Рецензия на книгу
Серая слизь
Гаррос-Евдокимов
Grim_Hedgehog30 сентября 2017 г.Завязка у романа детективная.
Старая знакомая молодого перспективного журналиста Дениса Каманина совершает самоубийство. По совпадению (а может и нет) главный герой как раз встречался с ней накануне. Органы, совершенно неожиданно, заинтересовались ролью молодого документалиста в этой трагедии. Опять же, по стечению обстоятельств (а может и нет) нашумевшая документалка Дениса была как раз о доведении до суицида в одной из сект.
Главный герой берется за собственное расследование, т.к. слишком уж много загадочной движухи вдруг происходит вокруг его персоны. Чувствуя связь событий сегодняшних с делами давно минувших дней, Денис окунается в воспоминания детства и буйной юности, пришедшейся на лихие 90-е. Каким-то мистическим образом все его старые знакомые и друзья, так или иначе, кажутся причастными ко всем этим странностям. Усугубляет положение и то, что, похоже, во всей этой игре ставка жизнь. Оборачиваясь назад Денис с ужасом осознает, что слишком много людей, которые так или иначе оставили в его судьбе след, уже мертвы или пропали без вести.
Вот такой замысловатый клубок получился у Авторов. Но не ждите стандартного российского детектива, выходящих в серии типа «Черная кошка» или т.п.
Гаррос-Евдокимов, это на самом деле два рижских русскоязычных журналиста, для которых детективная линия в романе это повод поговорить о наболевшем.
Кстати, действие происходит тоже в Риге, а значит, в Латвии, естественно, со всеми вытекающими нюансами жизни в этой стране некоренных латышей.
Первое что бросается в глаза — это слог. Язык сочный, живой, очень хлесткий, с множеством жаргонизмов, молодёжного и блогерского сленга и все это приправлено матюками. Но нецензурная брань не режет глаз, а лишь расставляет ударения там, где нужно. Если прибавить к этому журналистскую манеру умело нагнетать драматизм, расставлять акценты, вовремя взять паузу или наоборот нагло идти напролом, то получается адский коктейль какого-то нового литературного стиля. Правда здесь есть и, на мой взгляд, некоторый недостаток. Много предложений получилось слишком громоздкими, с множеством вставных конструкций, попутными авторскими уточнениями и т.п. Хотя, в принципе, стиль изложения сюжета, к этому располагает.
Дело в том, что, как я уже говорил, детективная линия (а она, кстати, очень и очень хороша) совсем не главное в романе. Двигаясь по частному расследованию, главный герой вспоминает своих друзей детства и юности, рассказывая о каждом из них отдельную историю. И по началу, кажется, что повествование из-за множества флэшбэков хаотичное и все эти отвлечения к делу вроде как и не относятся. Но чем дальше читаешь, тем четче вырисовывается вся картина. Гаррос-Евдокимов в «Серой слизи» делают этакий срез судеб ребят из девяностых. Что стало с той молодёжью в 2000-х, в современном мире? Как они приспособились к новой стране, новой политике, к новой форме существования? И не смотря на то, что истории эти с латвийским акцентом, очень уж это близко будет и российскому читателю.
Судьбы у ребят сложились по-разному: кто-то спился, кто-то захлебнулся в рвотных массах, кто-то увлекся альпинизмом и пропал в горах, кого-то съела система, а кто-то, как наш главный герой, стал звездой местного значения. Авторы, не смотря на излишний пафос и понты, стараются рассказать все это честно, и такое ощущение, что у них накипело. Нет, не просто накипело, а прямо-таки прорвало. Будто им не давали говорить много лет, а теперь разрешили высказаться, но дали всего пятнадцать минут. Сказать хочется много чего, но времени мало, а потому они начинаю говорить взахлёб, теряя мысль и тут же находя её, перебивая самих себя и боясь, что им не дадут договорить до конца.
Скажу честно, не все истории мне понравились, но больше таких, которые прочитывал на одном дыхании.
Не надо бояться того, что персонажи получились схематичными или, пусть и умело подобранными, но всего лишь собирательными образами. Нет! Ничего подобного. Все герои книги живые до осязаемости. Начиная от странноватого следователя и заканчивая главным действующим лицом. Прочитав где-то треть книги, я на полном серьёзе полез в интернет искать реально существующего Дениса Каманина, настолько он получился НАСТОЯЩИЙ в книге.
Наряду с вымышленными персонажами в романе фигурируют и люди реально существующие – их имена, так или иначе, на слуху. Конечно, от этого история кажется ещё правдоподобнее.
В заключении скажу, что книга производит противоречивое впечатление. Где-то режет глаз излишний журналистский пафос, где-то напрягает позиция авторов, опять же финал не совсем однозначный. Но то, что книга яркая и заметная, в своём роде, этого тоже не отнимешь.
А потому, настоятельно рекомендую ознакомиться с романом «Серая слизь», и где-то поспорить с ним, где-то согласиться, а где-то, даже, и открыть глаза.62,2K