Рецензия на книгу
Утонченный мертвец
Роберт Грэм Ирвин
readernumbertwo16 сентября 2017 г.В оригинале книга Роберта Ирвина называется "Exquisite Corpse". То есть точно так же как одна из известнейших книг Поппи Брайт. Хотя Ирвин издал свою на год раньше, чем Брайт, на русском сразу вышел "Изысканный труп" Брайт (2005 и 2007 соответственно). При этом издали его в знаменитой "желтой серии", то есть в серии "Альтернатива" издательства "АСТ". Понятное дело, что для продвижения своих книг они не могли дать им одинаковое название. Вот так и появился "Утончённый мертвец" Роберта Ирвина, хотя логичнее было перевести название именно его книги "Изысканный труп", потому как именно под этим названием нам известна игра сюрреалистов, которая упоминается автором.
Возможно, вы играли в школе в игру, распространённую в кругах сюрреалистов и даже не знали, что это она. Иногда суть "Изысканного трупа" сводится к тому, чтоб нечто нарисовать (один человек рисует голову, другой -шею и т. д.), иногда - к тому, чтоб получить неожиданную фразу (один участник пишет прилагательное и загибает бумажку так, чтоб написанное не было видно, другой – существительное, потом глагол и так далее). Во втором случае может получиться то самое "Изысканный труп хлебнет молодого вина".Роберт Ирвин решил сыграть в нечто подобное сам с собой. Автор взял имена и факты из жизни известных сюрреалистов в разных пропорциях (например, Дали упоминается вскользь, но вот Бретона вспоминают регулярно), богемность и декаданс, творческие поиски людей в промежутке между двумя мировыми войнами, любовную одержимость, немного гомосексуальности и сексуальных экспериментов – и хлебнул молодого вина. Или же создал его, чтоб хлебнул читатель.
Книга написана от лица некого художника-сюрреалиста, который знакомится с девушкой, далекой от круга его друзей и знакомых. Она машинистка, играет в любительском театре, не мучается творческими поисками, но при этом ее привлекает странный, непохожий на ее собственный, мир сюрреализма.
Кроме того, что Роберту Ирвину удалось передать суть сюрреализма (вот правда: если человек никак не может уловить, почему возник сюрреализм и что это такое – эта книга сможет всё прояснить), ему ещё удалось показать суть желания как такового. Этот смутный объект желания, да-да.
Мне очень понравилось то, что в книге подаётся идея о сюрреализме как направлении текстовом. Не смотря на то, что мы знаем сюрреализм в живописи и сюрреализм в кино и, вероятно, можем говорить о них с большей уверенностью, чем о сюрреализме в литературе, тем не менее в этом направлении отлично отражена установка "Всё есть текст". При этом мир оказывается не просто заполненным знаками и символами, но эти знаки и символы постоянно меняют своё значение. Так творится языковая игра, художник-сюрреалист закономерно становится писателем.
Прекрасно также и акцентирование внимания на том, что в рамках нацистского восприятия реальности сюрреализм как раз получил ту самую остроту "Я – бунт". Я бы вообще сказала, что у нацизма (как и других радикальных идеологий) есть нечто общее с сюрреализмом: ты берёшь реальное и преобразуешь его через нереальное в некую новую реальность. Расщепление атома, ядерная энергетика, ядерное оружие – тоже кисти, которыми творится некий новый порядок.
Что касается желания, то в "Утонченном мертвеце" оно тоже представляет из себя некого слона на длинных и хрупких ногах, некую текучесть часов и полет пчёлы за несколько секунд до пробуждения. Читатель сталкивается не только с людьми, которые постоянно меняют партнёров (в том числе и находя их в собственной компании), не только с идеологом группы сюрреалистов (женатым, да; это уже вопрос о рамках для свободы), который кончает жизнь самоубийством во время оргии, не только с необычными практиками а-ля канибализм (речь, скажем, про облизыванием тела своего партнёра без непосредственного полового акта), но и с гораздо более тонкими вещами из области влечений.
У главного героя есть друг. Он, конечно, тоже сюрреалист. И он гей. И он ведёт себя так, что в группе сюрреалистов складывается впечатление, что у него с главным героем книги есть романтические отношения. А этих отношений нет. В том числе и из-за того, что главный герой гетеросексуален.
Герой влюблён в женщину, которая сразу положительно реагирует на его знаки внимания, но позже отвергает его и исчезает в неизвестном направлении. Всю книгу мысли о ней и уничтожают его и позволяют ему жить. Это тоже то самое выстраивание незримого на обломках зримого.
В финале оказывается, что друг героя (гей, да) влюбился в неё и возжелал заполучить. И заполучил. Вот здесь весьма интересное совмещение желания как утраты не просто контроля, но самого себя (он же теряет идентичность, связанную с сексуальностью!) и желания как воли (он бежит на войну от этой женщины). При этом здесь есть утрата, которая становится обретением (теряю друга и получаю женщину, теряю связь с мужским и обретаю с женским), но есть и обретение незримого, возникающего на обломках зримого (гомосексуальный человек не получает того самого мужчину как тело и дух, но при этом обретает его как порыв, который был направлен на женщину).
Я не знаю, было ли мне хорошо с "Утонченным мертвецом" из-за того, что автор – у него, кстати, прекрасное образование – многое вложил в книгу или из-за того, что я сумела многое извлечь из себя, рассматривая себя в отражении этого текста. Так или иначе, но вы тоже можете попробовать увидеть нечто внятное в потоках исчезающей реальности.
301,5K