Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Этой ночью я ее видел

Драго Янчар

  • Аватар пользователя
    Morra13 сентября 2017 г.
    Никто не считается с теми, кто просто хочет жить.

    Вероника Зарник очаровательна, легка в общении и экстравагантна - такие женщины всегда привлекают взгляды, особенно мужские. Доброта и сострадательность позволяют восхищаться ею, наивность и легкомысленность вызывают желание заботиться и оберегать. Такая женщина способна расплакаться над лягушкой, которую переехало автомобилем, в то время как вокруг на многие километры полыхает война и люди гибнут ежедневно, ежеминутно. Такая женщина замечает изменение настроения своей лошади, но упорно прячется в кокон незнания, закрывается в башне неведения и упрямо гнёт свою линию, даже когда это становится просто опасным. Вероника, несмотря на свои тридцать или сколько там лет, в какой-то степени очень глупенькая. Судьба даровала ей возможность жить, как она желает, и она живёт, не задумываясь о завтрашнем дне, как стрекоза из всем известной басни. Осталась бы она такой же, не растеряла своего обаяния, доведись ей родиться в простой семье? Вряд ли. Жизнь заставила бы принимать её в расчёт. Но зато, возможно, Вероника была бы жива.

    Вероника Зарник, спускающаяся ближе к читателю с каждой строчкой, так и остаётся "вещью в себе". Мы видим её глазами разных людей, которые знали и любили её, прощали и объясняли её слабости или, наоборот, злились, обвиняя в различных грехах. Что они знали о настоящей Веронике? Могли ли знать?.. Каждый из них рассказывает свою часть истории жизни Вероники, а заодно - свою собственную. Читатель складывает воедино все пять фрагментов, но щели между ними не заделать - вопросов Драго Янчар ставит больше, чем ответов. И вопросы эти вряд ли вообще имеют простые ответы, особенно, когда речь идёт о периодах всеобщего помешательства, о войне и оккупации, как в данном случае. Этот роман по сути даже не о Веронике, неважно какой она была, почему любила Берлин и музыку Бетховена, почему сбежала с сербским офицером, а потом вернулась к мужу. Важно то, что насилие бессмысленно и безадресно, что идейным убийцам плевать на личности, что смерть, в какой бы форме она не пришла - война, болезнь..., косит всех, без разбора. Эта бессмысленность происходящего пугает больше всего. И эта бессмысленность опасна, она вводит в искушение оправдать самого себя - мол, а что от меня зависело?.. Как сложно порой оставаться просто человеком. Как страшно, что преступления совершают такие вот обычные люди. Как жутко, что полярность совершённого настолько легко исправить, и вот убийство в лесу становится "наказанием предателей".

    Роман Драго Янчара, несмотря на крайне скромный объём (даже до 200 страниц не дотягивает), прибивает и нечеловеческой ситуацией, и сопутствующими вопросами, которые затрагивают не только собственно философские (что есть?..) или психологические (а как бы я?..) аспекты, но и переосмысление событий недавнего прошлого. Сегодня больше нет чёрного и белого, краски смешались. И среди вчерашних героев-партизан были сволочи или просто те, кому было неважно, как исполнять приказ, и среди представителей оккупационных войск были те, кто ненавидел войну. А куда отнести тех, кто просто хотел выжить, как Вероника, как её муж Лео Зарник, который помогал партизанам после ужина с интеллигентными немецкими офицерами?.. Как просто было, пока ответы на эти вопросы давала официальная идеология, как сложно стало сегодня, когда ориентиров больше нет.

    По итогу знакомства с двумя совершенно разными романами Драго Янчара я бы назвала его одним из самых талантливых современных балканских писателей, а может и просто - одним из самых талантливых. Его тексты отличает умение не только поднимать сложнейшие вопросы, но делать это без оценок, без морализаторства, оставлять ответы на откуп читателю. Он не вдалбливает читателю прописные истины, он ведёт диалог на равных. И это, по-моему, один из главных признаков хорошей литературы (да и искусства в целом).

    27
    997