Рецензия на книгу
Скала ужаса
Дмитрий Тышевич
Аноним26 октября 2017 г."Скала ужаса" Дмитрия Тышевича оставила у меня довольно смешанные чувства. С одной стороны – я оценил всю глубину и сложность проделанной автором работы, продуманность и подачу, с другой – в процессе прохождения у меня то и дело возникало усиливающееся желание сжечь кого-нибудь на костре.
Но давайте обо всём по порядку. Довольно-таки небольшая (всего-то сто параграфов) книга-игра изначально рассчитана на то, что процесс игрочтения затянет Вас надолго. В духе традиций книг-игр старой школы – к хорошему финалу приводит лишь один маршрут из возможных, и обнаружить этот маршрут невозможно ни только с первого, но даже и с двадцатого раза, а, где-то, скажем, со сто двадцатого. Но если в старых книгах-играх при этом присутствовал элемент случайности – то здесь он отсутствует в принципе (равно как и таблица навыков и параметров), и всё упирается в действия игрока: наткнулся на капкан – повредил ногу и трать больше времени (а лишние потраченные полчаса уже не могут восполниться и означают поражение), встретился с отморозком в тёмном лесу – будь добр схлопотать перо, и никаких Вам бросков на попытку обнаружения и\или обезвреживания ловушки, успешности боевого столкновения и так далее – лишь стратегическое планирование.
Крайне важно то, в каком часу в какой локации, с какими знаниями и предметами окажется персонаж – рассчитывать необходимо тютелька в тютельку, и не облазив до этого досконально всё и вся (при этом проигрывая снова и снова) игру не пройти: как уже было сказано ранее, у игры есть лишь один правильный способ прохождения, приводящий к хорошей концовке, в то время как остальные пути – ведут исключительно к гибели, в тупики и к пустой трате времени, которое уже не наверстать, независимо от того, куда персонаж будет поворачивать, с кем общаться, кому помогать, какие артефакты находить и использовать.
Начиналась игра довольно многообещающе и, в общем-то, не сказать, чтобы в итоге она разочаровала – просто изначальные ожидания не оправдались, а другие элементы игры, которые зачастую в отдельности раздражают некоторых игроков (такие, как лимит времени, не позволяющий потратить время на неторопливое изучение мира; наличие скрытых переходов; наличие лишь одной "хорошей" концовки, достижимой лишь одним правильным путём и т.д. и т.п.) в данном случае весьма гармонично сочетаются, что говорит об авторском мастерстве. И если во многих других играх существуют непринципиальные выборы, незначительно влияющие на прохождение, и позволяющие даже при одной единственной верной концовке достичь её различными способами, незначимые выборы, которые формально предоставляются, но по факту не влияют ни на что, и значимые выборы, которые встречаются, зачастую, в нескольких ключевых местах, позволяя либо прийти к различным концовкам, либо дойти или не дойти до единственной – то в данном конкретном случае каждый выбор на каждом параграфе является принципиально значимым для успешного прохождения (шаг влево, шаг вправо – попытка к бегству и карается расстрелом).
Так или иначе, книга-игра не оставляет человека равнодушным: многие ситуации встречают эмоциональный отклик, а это удаётся далеко не каждой игре и поэтому дорогого стоит. Оформление, подача, атмосфера, структура игры – всё на высоте, и даже хотя игрок начинает в какой-то момент плеваться и злиться – в конечном итоге он всё-таки из принципа пройдёт "Скалу ужаса" и похвалит, поставив высокую оценку... Если, конечно, вместо этого не бросит и не проклянёт, что уже не так хорошо.
Действие происходит в средневековой Германии, где наряду с инквизиторами-параноиками, готовыми жечь на кострах всех и каждого опираясь не на железные доказательства, а смутные подозрения – время от времени встречаются и их рассудительные коллеги, которые должны взвесить все факты и провести тщательное расследование, до вынесения окончательного вердикта. Угроза ведьм – вполне реальна, наносимый ими вред – вполне очевиден и ощутим, поэтому всё не так просто и однозначно. Главный герой не так давно потерял жену, Августину, приговорённую к сожжению по ложному обвинению, но беды порознь не ходят, и женщина, которую ГГ опрометчиво пустил переночевать в свой дом – крадёт его единственного сына. Грядёт Вальпургиева ночь, а это значит, что сына нужно спасти до определённого часа, пока он не будет принесён в жертву (на всё про всё нам отводится 12 часов), а местом проведения шабаша является печально известная гора с дурной репутацией.
Автор всеми силами старается сбить с толку и запутать читателя, предоставляя потенциальные, но бесполезные в игровом плане возможности. И в данном конкретном случае – это идёт игре только на пользу. Безусловно, книга-игра всячески достойна похвал, по праву занимая своё место в золотом фонде, и каждому поклоннику жанра следует пройти её хотя бы один раз. Тем более, что читерить в данном случае весьма затруднительно (традиционные методы не работают) и самый простой способ пройти игру – это составлять маршрут на основе полученного опыта и проходить всё честно.5367