Рецензия на книгу
Nevermore
Гарольд Шехтер
anastasia_dv9 сентября 2016 г.Псевдоисторические книги - нечто, которое надо читать, фильтруя всё от и до и не забывая, что это выдумка. Но такие книги частенько пробуждают живой интерес, как у меня, так и у многих других читателей, потому что это намного интереснее, чем читать учебники или исторические романы, которые лишены фантастической составляющей. Так, меня впечатлил "Друд, или человек в черном" Симмонса (хотя нельзя отрицать, что "Тайна Эдвина Друда" Диккенса мне понравилась меньше). "Nevermore" нельзя назвать совсем уж псевдоисторической книгой, потому что это, как никак, не фантастика, а просто детектив, главными действующими лицами которого являются не безызвестный Эдгар Аллан По и нам неизвестный (но американцам, наверно, знакомый) Дэви Крокетт, первопроходец.
Судить о личностях и характерах реальных людей по этой книге сложно, хотя, если поднять исторические справки, наверно, можно и сопоставить прототипы главных героев с их литературными образами. Эдгар По предстает перед нами невообразимо слабохарактерным малым, который любит поразмыслить над происходящим вокруг него, а также углубиться в чтение книг с мистической составляющей. Крокетт же - это человек с неуёмной энергией, в каждой бочке затычка, любящий восхвалять себя, за что стал горячо любим среди обычного населения. Возникает логичный вопрос - что же сводит этих двоих при их взаимной ненависти друг к другу?
Детектив начинается практически с самого начала книги - Эдгар По случайно натыкается на место убийства женщины, придя на очную ставку с Крокеттом. И судьба неизбежно сближает этих двух антагонистов. Расследование убийства приводит к еще одному, а потом и к еще одному. Убийства кровавые и мерзкие. Кто при одном только взгляде на трупы не потеряет самообладание? Крокетт остается самим собой в любом случае, а вот Эдди... Крокетт называл его Кротиком, что в принципе вполне оправдывает это прозвище, потому что наш слабохарактерный писатель падает в обморок при каждом удобном случае, и особо этого не стесняется. Можно было бы поставить это в укор хотя бы автору книги, но почему-то хочется верить такому описанию образа знаменитого писателя. Но в итоге По оказывается и не таким уж слабаком, потому что из парочки передряг он сумел выбраться, не смотря на посильную помощь Крокетта. И книга заканчивается хэппи эндом.
Возвращаясь к рассуждениям об исторической составляющей, хочется отметить, что биографические факты о жизни Эдгара По начинают интересовать где-то с середины книги, и чем дальше, тем больше скелетов в шкафу всплывает. Тут и мать По, и его отец, и в целом семейные перипетии и тайны. Это не может не заинтересовать даже никогда не читавшего книги По читателя. Немного готический стиль повествования наталкивает на мысль, что Шехтер пытался воспроизвести то, как писал По, и, как мне кажется, это удалось очень и очень неплохо, а отсылки на некоторые произведения По пробуждают живой интерес - такое ощущение, что происходящее в книге действительно имело место быть.
Но кто знает, правда это или нет - вопрос к знатокам биографии Эдгара Аллана По.19364