Рецензия на книгу
Утонченный мертвец
Роберт Грэм Ирвин
Inelgerdis20 июля 2017 г.Беря в руки книгу из знаменитой "оранжевой серии" я ожидала каких-то провокаций, оргий, физиологии, но нет - эта книга совсем не об этом. Хотя тут в наличии имеются эрекция в отделе женского платья в универмаге, облизывание женщины целиком, немножко оргии и даже минет! Хотя, если подумать, пожалуй, провокация тоже имеется - только не агрессивная и, я бы даже сказала, скрытая.
Это роман в романе, и внутренний роман написан художником Каспаром как признание в любви к женщине по имени Кэролайн и попытка найти её. Впрочем, было ли его чувство любовью? Не уверена. Мне кажется, что оно больше похоже на одержимость, на желание обладать тем, что недоступно. Одержимость тайной в женском обличье. Она ведь так осталась для него непознанной - ни телом, ни душой. Не это ли так привлекло и даже приковало Каспара именно к ней? Впрочем, я не ожидала простых и понятных отношений между художником-сюрреалистом и машинисткой - уж слишком из разных миров они были. Та действительность, что была для неё привычна и естественна, Каспару представлялась чем-то далёким и достижимым лишь во сне; его же привычный мир пугал и одновременно манил Кэролайн, представляясь чудесным приключением. А сцена расставания так вообще напомнила подростковую драму:
Она: (трагично, полушёпотом) Мы расстаемся, но не навсегда. Нам надо понять, что мы чувствуем друг к другу.
Он: (печально) Если ты уйдешь, я покончу с собой. (А потом он напился и проснулся черт знает где).
Куда в большей степени роман рассказывает о сюрреализме, его видении мира и его, так сказать, месте в обществе до Второй Мировой и после. Художники и писатели, последователи сюрреализма, хотели поразить и даже шокировать общество, они пытались творить без контроля разума и каких-то ограничений (как сейчас говорят, заткнув своего внутреннего критика), исследовали этот мир и мечтали пробиться в Высшую Реальность, способную изменить действительность. Но на деле это действительность пробилась в их реальность Второй Мировой войной и расставила всё по местам, разметав "Серапионовых братьев" по миру и проредив их ряды. И потому мы встречаем в романе как вымышленных персонажей вроде того же Каспара, так и вполне реально существовавших - Сальвадора Дали, Галу , Поля Элюара, Джорджа Оруэлла и даже Алистера Кроули.
Развязка же всей истории оказалась такой обыкновенной, что мне даже стало немного жалко Каспара. Весь его жизненный путь нам чуть ли не кричал о его необыкновенности, и мне виделось завершение его пути неким сюрреалистичным образом. Но, пожалуй, именно это противопоставление и производит наибольшее впечатление.17858