитана эсхатологическими ожиданиями. Нужно ли понимать апокалипсис буквально или это метафорическое пророчество? Куда движется человечество: в светлое будущее или в бездну? На эти вопросы я пока не выработал приемлемого ответа.Это всё, что я пока смог вспомнить. На такие размышления натолкнула меня "Имя розы". Интересно было бы сравнить мнения.
754