Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Соборяне

Н. С. Лесков

  • Аватар пользователя
    Аноним26 января 2017 г.
    Пред путешественниками вдруг с горы открылся родной город - город древний, характерный и полный для Туберозова воспоминаний, под напором которых старик откинулся назад и зажмурился, как от сверкания яркого солнца.

    Недавно я просмотрела любопытный цикл передач road movie, называется "Ехал грека". Московский студент-грек проехал по старинным русским городам в поисках неуловимого "русского духа". Кострома-Галич-Владимир-Суздаль-Ростов-Переславль. Выходит, то, что он искал, искреннее и настоящее, тихо спит в далекой глубинке, в русских святынях, в характере не столичных и простых людей.

    Я бы смело дала почитать этому греку Лескова, его "Соборян". Там русский дух, там Русью пахнет. И характеры жителей небольшого уездного Старого города такие колоритные, неприукрашенные. Наши три мушкетера из провинциальной "поповки" - старомодного покроя. Протоиерей Савелий Туберозов, человек самой искренней веры, философ-мыслитель, гражданин, любящий свое отечество. Даже в 70 лет его взгляд тепел и ясен, а речи мудры. Священник Захария Бенефактов, тихий незаметный праведник. И самый мой любимый герой - дьякон Ахилла Десницын, русский богатырь в рясе. Он стихийный исполин с душой ребенка, и как-будто в нем одном горят тысяча жизней. С юмором Лесков описывает приключения Ахиллы.


    Живучи в монастыре он отомстил цензору Троадию, привязав его коту на спину колбасу с надписанием "сию колбасу я хозяину несу" и пустил кота с этой ношею по монастырю.

    Но весь юмор в книге - сквозь горькие слезы. Слезы о народе, утратившего Веру, невежественному, слепому, нищему. В уста Туберозова Лесков вкладывает свои размышления о поиске правды и утешения. Нет их уже в Божьем Храме, где торгуют совестью и ставят мертвую букву выше живого слова. Заумные слова проповедей не доходят до сердец прихожан, а священник не имеет права говорить "от себя". Иначе это революция и опала. Вот и отрекаются жестокосердные "новые люди" от веры и всего самого святого, родителей, дома, обычаев и истории. И ведь это не архаичная, далекая от нас тема! Как хочется сказать словами Лескова именно сейчас!


    В необходимость просвещенного человека вменяется безверие, издевка над Родиной, в оценке людей, небрежение о святости семейных уз, неразборчивость...

    Ох, как болит от этого душа! И ведь история развивается спиралью - события повторяются! Разве не разрушали храмы в XX веке, не запрещали злободневные и откровенные проповеди?


    зрелище было страшное, непристойное и поистине возмутительное; а к сему же еще, как назло, железный крест с купольного фонаря сорвался и повис на цепях, а будучи остервененно понуждаем баграми разорителей к падению, упал внезапно и проломил пожарному солдату из жидов голову, отчего тот здесь же и помер

    Савелий Туберозов молит Бога простить развращенные род человеческий, несущий врага в себе самом.

    Чтение "Соборян" сначала совсем не простое. Постоянно приходится читать сноски на библейские темы, жития святых, старославянские термины. Но как мед для зрения потом становятся эти слова:


    оле-увы, мовничать-мыться, трусик-заяц, киса - кожаный мешок, репейка на окнах - деревянное украшение.

    Мы, конечно, стали просвященнее. Но полностью утратили настоящую веру "в Христа крестясь, но в Христа не веруя", и это трагедия нашего народа. Ведь "по науке" доказано много раз


    Я ведь, голубчик, и сам этому не рад, но против хвакта не попрешь. ...Хвакт этот по каждому человеку прыгает, - отвечал дьякон и объяснил, что это блоха, а блоху всякий может сделать из опилок, и значит все-де могло сотвориться само собою

    НО


    Если бы мне, как Санхе-Пансе, дали выбирать себе государство, то я выбрал бы себе не коммерческое и не богатое, а такое, в котором бы непрестанно как в шутку, так и в серьез смеялись...все это к нам подходяще, и не богаты, и не тароваты, а уж куда как гораздо смешливы...

    Это все, что нам остается.

    9
    219