Рецензия на книгу
Ученые скрывают? Мифы XXI века
Александр Соколов
Аноним6 ноября 2017 г.На самом деле, никто ничего не знает, но научное мышление - все же штука полезная
Лженаука - это обман и имитация научной деятельности без реальных результатов. Она разрушает мышление, настраивает против науки и наносит стране материальный ущерб.
Почему лженаука существует?
- Сложность современного научного знания и доступность лженаучных идей.
- Занятия наукой предполагают узкую специализацию.
- Объем современного знания превосходит возможности отдельного человека.
- Уровень образования в России упал.
- Развитие средств массовой коммуникации.
Оправдаяния лжеученых
- Пусть он ошибается - зато привлекает внимание к интересной теме.
- Он же не ученый - и не скрывает этого.
- А судьи кто? (да кто они такие)
- Существуют разные т.зрения и все они достойны уважения.
Бытовое мышление привычно для нас, научное - требует длительного обучения.
Признаки бытового мышления
- Верю чувствам. Житейская логика, не подкрепленная знаниями, заводит в тупик.
- Верю в привычное. Привыкли к искаженному до безобразия и не желают разбираться.
- Верю в простое. Простое, наглядное, образно-конкретное - легче понять.
- Эффект "вау!". Сенсации, тайны, разоблачения... иначе скушно.
- Убеди меня сейчас. Тратить время на то, чтобы разбираться лень.
- Одна задача - одно решение. Но объяснений может быть больше, чем одно.
- Верю сарафанному радио. Но очевидцы и старожилы могут ошибаться.
- Не видел - значит, не было. А откуда они это знают? Да кто вообще это может знать?
Как отличить научную книгу от лженаучной
Эти признаки не претендуют на абсолютную точность и могут лишь служить приблизительным ориентиром, всегда бывают исключения (ради больше популярности научную книгу могут сделать под "желтую" и наоборот).
1. Обложка напоминает дешевую фантастику, фэнтези или комикс.
2. Название:
• Содержит слова: сенсационная, секретная, запрещенная, запретная, тайная.
• По формуле "какая-то непонятная ерунда древних".
• Опровергается что-то из школьного учебника.
• Присутствуют сомнительные термины.
3. Автор:
• Из черного списка.
• Членство в сомнительной академии и другие странные регалии.
• Ученая степень в другой области.
• В книге нет информации об авторе.
• Пишет в слишком широком профиле (признак ученого - узкая специализация).
4. Оглавление (например, ошибки в научных терминах).
5. Аннотация:
• Написано, что книга - революция в науке.
• Обещаются чудеса - мгновенное исцеление, дешевая энергия, эконом.подъем и т.д.
• Словосочетания "официальная наука" и "официальная парадигма".
• Упоминание заговора ученых.
6. Список литературы:
• Отсутствует.
• Содержит только русскоязычные источники (язык современной науки - английский).
• Не содержит источников последнего десятилетия (устарело).
• Не научные труды, а популярные книжки, веб-сайты, статьи из википедии и прочее.
• Содержит ссылки на персон из черного списка.
7. Благодарности отсутствуют или содержат благодарность жене-мужу-брату-свату-лжеученым, но не ученым, которые помогали в составлении книги или у которых автор консультировался.
8. Отзывы и рецензии:
• Неспециалистов.
• Покойных знаменитостей.
9. Издательство. Посмотрите что еще выпускает издательство: серьезную литературу или ширпотреб.
10. Основной текст книги:
• Некорректные ссылки (напр., Эйнштейн в одном письме заметил..., Дарвин на полях написал..., На сайте Наса...).
• Аргументы "от политики", "от религии" или "нац.интересов".
• Неуважительное отношение к оппонентам и их гипотезам. (забавный факт - автор книги и сам неуважительно к таким относится)))))
• Выставление оппонентов дураками (чья бы корова мычала)))))))
• Повышенная эмоциональность, аппеляция к чувствам, а не к разуму.
Ненаучные способы отбиться от критики:- Игн
- Игнорирование.
- В критике из кучи пунктов разбить один помельче и сказать, что с остальными - все так же.
- Ловля блох. Признание пары мелких ошибок и сказать, что это мелочи не влияющие на выводы автора.
- Ошибки? Пусть! Не в этом суть! В главном-то прав!
- Переход на личности (как это банально))))
- Происки врагов. В любой непонятной ситуации обвиняйте в ангажированности (агэнты Кремля, они просто завидуют, все куплены, и вообще это заговор). Еще можно сказать, что критиковать такое не патриотично и т.д.
- Отвлечь внимание (это все ерунда, вы лучше послушайте, что я вчера видел...).
- Скажи это мне в лицо! Дерзкий, да? Прихади, пагаварим.
- Задавить авторитетом. Кто смеет спорить со светилом?
- Бравировать любыми прошлыми заслугами, особенно если п.9 не прокатил.
- Мой науч.руководитель - мегамоск и мастер Йода в одном лице, а ты вообще кто такой?
- Узурпаторы истины! Все имеют право на личное мнение и т.д.
- Это неправильная критика! Критиковать надо не так а так, и вообще...
- Это травля! Кругом враги, обижают хорошего человека.
- Да я у вас еще больше ошибок найду!
- Ох уж эти кабинетные ученые! Оторванные от практики.
- Жизнь шире школьного учебника.
- Я напишу куда надо! Фсем капэц, у меня связи.)))
Борьба с лженаукой
- Каталог лжеученых.
- Антиконкурсы и антипремии.
- Премия за демонстрацию явлений или способностей, подвергаемых сомнению учеными.
- Развенчание мифов. Ставьте эксперименты и выкладывайте результаты.
- Бойкот. Короче, игнорируйте.
- Подготовка ученых к участию в телепередачах.
- Дебаты с лжеучеными.
- Критика лженаучных произведений.
25880